Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
COVID-19
21.03.2020 49 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Коронавирус в Беларуси и работа:—консультации специалистов

Фото: freepik

Редакция «Экономической газеты» принимает вопросы, возникающие у нанимателей и работников, в связи с ситуацией, вызванной коронавирусом COVID-19. 

Вопросы и ответы, а также другая полезная информация будет собираться в данной тематической подборке.

А также по телефону: +375 (29) 645-45-48 (А1/Viber)

 

В свободном доступе

 

Изменения в Указ № 143: комментарий МНС

 

Внесены изменения в Указ № 143

 

Профилактика COVID-19 в организации

Соблюдение профилактических мер в ухудшающейся эпидемиологической ситуации является необходимым условием при работе в офисе как для работника, так и для нанимателя. Давайте разберемся, какие дополнительные документы помогут урегулировать предупреждающие мероприятия в организации и как нанимателю реагировать, если сотрудник пришел на работу с признаками заболевания?

 

COVID-19 и налог на прибыль: МНС и Минфин уточняют

 

Субсидиарная ответственность: новые возможности пересмотра судебных решений

Указ от 24.04.2020 № 143 «О поддержке экономики» предоставляет возможность пересмотра судебных решений о привлечении к субсидиарной ответственности. Верховный суд разъяснил, на что стоит обратить внимание тем, кто хочет этим правом воспользоваться.

 

Исполнение Указа № 143

С 26.04.2020 вступил в силу Указ от 24.04.2020 № 143 «О мерах поддержки экономики» , делегировавший Совмину, министерствам, местным Советам депутатов, облисполкомам и Минскому горисполкому права в пределах их компетенций принять решения по реализации положений Указа.

 

Медработник на больничном: надбавка по Указу № 131 и пособие по временной нетрудоспособности

Работаю в отделении реанимации Больницы скорой медицинской помощи. В мае получила за апрель 2000 руб. надбавки, установленной Указом Президента от 16.04.2020 № 131 «О материальном стимулировании работников здравоохранения» (далее – Указ № 131). С 18 мая нахожусь на больничном, т.к. сама заболела коронавирусом.

Будет ли надбавка включена в средний заработок для оплаты пособия по временной нетрудоспособности?

 

Как помочь учреждениям здравоохранения

В сложившейся эпидемиологической ситуации многие организации хотят оказать помощь учреждениям здравоохранения. На практике возникает ряд вопросов, в т.ч. как правильно оформить безвозмездную помощь документально, с чего начать.

 

Оформляем помощь медикам правильно

Белорусские компании активно включились в процесс оказания безвозмездной помощи медицинским учреждениям, принимающим больных коронавирусной инфекцией.
Но даже такое благое дело, как помощь государственным медицинским учреждениям от бизнеса, требует документального оформления в соответствии с нормами действующего законодательства.

 

Надбавка медикам и средний заработок

Медицинские работники начали получать ежемесячные над­бавки за работу в условиях, связанных с инфекцией COVID-19. В редакцию поступают вопросы от бухгалтеров насчет включения надбавок в средний заработок для определения размера отпускных.

 

Больничный контакту первого уровня, если на работе оформлен отпуск без сохранения зарплаты

Нахожусь в отпуске без сохранения заработной платы, который оформлен на месяц по предложению нанимателя в связи с отсутствием работы на моем участке. Проживающий со мной в одной квартире брат госпитализирован с пневмонией, вызванной коронавирусной инфекцией COVID-19. Мне позвонили из поликлиники насчет оформления больничного листа на период самоизоляции как контакту первого уровня.

Будет ли по этому больничному листу назначено пособие по временной нетрудоспособности по месту работы?

 

Можно ли отказаться от работы, если наниматель не предоставляет средства защиты от COVID-19

В небольшом магазине у одного из продавцов под­твержден коронавирус COVID-19, двое – на больничном с симптомами ОРВИ.

1. Что должно предпринять руководство, чтобы обезопасить работников?
2. Можно ли отказаться от работы, если никаких действий по защите продавцов от заболевания руководство в данной ситуации не предпринимает?

 

Коллега заболел COVID-19: можно ли отказаться от досрочного выхода из трудового отпуска для его замены

Работника отправили в трудовой отпуск, но спустя неделю вызывают из-за того, что в филиале предприятия сотрудник заболел COVID-19 и нужно его заменить.

Имеет ли работник право отказаться от предложения нанимателя и остаться в отпуске? На какой документ ссылаться в данной ситуации?

 

Арендные платежи. Комментарий к Указу № 143

Что изменилось для арендаторов?
На что обратить внимание арендодателям?

 

Ограничения на командировки работников организаций города Минска

Комитет по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома (далее – Комитет) прокомментировал требование городских властей «не допускать выезда сотрудников в командировки» в целях профилактики распространения COVID-19.

 

Пособие по временной нетрудоспособности, назначаемое в связи с проведением санитарно-противоэпидемических мероприятий

 

Размер пособия по временной нетрудоспособности при стационарном лечении от коронавируса

Меня положили в больницу с высокой температурой и лихорадкой. Тест подтвердил наличие коронавируса.

Как будет оформлено мое отсутствие на работе и как в таком случае будет оплачен больничный?

 

Меры поддержки экономики: комментарий к Указу Президента № 143

В целях минимизации влияния мировых кризисных явлений (пандемии) на экономику страны приняты Указ № 1411, Указ № 1432.

 

Есть ли особенности увольнения женщин с детьми в период пандемии COVID-19

Может ли наниматель не продлить контракт с работницей, которая одна воспитывает 5-летнего ребенка, в период пандемии?

 

Водитель-белорус приехал из России и ждет начала следующего рейса

В штате российской транспортной компании, выполняющей международные автомобильные перевозки, состоят водители – граждане Беларуси. Их работа связана с выполнением международных рейсов из России в Беларусь. Как правило, после доставки и разгрузки в Беларуси такие водители до следующего рейса, предусматривающего погрузку в Беларуси, на несколько дней возвращаются к себе домой.

Обязаны ли они на территории Беларуси соблюдать режим самоизоляции?

 

Неначисление амортизации – это помощь кому?

Очередной раз «в помощь» бизнесу белорусским законодателем предоставлено право не начислять амортизацию (пос­тановление Совмина от 15.04.2020 № 229 «О неначислении амортизации ос­новных средств и нематериальных активов в 2020 году»).

 

Таможенные льготы для медицинских товаров, предназначенных для лечения и профилактики коронавирусной инфекции

 

Приостановка работы на период пандемии и частичное сохранение зарплаты

На работе всех отправляют по очереди на 2/3.
Есть ли преимущество пойти в первую очередь матери, имеющей несовершеннолетнего ребенка? Сколько дней можно находиться на 2/3?

 

Влияние пандемии на аудит

Меры, предпринимаемые по предупреждению распространения коронавирусной инфекции, оказывают влияние на организацию и проведение аудита.

Организации, как заказчики аудиторских услуг, так и сами аудиторы, переводят своих сотрудников на дистанционную форму работы. Данное обстоятельство неизбежно влияет на подготовку и утверждение отчетности за 2019 год и на выражение мнения о достоверности отчетности.

 

В больнице сломался аппарат ИВЛ: необходим его вывоз на гарантийный ремонт в Германию

В процессе эксплуатации в медицинском учреждении аппарата искусственной вентиляции легких (ИВЛ) вышел из строя увлажнитель (многоразовая камера) с контролем температурной смеси и подогревом инспираторной части контура. Поставщик принял решение о проведении гарантийного ремонта медоборудования. Для этих целей ИВЛ подлежит вывозу производителю автомобильным транспортом на территорию Германии.

Каким будет порядок таможенного оформления неисправного медицинского оборудования и его обратный ввоз в Беларусь?

 

Отпуск без сохранения зарплаты использован: каков следующий этап спасения от коронавируса?

Работаю на заводе по распределению после обучения на бюджетной форме. В коллективе уже много случаев заражения коронавирусом.
Можно ли уйти в отпуск без сохранения заработной платы, притом что мной уже израсходован допустимый период времени нахождения в отпуске за свой счет – 30 рабочих дней?

 

Маски и перчатки при выходе из авто и другие изменения. Скорректированы требования к транзитным автоперевозкам

С 10 апреля действует постановление Совмина от 08.04.2020 № 208 «О введении ограничительного мероприятия» (далее – постановление № 208), которым, в частности, внесены дополнения в постановление Совмина от 25.03.2020 № 171 «О мерах по предотвращению завоза и распространения инфекции, вызванной коронавирусом COVID-19» (далее – постановление № 171), затрагивающие деятельность международного автомобильного транспорта, международных автоперевозчиков.

 

Регулирование цен и госзакупки: расторжение договора

Введение правительством запрета на рост цен для поставщиков, производителей и продавцов выше 0,5% в месяц внесло определенные коррективы во взаимодействие заказчиков и поставщиков по государственным закупкам. В чем их суть?

 

Минздрав корректирует инструкции о порядке оформления нетрудоспособности в связи со введением режима самоизоляции

 

Самоизоляция: расчет на «первый – второй»

14.04.2020

Минздрав установил критерии отнесения граждан к контактам 1-го и 2-го уровня с лицами, имеющими инфекцию, вызванную коронавирусом COVID-19.

 

Самоизоляция: правила поведения, оплата, штраф за нарушение

С 10 апреля действует постановление Совмина от 08.04.2020 № 208 «О введении ограничительного мероприятия» (далее – постановление № 208).

 

COVID-19 влияет и на аудит

 

Ограничение рабочих контактов в условиях пандемии. Можно ли перенести на апрель трудовой отпуск

Работаю контролером пассажирского транспорта.
Имею ли право в связи с пандемией COVID-19 и опасениями за свое здоровье просить нанимателя о переносе трудового отпуска с октября (запланирован по графику) на апрель?

 

Лояльные и жесткие кадровые решения в ситуации пандемии COVID-19 и экономической неопределенности

Приближение «идеального шторма», вызванного девальвацией национальной валюты, снижением числа покупателей в экономике и пандемией коронавируса вынуждает нанимателей срочно предпринимать кадровые действия, которые помогут сохранить бизнес и тщательно подобранный в благополучные времена трудовой коллектив.

Мягкие и радикальные кадровые решения мы обсуждаем суправляющим партнером GRATA International Дмитрием ВИЛЬТОВСКИМ.

 

Минск ввел ограничения: запрещены командировки и посещения организаций посторонними лицами

В Минске утвердили План дополнительных мероприятий по профилактике и снижению распространения острых респираторных инфекций, в том числе вызванных COVID-19. Меры перечисленные в плане, обязательны к исполнению всеми субъектами хозяйствования на территории Минска.

 

Можно ли назначить ответственного за дезинфекцию

Работаю секретарем приемной. Наниматель поручил мне не­сколько раз в день чистить дезинфицирующим средством дверные ручки и другие чаще всего используемые поверхности.

Должна ли я выполнять дополнительную работу? Если да, то должен ли наниматель платить за это дополнительно?

 

Выплаты командированным работникам, не успевшим вернуться до закрытия границ

На Национальном правовом Интернет-портале 05.04.2020 опубликовано постановление Совмина от 03.04.2020 № 194 «О служебных командировках за границу» (далее – постановление № 194), предусматривающее порядок выплат работникам при продлении командировки и самоизоляции после возвращения в связи с коронавирусом COVID-19.

 

Продлены сроки завершения внешнеторговых операций

Совет Министров совместно с главным банком нашей страны принял очень смелое и своевременное решение об упрощении валютного регулирования внешнеэкономической деятельности.

 

Изменили законодательство очень своевременно. Перевод сотрудников на дистанционную работу идет успешно

Как наладить работу бизнеса в условиях экономического и эпидемиологического кризиса? Речь об этом шла на организованной компанией «1С-Битрикс (Беларусь)» антикризисной конференции #ПланБ_2020.Pro, которую в связи с распрост­ранением коронавируса решили провести онлайн.

 

В период эпидемии коронавируса перевод на работу, не связанную с обслуживанием посетителей

Работаю официантом в кафе и контактирую с большим количеством посетителей. Недавно болела грип­пом, в связи с чем считаю свой иммунитет ослабленным и отношу себя к лицам с повышенным риском заражения коронавирусом и развития осложнений.

Могу ли я требовать от нанимателя перевода на другую работу, не связанную с обслуживанием посетителей кафе?
 

Выдайте кассирам перчатки, если они считают деньги источником инфекции

Работаю на кассе и в течение дня получаю и выдаю наличные. У меня нет возможности мыть руки после каждого клиента, и работодатель не предоставил нам дезинфицирующие средства, чтобы можно было периодически обрабатывать руки.

Может ли кассир потребовать у нанимателя выдать дезинфицирующее средство и перчатки?

 

Перевод на удаленную работу после поездки в эпидемически неблагополучную страну

Наниматель своим приказом запретил приходить на работу сотрудникам, которые выезжали в Китай, Корею, Иран и Италию, т.е. страны, неблагополучные по коронавирусной инфекции, в течение двух недель после возвращения и обязал их работать удаленно.
Должен ли переход на удаленную работу быть оформлен другими документами, кроме приказа?
 

Отдохнула в Италии, а теперь меня не пускают на работу

Работница 27 февраля вернулась из Италии, где провела 5 дней. На работе ей предоставлен отпуск без сохранения заработной платы до 28 февраля. Директор 28 февраля позвонил и запретил выходить на работу в течение двух недель, опасаясь коронавируса, предложил взять отпуск без сохранения заработной платы со 2 по 13 марта. Он также предупредил, что 16 марта работница должна представить медицинскую справку о состоянии здоровья. Правомерны ли действия нанимателя?

 

Как правильно перевести сотрудников на дистанционную форму работы

О том, как перевести работников на дистанционную форму работы, а также соблюсти все формальности, рассказывает юрист, преподаватель учебного центра ООО «Сфера технологий безопасности» Елена Гадлевская.
 

Как организовать контроль за работой дистанционного работника

О том, как организовать контроль за работой дистанционного работника, рассказывает управляющий партнер компании Human Capital Academy Наталья Непевная.

 

Наниматель просит справки о здоровье при приеме на работу в связи с распространением коронавируса в Беларуси

Необходимо ли проходить первичный медицинский осмотр всем сотрудникам при трудоустройстве? И обязательно ли представлять справку о состоянии здоровья всем при приеме на работу?


Опасения кассира, связанные с потенциальным риском заражения

Работаю кассиром в магазине, поэтому считаю, что подвержена большому риску контакта с переносчиком коронавируса. По этой причине опасаюсь идти на работу.

Могу ли я отказаться от выполнения работы на том основании, что это угрожает моему здоровью?

 

Коронавирус и договорные отношения: что БелТПП будет считать форс-мажором?

Белорусская торгово-промышленная палата сообщила, что свидетельствует обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор) только в отношении конкретных договоров (внешнеэкономического или заключенного между белорусскими предприятиями).
 

Письмо Минздрава от 13.03.2020 № 7-19/4568 «О профилактике коронавирусной инфекции»

 

Памятка работодателю по профилактике инфекции, вызванной коронавирусом SARS/CoV-2019 (инфекция COVID-19)  (Можно скачать)

 

Дезинфицирующие средства юрлицам по безналу

Министерство здравоохранения рекомендует субъектам хозяйствования, имеющим лицензию на фармацевтическую деятельность в части оптовой и розничной реализации лекарственных средств, до 31 мая отпускать антисептики юрлицам по безналичному расчету. 

 

Для подписчиков

 

Экспресс-тест на коронавирус

Наниматель ввел требование, по которому невакцинированные работники должны раз в неделю тестироваться, и закупил экспресс-тесты. Не всем сотрудникам это нравится.

Можно ли привлекать работников к дисциплинарной ответственности за невыполнение такого требования нанимателя?

 

Бухгалтерский учет выдачи сертификата о вакцинации от коронавируса в бюджетной организации

Согласно ст. 79 БК1 бюджетные организации в соответствии с закрепленными за ними функциями и задачами могут осуществлять приносящую доходы деятельностьТакже необходимо отметить, что в соответствии с ч. 2 п. 3 ст. 79 БК разработано Положение2 для учета доходов при осуществлении предпринимательской деятельности и иной приносящей доходы деятельности.

 

Подоходный налог и страховое возмещение

Организация в январе 2021 г. застраховала своих работников на случай заболевания COVID-19 сроком на 1 год. Страховой взнос за год составил 120 руб. В июле 2021 г. работнику в связи с наступлением страхового случая страховой организацией выплаченное страховое возмещение в размере 1200 руб.

Необходимо ли страховой организации с выплачиваемого страхового возмещения удержать подоходный налог?

 

Льготная ставка НДС на импорт товаров для борьбы с COVID-19

Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23.04.2021 № 39 продлены льготы на импорт товаров, предназначенных для борьбы с COVID-19, в страны – члены ЕАЭС.

Хотелось бы узнать, продлена ли льгота по НДС?

 

Льготы на импорт товаров для борьбы с COVID-19

Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23.04.2021 № 39 продлено действие решения Совета ЕЭК от 01.10.2020 № 86 «О внесении изменений в Решение Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. № 130 и Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16 марта 2020 г. № 21». В связи с принятием данного Решения по 30.06.2022 включительно продлен срок действия льготы, предусмотренной подп. 7.1.32 п. 7 Решения Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 № 130 «О едином таможенно-тарифном регулировании Евразийского экономического союза» (далее – Решение № 130).

 

Налоговая поддержка субъектов хозяйствования в 2021 г. в связи с COVID-19

В соответствии с подп. 2.1 п. 2 Указа № 1431 местным органам власти предоставлено право изменять установленные сроки уплаты налогов, зачисляемых в местные бюджеты, а также арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, подлежащих уплате с 01.04.2020 по 31.12.2020 (ранее – с 01.04.2020 по 30.09.2020).

 

Расторжение договора аренды в связи с COVID-19

Снижение эффективности бизнеса в нынешних условиях заставляет арендаторов искать способы расторжения договоров аренды. Они ссылаются на изменение обстоятельств, при которых заключался договор, из-за пандемии. Действительно, ст.ст. 421 и 422 ГК дают сторонам такое право.

Но расценивают ли белорусские суды фактор COVID-19 достаточным основанием для расторжения договора арендатором?

 

Страхование работников от коронавируса: учет и налогообложение

 

COVID-19: налоговые аспекты

В связи с пандемией коронавируса организации предпринимают дополнительные меры защиты работников от инфекции. Отвечаем на вопросы, связанные с учетом расходов на профилактику COVID-19 при налогообложении.  

 

Тест на COVID и подоходный налог

В связи с пандемией организация приобрела тест-системы для тестирования работников на наличие вируса COVID-19.

Является ли стоимость теста объектом для исчисления и уплаты подоходного налога?

 

Выдаем защитные маски: правильно отражаем в учете

В связи с профилактикой распространения пандемии COVID-19 организации выдают маски как своим работникам, так и посетителям.

Рассмотрим порядок отражения операций в бухгалтерском и налоговом учете (налог на прибыль, подоходный налог), а также при начислении страховых взносов.

 

Дополнительные права нанимателей по Указу № 143 на период пандемии COVID-19

С 8 января 2021 г. Указ от 24.04.2020 № 143 «О поддержке экономики» действует в новой редакции. Изменения внесены в отдельные его нормы, регулирующие трудовые отношения.

 

Работник был за границей и теперь на самоизоляции: оформляем отсутствие на работе

 

Оплата больничного контакту первого уровня, если он работает удаленно по ГПД

Все сотрудники организации работают удаленно. Работник, с которым заключен гражданско-правовой договор, представил листок нетрудоспособности, выданный ему как контакту первого уровня. 

Можно ли не оплачивать листок нетрудоспособности?

 

Недостаток денежных средств: как оформить сделку, чтобы у организации не возникал доход для налога при УСН?

Организация (ООО) применяет УСН. В связи с кризисной обстановкой по причине пандемии  коронавируса COVID-19 у ООО закончились деньги, и один из учредителей (физическое лицо) хочет положить деньги на счет организации. Как правильно оформить сделку, чтобы у организации не возникал доход для налога при УСН?

 

Надо ли находиться в самоизоляции 10 дней после служебной командировки

Требование о 10-дневной самоизоляции после прибытия из-за границы касается не всех граждан Беларуси. Законодательством установлены исключения. И случай возвращения из служебной командировки – одно из них.   

 

Расходы на мероприятия по борьбе с COVID-19 в осенне-зимний период 2020–2021 гг.: порядок учета и налогообложения

 

Покупатель и поставщик в условиях COVID-19

Может ли пандемия считаться форс-мажором, избавляющим покупателя от ответственности за нарушение обязательств по своевременной оплате поставленного товара?

 

Бухгалтерский учет средств защиты от коронавируса: покупка бесконтактного термометра

Организация торговли приобрела бесконтактный термометр. Его цена – 150 руб. (в т.ч. НДС – 25 руб.). Согласно критериям, установленным учетной политикой организации, он отнесен к ОС. Комиссия установила срок полезного использования ОС равным 5 годам. Способ начисления амортизации — линейный. Ежемесячная сумма амортизации составит 2,08 руб. ((150 – 25) / 12 мес. / 5 лет).

Как в бухгалтерском учете отразить приобретение бесконтактного термометра?

 

Изменение и расторжение договора поставки в связи с COVID-19

В период эпидемии коронавируса и локаута в стране нахождения производителя товара отгрузка не производилась.

Каким образом покупатель может отказаться от исполнения договора поставки, заключенного по итогам торгов, и избежать штрафов, предусмотренных законодательством о госзакупках?

 

Влияние сложной эпидемиологической обстановки на режим работы

Отвечаем на вопросы организаций, возникшие в связи с ухудшением эпидемиологической обстановки и необходимостью пересматривать режим работы сотрудников. 

 

Наниматель оплатил тестирование работников на COVID-19

Работник предприятия заболел COVID-19. Наниматель решил платно протестировать всех сотрудников на наличие вируса.

Надо ли уплачивать с этой суммы ФСЗН?

 

Можно ли отказаться от командировки

Имеет ли право работник отказаться от служебной командировки, сославшись на эпидемиологическую ситуацию по инфекции COVID-19?

 

Инвентаризация в условиях пандемии

Несмотря на осложненную пандемией работу, организации обязаны провести инвентаризацию активов и обязательств перед составлением годовой отчетности. На законодательном уровне никаких исключений и послаблений к ее проведению не предусмотрено.

Как организовать проведение инвентаризации перед составлением годовой отчетности за 2020 год в условиях пандемии?

 

Управление присутствием на работе в период повышения заболеваемости

В целях профилактики и сдерживания распространения коронавирусной и сезонных инфекций наниматели по возможности и мере необходимости вправе организовать работу сотрудников вне места нахождения организации или ограничить присутствие на работе, предоставив сотрудникам временный перерыв.

 

Работа дистанционно: инвентаризация после выхода работников в офис организации

Многие работники организации работали с апреля по август 2020 г. дистанционно. С сентября 2020 г. данные работники работают в офисе организации.

Обязана ли организация проводить инвентаризацию активов на 1 сентября 2020 г.?

 

Об уплате штрафов и пеней в период пандемии

Введение ограничительных мер для предотвращения распространения коронавируса COVID-19 (объявление карантина, закрытие границ и т.п.) может привести к неисполнению договорных обязательств и, как следствие, неустойкам (штрафам, пеням).

Из статьи вы узнаете о том:

  • в каком порядке могут быть признаны неустойки;
  • как штрафы и пени, уплачиваемые контрагенту, отражаются в бухгалтерском учете, а также учитываются при налогообложении налогом на прибыль;
  • как они отражаются в бухгалтерском и налоговом учете получателя.

 

Особенности отражения средств защиты от коронавируса в бухгалтерском учете

 

Работники игнорируют приказ о профилактике COVID-19. Можно ли привлечь их к дисциплинарной ответственности?

 

Учет сервисов для организации удаленной работы

Работники многих организаций по причине пандемии коронавируса COVID-19 переведены на удаленную работу. Для ее организации приобретаются сервисы, например, ZOOM, Teamviewer и др.

В данном материале рассмотрим, как учитываются в бухгалтерском и налоговом учете затраты на приобретение таких сервисов.

 

Отражение в учете отмены командировки из-за коронавируса

 

COVID-19: помощь учредителя

Организация (ООО) применяет общую систему налогообложения. В связи со сложившейся ситуацией (объявленной пандемией COVID-19) у ООО отсутствуют оборотные средства (закончились денежные средства на счетах).
Один из учредителей (физическое лицо, не являющееся работником организации) предлагает внести на счет ООО денежные средства на условиях возвратности.

 

Приостановка деятельности в связи с COVID-19: амортизация основных средств

 

СИЗ сверх норм: что нужно знать

В материале рассмотрим, как в учете отражаются затраты на выдачу средств индивидуальной защиты (СИЗ) сверх установленных законодательством норм.

 

Безвозмездная помощь государственным учреждениям: порядок учета и налогообложения

 

Поступление наличных денег от физического лица: возникновение внереализационного дохода

Организация (ОДО) применяет общую систему налогообложения. В связи с кризисной обстановкой по причине пандемии коронавируса COVID-19 у ОДО закончились деньги, и один из учредителей (физическое лицо, не являющееся работником организации) хочет положить деньги на счет организации на условиях невозвратности.

Какой вид договора можно использовать? Будет ли поступившая на счет организации сумма доходом организации для целей налогообложения прибыли?

 

Варианты отражения курсовых разниц в 2020 году в бухгалтерском и налоговом учете (по разъяснениям МНС)

 

Налогообложение и уплата страховых взносов при приобретении и выдаче работникам средств защиты от коронавируса согласно Указу № 143

 

Бухгалтерский и налоговый учет налогового кредита по Указу № 143 «О поддержке экономики»

Рассмотрим наиболее часто возникающие на практике вопросы, связанные с получением и использованием налогового кредита по Указу № 143.

 

Регулирование внешнеторговых операций в условиях пандемии

В условиях распространения инфекции, вызванной коронавирусом COVID-19, государствами принимаются необходимые меры, направленные на предотвращение его завоза в страну и распространение, обеспечение потребностей населения, создания необходимых условий для субъектов хозяйствования. Для этого издаются необходимые нормативные правовые акты, в т.ч. устанавливающие особенности осуществления внешнеэкономической деятельности. Не является исключением и Беларусь. Учитывая, что наша страна входит в межгосударственное образование – Евразийский экономический союз (ЕАЭС), эти меры приняты не только на уровне национального законодательства, но и путем издания актов, составляющих право Евразийского экономического союза. В этой связи рассмотрим положения вновь изданных документов более подробно.

 

Выбытие основного средства: как быть с неначисленной амортизацией

 

Комментарий к Указу № 159 «О пересчете стоимости активов и обязательств»

 

Указ № 160: льготы

В целях закрепления равных условий ведения землепользователями хозяйственной деятельности перечень земельных участков, по которым установлены льготы по земельному налогу, и перечень земельных участков, за которые арендная плата не взимается, максимально сближены положениями Указа от 12.05.2020 № 160 «Об арендной плате за земельные участки, находящиеся в государственной соб­ственности» (далее – Указ № 160).

 

Указ № 160: права местных органов

Указ от 12.05.2020 № 160 «Об арендной плате за земельные участки, находящиеся в государственной собственности» (далее – Указ № 160) определяет права местных исполнительных комитетов и администраций свободных экономических зон (СЭЗ) при установлении размера ежегодной арендной платы за земельный участок.

 

Указ № 160: понижающие коэффициенты

Положениями Указа от 12.05.2020 № 160 «Об арендной плате за земельные участки, находящиеся в государственной собственности» (далее – Указ № 160) установлены единые подходы применения понижающих коэффициентов (иден­тично подходам НК при исчислении земельного налога) по возведенным после 01.01.2019 капитальным строениям.

 

Комментарии к Указу № 160

Изменения в порядке исчисления и уплаты арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, в связи с отменой Указа от 01.03.2010 № 101 «О взимании арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности» (далее – Указ № 101) и вступлением в силу Указа от 12.05.2020 № 160 «Об арендной плате за земельные участки, находящиеся в государственной собственности» (далее – Указ № 160).

 

Указ № 159: с какой даты применять

Организация приняла решение воспользоваться правом, предоставленным Указом от 12.05.2020 № 159 «О пересчете стоимости активов и обязательств» (далее – Указ № 159): относить курсовые разницы, образовавшиеся с 01.01.2020 по 31.12.2022 при пересчете выраженной в иностранной валюте стоимости активов и обязательств в официальную денежную единицу РБ, на сч.сч. 98 «Доходы будущих периодов» и 97 «Расходы будущих периодов».
С какой даты применять новый порядок учета курсовых разниц в бухгалтерском учете и отчетности?

 

Порядок выплаты пособий

Вне зависимости от сложившейся в стране кризисной ситуации выплата пособий работникам должна осуществляться своевременно.
Какие действия следует предпринять, если сумма начисленных государственных пособий превышает сумму начисленных отчислений в Фонд социальной защиты населения (далее – ФСЗН, Фонд) или отсутствуют оборотные средства для своевременной выплаты заработной платы?
Рассмотрим возможные ситуации.

 

Компенсация расходов работникам в период удаленной работы

В связи с распространением коронавируса COVID-19 работникам организации предложено перейти на дистанционную работу вне места нахождения нанимателя, т.е. на дому. С ними заключены дополнительные соглашения к трудовым договорам, в которых предусмотрены использование личного имущества работников (персональных компьютеров) для нужд нанимателя, выплата компенсации за износ компьютера и возмещение расходов на оплату интернета.

Необходимо ли исчислить зарплатные налоги с суммы указанных выплат?

Можно ли учесть затраты организации на возмещение работникам таких расходов при налогообложении прибыли?

 

Наниматель оплачивает расходы по проезду к месту работы и обратно на такси: каков порядок налогообложения данных расходов?

В связи с сложившейся эпидемиологической ситуацией большинство сотрудников организации переведено на дистанционную работу. Для тех сотрудников, которым необходимо работать в офисе, нанимателем принято решение оплачивать расходы по проезду к месту работы и обратно на такси с целью обеспечения более безопасных условий проезда. Каков порядок налогообложения данных расходов?

 

Специальные нормы по оплате больничных после COVID-19

Работнику сообщили в поликлинике, что переболевшим COVID-19 пособие по временной нетрудоспособности назначается в размере 100% среднедневного заработка с первого дня нетрудоспособности. Не могу найти этому подтверждения.

Есть ли специальные распоряжения насчет оплаты больничных работникам, у которых был диагностирован коронавирус?

 

Пандемия и валютный контроль: нарушение условий внешнеторгового договора и сроки завершения сделки

По договору купли-продажи, заключенному с поставщиком – итальянской фирмой, в адрес юридического лица – резидента РБ должна была поступить продукция, происходящая и ввозимая с территории Италии. За предполагаемую поставку резидент РБ перечислил аванс в размере 100% оплаты за всю партию товара. В соответствии с условиями договора в течение 60 календарных дней со дня перечисления авансового платежа итальянский поставщик обязан был отгрузить и поставить партию товара в Беларусь. Однако в связи с введенным в Италии карантином, вызванным распространением коронавирусной инфекции COVID-19, поставщик не может поставить товар в срок, обусловленный условиями внешнеторгового договора.
Какие меры необходимо предпринять резиденту РБ, чтобы не нарушить законодательство в области валютного контроля?

 

Влияние COVID-19 на бухгалтерский учет и отчетность МСФО (окончание)

 

Отражение в бухгалтерском и налоговом учете отдельных видов затрат в связи с пандемией коронавируса

По причине пандемии коронавируса COVID-19 в силу различных причин некоторые организации прекращают производство продукции (оказание услуг, выполнение работ) и реализацию товаров. Многие продолжают работать, при этом несут нехарактерные для своего вида деятельности затраты, убытки и т.д.

В данной статье мы расскажем о порядке отражения в бухгалтерском и налоговом учете отдельных видов затрат, которые возникают у организаций, на примере конкретной ситуации.

 

Меняем условия договора аренды

Указом от 24.04.2020 № 143 «О мерах поддержки экономики» (далее – Указ № 143) предусмотрены преференции для юридических лиц и ИП – арендодателей, предоставивших арендаторам отсрочку по оплате арендной платы или уменьшение ее размера.
Норма носит рекомендательный характер, т.е. дело добровольное.

 

Влияние COVID-19 на бухгалтерский учет и отчетность МСФО (продолжение)

 

Амортизацию основных средств и нематериальных активов в 2020 году можно не начислять

Начисление амортизации основных средств и нематериальных активов производится в соответствии с Инструкцией 37/18/61, если иное не установлено законодательными актами, постановлениями Совмина (ч. 2 п. 1 Инструкции № 37/18/6).

 

Отмена начисления амортизации: эпизод шестой

В то время, когда практически во всех странах мира принимаются беспрецедентные меры по оказанию помощи бизнесу и населению, белорусское деловое сообщество томится в ожидании: какие же решения будут приняты правительством. 15 апреля Совмин принял постановление № 2291, которое, по мнению разработчиков, поможет преодолеть негативные последствия сложившейся эпидемиологической ситуации. Действительно ли использование норм данного постановления на практике позволит пре­одолеть проблемы с неплатежеспособностью, восстановить конкурентоспособность продукции, выбраться из зоны убыточности и т.д.? Попробуем разобраться.

 

Временно закрываем ресторан: бухгалтерский и налоговый учет. Схема приостановки работы общепита в период пандемии COVID-19

По причине пандемии (COVID-19) организация общественного питания временно закрыла ресторан. При этом продолжает нести определенные расходы (амортизация ос­новных средств, арендные и коммунальные платежи, заработная плата руководителя, главного бухгалтера и уборщицы, выплаты остальным работникам за время простоя, налоги и отчисления с выплат работникам).

 

Перешли на дистанционную работу: как контролировать рабочее время, продолжительность перерывов и безопасность

Значительное число организаций в связи со сложной эпидемиологической ситуацией перевели сотрудников на дистанционную работу. Такой переход в период трудовых отношений должен быть оформлен дополнительным соглашением к трудовому договору. Как правило, основные условия кон­т­рактов в таком случае сохраняются, в т.ч. режим труда и отдыха работника.

 

Влияние COVID-19 на бухгалтерский учет и отчетность МСФО

24.04.2020

Вниманию общественно значимых организаций, обязанных предоставлять в Минфин годовую отчетность, составленную в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО).

 

Строительство в условиях пандемии: как снизить потери из-за нарушения договоров

Строительство в период вирусной пандемии осложняется многими факторами. Заболевания работников, закрытие границ, сокращение грузоперевозок, сложности с поставкой импортного оборудования, рост курса доллара и евро…

Как субъектам хозяйствования работать в такой ситуации? Как снизить свои потери из-за невыполнения обязательств в установленный договором срок?

 

Срочно нужен отпуск без сохранения зарплаты

Эпидемиологическая ситуация вынуждает работников офор­м­лять отпуска без сохранения заработной платы.
Рассмотрим некоторые законодательные моменты, чтобы наниматели и работники понимали свои права и обязанности.

 

Социальный отпуск и больничный несовместимы

В сложившейся обстановке работники пытаются самоизолироваться различными способами: больничный, трудовой отпуск, социальный отпуск без оплаты.
Оформив отпуск, работник может заболеть и открыть листок нетрудоспособности.
На что в данном случае следует обратить внимание бухгалтеру и работнику?

 

Три причины отмены служебной командировки: бухгалтерский и налоговые аспекты

 

Расходы на маски и дезинфицирующие средства и страховые взносы

В связи с пандемией коронавируса организация купила и выдала работникам медицинские маски. Также она приобрела дезинфицирующее средство для рук, которое находится в общем доступе.

Надо ли начислять страховые взносы в ФСЗН и Белгосстрах на стоимость масок и дезинфицирующего средства?

 

Некоторые аспекты налогообложения и учета расходов, проводимых организациями в связи с коронавирусом COVID-19

В продолжении темы о коронавирусе публикуем еще одно экспертное мнение.

 

Бухгалтерский и налоговый учет антисептических и дезинфицирующих средств ввиду эпидемии коронавируса

 

Как перевести работников на домашний труд и остаться в правовом поле

Наиболее актуальным вопросом, волнующим мировую общественность, является сдерживание пандемии коронавируса. Возросшее в обществе опасение заболеть не могло не отразиться и на трудовой сфере.

 

Перевод на дистанционную работу. Что говорит трудовое законодательство?

В ТК урегулированы вопросы найма на работу дистанционных работников. Рассмотрим на конкретном примере, как применяются эти нормы, какие документы надо оформить и что важно учесть.

 

БЕЛГОССТРАХ: страховые взносы за работников, переведенных временно на дистанционную работу

В связи с распространением инфекции, вызванной коронавирусом COVID-19, в организации принято решение временно перевести сотрудников на дистанционную работу c 18.03.2020.

Следует ли при начислении и выплате им заработной платы и иных платежей, предусмотренных трудовым законодательством, исчислять и уплачивать страховые взносы по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в период выполнения дистанционной работы?

Необходимо ли в отчете в Белгосстрах включать по строке 01 в среднюю численность застрахованных данных сотрудников при выполнении ими дистанционной работы?

 

Продолжительность трудового отпуска дистанционного работника

Как определить продолжительность отпуска работника, выполняющего дистанционную работу? Какие виды дополнительных отпусков можно предоставить? Например, можно ли предоставлять дни отпуска за ненормированный рабочий день?

 

Отменили командировку. Оформляем документы

В связи со сложившейся сегодня в мире ситуацией (объявленной пандемией) ряд стран закрывает свои границы. Отменяются авиарейсы, работников переводят на домашний режим работы, соответственно отменяются и командировки.

Если механизм направления работника в командировку – это отработанная годами процедура, то с отменой командировок многие организации столкнулись впервые. Остановимся подробнее на важных моментах.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений