Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №54(2748) от 23.07.2024 Смотреть архивы


USD:
3.1549
EUR:
3.4348
RUB:
3.5835
Золото:
243.79
Серебро:
2.95
Платина:
97.88
Палладий:
93.22
Назад
Туризм
26.04.2024 14 мин на чтение мин
«ЭГ» выпуск №32(2726) от 26.04.2024
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Рынок восстанавливается? Как себя чувствуют организаторы деловых мероприятий

В Беларуси в 2024 г. планируют создать Национальное конгресс-бюро – структуру, которая должна объединить участников MICE-рынка и привлечь в страну больше крупных деловых ивентов. «ЭГ» разобралась, что будет представлять собой этот проект и поможет ли он организаторам мероприятий, которые до сих пор не восстановили свои позиции после пандемии.

Что влияет на MICE-индустрию

Для всего белорусского туристического рынка допандемийный 2019 год несколько лет был ориентиром успешной работы. И если большинство секторов в прошлом году эту планку преодолели, то деловой туризм, MICE-индустрия – нет. MICE (от англ. Meetings, Incentives, Conferences, Exhibitions/Event) – это область индустрии делового туризма, связанная с организацией и проведением различных мероприятий.

Акантинов 3.jpg
     Анатолий Акантинов

После 2020 г. рынок MICE-мероприятий Беларуси просел более чем в 2 раза, считает глава Центра стратегического развития «Маркетинговые системы», основатель «Гильдии маркетологов» и руководитель проекта «MICE in MINSK» Анатолий Акантинов.

Из-за пандемии проведение деловых мероприятий полностью прекратилось по всему миру. Когда Covid начал отступать, в других странах началось постепенное восстановление этого рынка. Но на ситуацию в Беларуси повлияли внутренние причины: в стране начали ужесточать законодательство в сфере проведения массовых мероприятий. Это затронуло и деловые ивенты (конгрессы, конференции, выставки и т.д.). Удлинился процесс их согласования, появился реестр организаторов культурно-зрелищных мероприятий, реестр экскурсоводов. Потом пришел 2022 год, когда Россия начала СВО в Украине, а в отношении Беларуси были введены санкции. И это тоже наложило отпечаток на событийную индустрию.

Повлияли на MICE-рынок и новые подходы к работе индивидуальных предпринимателей: большое количество участников рынка работали как раз в статусе ИП, и их ряды в последние пару лет серьезно сократились.

В настоящий момент MICE-рынок адаптировался к сложностям и потихоньку восстанавливается. По мнению А. Акантинова, можно говорить о восстановлении примерно на 70–80% (за 100% берутся результаты работы в 2019 г.).

«Важно понимать, что этот рынок – это инструмент экономического развития. Сейчас много деловых связей разорвано, особенно с зарубежными партнерами, сотрудничество приостановлено. Бизнесу нужно налаживать новые связи, и без деловых ивентов, возможности встретиться и обсудить ситуацию тут не обойтись, я уже не говорю о развитии отраслей. А значит, надо активно работать с доступными регионами», – подчерк­нул эксперт.

В первую очередь речь идет о таких странах, как Россия, Китай и Турция. Кроме того, более активно стоит работать на рынках постсоветских стран – Армении, Азербайджана, Грузии, в Средней Азии. При этом белорусские компании могут не только привлекать деловых туристов из этих стран (не забываем, что такие туристы приносят в страну в 3–4 раза больше денег, чем обычные), но и организовывать там мероприятия для белорусского бизнеса.

Нет аналитики

Какие еще факторы тормозят развитие MICE-рынка? А. Акантинов отметил, что профессиональным участникам рынка не хватает информации. Из каких стран приезжают гости, почему выбирают именно нашу страну, кто является основным конкурентом и агентом привлечения, по каким параметрам мы проигрываем странам-конкурентам, на что больше тратят деловые туристы, чего им не хватает, как сделать их пребывание в Беларуси более комфортным? Вопросов очень много, и каждый ищет ответы на них методом проб и ошибок.

Кроме того, нет структурированной информации о категориях корпоративных групп и эффективных методах продвижения. Так, основные корпоративные группы составляют от 40 до 100 человек, далее идут от 200 до 500. Крупные группы – от 1 тыс. до 3 тыс. человек, и это, как правило, представители фармацевтических, производственных компаний, IT, банковский сектор.

«Не по всем категориям мы можем конкурировать. Последние 8 лет мы конкурировали с Москвой, Санкт-Петербургом, Казанью, Уфой, Екатеринбургом, Калининградом, Сочи. В последнее время появляется все больше конкурирующих регионов. На этот рынок вышли Армения, Азербайджан, Узбекистан, такие российские регионы, как Карелия, Камчатка, Югра. Многие сочетают деловые мероприятия с развлекательными и активными инсентивами, которыми нам сложно удивить», – пояснил А. Акантинов.

В качестве примера эксперт привел тендер, который его компания проиграла в прошлом году. Заказчик из РФ искал площадку для проведения мероприятия на 1 тыс. человек и выбрал для этого Узбекистан. Основная причина – там была лучше инфраструктура – подходящий гостиничный комплекс, где они могли разместить всех участников и обеспечить там же конференц-зал. В Минске пришлось расселять такую компанию по 5 отелям, это не устроило заказчика.

«На крупные события на 2–3 тыс. человек нам пока сложно претендовать. Поэтому надо четко понимать свою нишу», – отметил А. Акантинов и уточнил, что сейчас белорусские ивентеры чаще всего организуют мероприятия для групп от 20 до 500 человек.

Тренд на онлайн

Урбан 2.jpg
       Алексей Урбан

Еще одна причина, почему MICE-рынок восстанавливается не так быстро, – тренд на онлайн-мероприятия. Он появился в 2020 г. и до сих пор серьезно влияет на ситуацию. Если сектор развлекательных мероприятий сложно перевести в онлайн (концерт, свадьбу или корпоратив большинство людей не захочет проводить в zoom), то конференции, семинары и презентации в этот формат неплохо вписываются.

Заместитель директора по общим вопросам компании Event Media Алексей Урбан рассказал, что у них web-направление начало активно развиваться как раз в 2020 г. В какой-то момент количество мероприятий, которые они проводили, упало в 4–5 раз. Нужно было искать выход из ситуации – и компания решила сделать акцент на онлайн-формат. В команде появились новые сотрудники, занятые технической стороной вопроса (подготовкой студии, наладкой света, микрофонов, камер, техподдержкой во время таких мероприятий).

Если до 2020 г. компания проводила онлайн-мероприятия изредка, то сейчас они занимают около трети в портфеле заказов. При этом прибыль ожидаемо сократилась – организация онлайн-мероприятия стоит в 10–20 раз ниже.

Эксперт рассказывает, что его компания приняла в 2020 г. решение какое-то время работать без прибыли, поскольку важно было сохранить бизнес и команду. И пока ситуация окончательно не выровнялась.

А. Урбан также прокомментировал, как изменились заказчики с 2020 г. Если до пандемии Event Media работала с такими направлениями, как инжиниринг, недвижимость, инвестиции, то после 2020 г. стало больше заказов от фармацевтического сектора и логистических компаний. Активнее стала образовательная сфера. Кроме того, довольно много заказов поступает от автомобильного сектора.

Зачем Беларуси конгресс-бюро

О восстановлении рынка MICE-мероприятий говорит заместитель директора по выставочной деятельности государственного предприятия «БелЭкспо» Виктория Агафонова.

«Индустрия возрождается. Хотя все зависит от состояния конкретной отрасли. Если где-то идет подъем, то специалисты этой отрасли всегда будут нуждаться в профессиональных мероприятиях. Например, в таких мероприятиях сейчас нуждаются медики. Восстанавливается и сегмент туруслуг. Можно сказать, что в 2019 г. был расцвет MICE-рынка. На текущий момент мы еще не доросли до этого уровня, но есть все предпосылки для этого», – отметила она.


 

2024-04-25_22-06-16 (1).jpg
    Виктория Агафонова

Именно «БелЭкспо» выступает инициатором создания ассоциации «Национальное конгресс-бюро». Сейчас в стране нет единого центра, который бы последовательно занимался развитием делового туризма и лоббировал интересы участников рынка. Эту нишу и планируется занять.

Ассоциация будет создаваться по принципу государственно-частного партнерства. При этом бюджетного финансирования проекта пока не предусмотрено, этот вопрос обсуждается. Планируется, что организация будет существовать за счет единоразовых взносов учредителей, вступительных членских взносов, а также других источников (это могут быть партнерские программы, коммерческая деятельность и т.д.). В России подобная структура работает уже несколько лет, и основные моменты белорусы подсмотрели у соседей.

Кто войдет в состав учредителей, пока неизвестно. В. Агафонова объясняет, что пул предполагаемых участников есть, но до завершения переговоров его раскрывать не стоит. «Это будут ключевые предприятия MICE-рынка, в основном государственной формы собственности: объекты размещения, организаторы мероприятий, транспортно-логистические компании», – уточнила она. При этом присутствие частных компаний в числе учредителей тоже не исключается. Для примера, в РФ в состав учредителей Национального конгресс-бюро входят две государственные компании и две частные.

«БелЭкспо» в качестве основных целей ассоциации заявляет привлечение в страну значимых мероприятий рынка делового туризма: конгрессов, выставок, конференций. Конгресс-бюро будет позиционировать себя как единый центр для зарубежных организаторов, которые хотели бы провести здесь мероприятие. Это будет своего рода «одно окно», где можно будет получить всю необходимую информацию – от сведений про гостиницы и конференц-залы до заказа экскурсий.

Участники рынка сегодня говорят о том, что процесс согласования мероприятий длинный и сложный, и это сильно тормозит развитие.

«Мы видим проблему в отсутствии нормативного документа, который бы понятно определял, как действовать организатору, какие у него есть права и обязанности, к кому ему нужно обращаться. Если такой документ появится, это поможет вывести отрасль на более высокий уровень. У нас ведь и вопросы качества мероприятий проседают. Поэтому совершенствование нормативно-правовой базы тоже входит в число задач ассоциации», – пояснила В. Агафонова.

Кроме того, конгресс-бюро будет заниматься сбором и аналитикой данных, касающихся работы MICE-рынка: проводить исследования, аккумулировать всю необходимую информацию.

Кто может стать членом новой ассоциации? Все участники MICE-рынка: гостиницы, операторы, отраслевые ассоциации, компании, занимающиеся региональным маркетингом, сервисные компании (включая застройщиков стендов), транспортно-логистические компании, объекты питания, кейтеринг, пиар-агентства, конгрессные и выставочные площадки.

Какие услуги сможет предложить своим членам новая организация? Речь идет об участии в мероприятиях ассоциации, партнерской поддержке отраслевых мероприятий, организации пресс-туров и рекламно-ознакомительных туров. Также в число заявленных услуг входит организация образовательных мероприятий, представление интересов отрасли в органах госуправления и международных отраслевых ассоциациях.

В «БелЭкспо» ожидают, что к концу мая им удастся завершить подготовительный процесс и запустить работу конгресс-бюро.

***

В качестве резюме: в Беларуси окончательно сформировался MICE-рынок. Если еще несколько лет назад об этом направлении говорили только профучастники, то сейчас ему уделяется больше внимания, в т.ч. на уровне властей. Создание Национального конгресс-бюро подтверждает этот тезис. Сможет ли ассоциация объединить всех участников рынка и повлиять на его развитие, увидим в ближайшие пару лет.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений