Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
COVID-19
04.05.2021 33 мин на чтение мин
«ЭГ» выпуск №33 (2430) от 04.05.2021
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Налоговая поддержка субъектов хозяйствования в 2021 г. в связи с COVID-19

В соответствии с подп. 2.1 п. 2 Указа № 1431 местным органам власти предоставлено право изменять установленные сроки уплаты налогов, зачисляемых в местные бюджеты, а также арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, подлежащих уплате с 01.04.2020 по 31.12.2020 (ранее – с 01.04.2020 по 30.09.2020).

Справочно: список налогов, полностью уплачиваемых в местные бюджеты, определен ст.ст. 32, 34 и 36 БК2. К ним, в частности, относятся налог на прибыль, налог на доходы, налог при УСН.

Данная льгота действует для субъектов хозяйствования, основной вид экономической деятельности которых включен в перечень, размещенный в приложении к Указу № 143, а также арендодателей (ссудодателей), предоставивших субъектам хозяйствования, арендаторам (ссудополучателям), оказывающим бытовые услуги населению, недвижимое имущество, при предоставлении ими отсрочки в порядке, предусмотренном п. 6 Указа № 143.

Обратите внимание! Перечень видов экономической деятельности, наиболее подверженных неблагоприятному воздействию эпидемиологической ситуации, при занятии которыми предоставляется отсрочка, рассрочка и налоговый кредит, дополнен кодом 59140 «Деятельность по показу кинофильмов» (раздел 59 «Производство кино-, видеофильмов и телевизионных программ, деятельность в сфере звукозаписи и издания музыкальных произведений»).

При этом отсрочка по платежам может предоставляться субъектам хозяйствования по 31.12.2020, а рассрочка и налоговый кредит – по30.06.2021.

Уплата отсроченных, рассроченных платежей, налогового кредита будет осуществляться ежемесячно равными долями со дня предоставления рассрочки (наступления срока погашения налогового кредита) по 30.06.2021 (ранее по 31.12.2020).

Проценты за пользование отсрочкой, рассрочкой, налоговым кредитом не начисляются.

Например. У организации, основным видом деятельности которой является розничная торговля компьютерами, сумма налога на прибыль за IV квартал 2020 г. составила 2100 руб.

Данный вид деятельности относится к наиболее подверженным неблагоприятному воздействию эпидемиологической ситуации.

В течение III кварталов 2021 г. данная организация вправе уплачивать налог на прибыть за IV квартал 2020 г. равными долями по 350 руб. (2100 руб. / 6 мес.) ежемесячно.

Обратите внимание! Такая льгота действует при условии своевременной и полной уплаты в период ее предоставления текущих платежей по налогам, сборам, иным обязательным платежам в бюджет. При нарушении данного условия субъекты хозяйствования утрачивают право пользования льготой, а суммы платежей, по которым предоставлены отсрочка, рассрочка, налоговый кредит, взыскиваются за весь период пользования ими с начислением пеней начиная со дня утраты такого права.

Например, организация, занимающаяся деятельностью, способствующей проведению культурно-зрелищных мероприятий, имеет право на рассрочку уплаты налога на прибыль за IV квартал 2020 г. в сумме 1200 руб., т.к. данный вид деятельности назван в приложении к Указу № 143.

Вместе с тем она несвоевременно уплатила в бюджет НДС за январь 2021 г. (26.02.2021 вместо 22.02.2021).

Организации необходимо будет немедленно уплатить налог на прибыль за IV квартал 2020 г., т.к. она утрачивает право пользования льготой. Кроме того, за период с 23.02.2021 по 26.02.2021 будут начислены пени.

Письмом № 2-2-13/000953 разъяснен порядок применения норм Указа № 5124. В нем подчеркивается, что в 2021 г. местные органы власти имеют право предоставить только рассрочку уплаты налоговых платежей.

Региональным инспекциям МНС необходимо оперативно предоставлять местным органам власти сведения о суммах платежей, в отношении которых субъекты хозяйствования могут претендовать на получение рассрочки, в т.ч. по уплаченным (частично уплаченным) платежам. Информация предоставляется об исчисленной сумме платежей по срокам уплаты, приходящимся на период с 01.04.2020 по 31.12.2020.

Подпунктом 1.1 п. 1 Указа № 512 продлен срок действия преференции для крупных плательщиков, включенных в Перечень № 2825, в виде сокращения срока зачета разницы между суммой налоговых вычетов и общей суммой НДС, исчисленной по реализации объектов, до 10 рабочих дней. Преференция применяется за отчетные периоды с 01.04.2020 по 31.03.2021 (ранее по 30.09.2020) (подп. 2.4 п. 2 Указа № 143).

Например, организацией, включенной в Перечень № 282, было подано заявление о возврате на счет суммы разницы в размере 500 руб. 15.02.2021. Решение о возврате принято 16.02.2021. Задолженности перед бюджетом у организации нет. Сумма в размере 500 руб. должна быть возвращена на счет организации в срок, не превышающий 10 рабочих дней с даты принятия решения о возврате, т.е. не позднее 02.03.2021.

Затраты на проведение санитарно-противоэпидемических, ограничительных мероприятий по перечню, определенному Минздравом, в 2021 г. по-прежнему включаются юридическими лицами и ИП в состав внереализационных расходов (подп. 2.5 п. 2 Указа № 143).

В целях применения данной нормы необходимо руководствоваться следующими документами:

Санитарными нормами6;

  • постановлением № 1087;
  • письмом № 7-19/45688
  • письмом № 7-19/60009;
  • письмом № 7-19/1532010, содержащим Методические рекомендации по профилактике коронавирусной инфекции (инфекции COVID-19) в организациях;
  • письмом № 7-19/1535711.

Например, организация торговли в январе 2021 г. приобрела медицинские маски, антисептические и дезинфицирующие средства для защиты работников от заражения коронавирусом COVID-19. Их стоимость учитывается при налогообложении прибыли в составе внереализационных расходов.

Доходы в размере стоимости средств индивидуальной защиты, антисептических лекарственных средств и дезинфицирующих средств, а также питания, получаемых в связи с проведением санитарно-противоэпидемических, ограничительных мероприятий, не признаются объектом налогообложения подоходным налогом (подп. 2.9 п. 2 Указа № 143).

Схожая норма (за исключением освобождения от подоходного налога доходов в виде предоставленного питания) содержится в подп. 2.4 п. 2 ст. 196 НК12, согласно которому объектом налогообложения подоходным налогом не признаются доходы, полученные плательщиками в размере стоимости средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, выданных плательщику, или компенсации в размере стоимости таких средств, приобретенных плательщиком за свой счет.

 

Меры в части арендных отношений и реализации государственного имущества

В соответствии с п.п. 6, 7 и 9 Указа № 143 арендаторам недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности и собственности хозяйственных обществ с долей государства в уставных фондах более 50%, предоставлена новая отсрочка по оплате арендной платы за пользование этим имуществом и сумм возмещения ссудодателям: с 01.01.2021 по 30.06.2021.

Ссудополучателям такого недвижимого имущества представляется отсрочка по возмещению ссудодателям следующих расходов, связанных с его содержанием и эксплуатацией:

  • начисленной амортизации (за исключением случаев, когда сторонами договора являются бюджетные организации);
  • земельного налога или арендной платы за земельный участок;
  • налога на недвижимость.

Отсрочка по оплате арендной платы и сумм возмещения ссудодателям, как и ранее, предоставляется только арендаторам и ссудополучателям, осуществляющим виды экономической деятельности, включенные в перечень, содержащийся в приложении к Указу № 143, а также оказывающим населению бытовые услуги, которые перечислены в приложении к Положению № 110813.

Отсрочка предоставляется с последующей рассрочкой исполнения обязательств с 01.07.2021 по 31.12.2021. Проценты за пользование отсрочкой и рассрочкой не начисляются.

По отсрочкам по оплате арендной платы и сумм возмещения ссудодателям, предоставленным с 01.04.2020 по 30.09.2020, срок предоставления рассрочек погашения обязательств перенесен на период с 01.01.2021 по 30.06.2021.

За октябрь-декабрь 2020 г. арендаторами уплачивается начисленная арендная плата, а ссудополучателями возмещаются суммы расходов в сроки, установленные договором аренды (безвозмездного пользования).

Обратите внимание! Условия получения отсрочки остались теми же:

  • она предоставляется по заявлению арендатора (ссудополучателя), где необходимо указать срок отсрочки, а также сроки и размеры ежемесячных платежей по предоставляемой рассрочке;
  • в течение трех рабочих дней со дня поступления арендодателю (ссудодателю) заявления сторонам необходимо заключить дополнительное соглашение к договору аренды (безвозмездного пользования) недвижимого имущества.

Арендодателям (ссудодателям) недвижимого имущества при предоставлении арендаторам (ссудополучателям) отсрочки, в свою очередь, предоставляются отсрочка и рассрочка исполнения обязательств по начислению амортизации (за исключением случаев, когда сторонами договора являются бюджетные организации) на условиях отсрочки и рассрочки, предоставленных арендатору (ссудополучателю).

Таким образом, арендодатели получат последний платеж по отсроченной арендной плате за I–II кварталы 2021 г. до 31.12.2021. Для арендодателя днем сдачи имущества в аренду в целях исчисления НДС считается 31.12.2021 (п. 12 Указа № 143).

Например, организация является арендодателем недвижимого имущества и предоставляет арендатору (плательщику НДС) отсрочку по уплате арендной платы за пользование этим имуществом за I–II кварталы 2021 г. По арендной плате за январь-июнь 2021 г. момент фактической реализации для целей исчисления НДС наступает 31.12.2021. Налог необходимо будет исчислить за декабрь 2021 г. с отражением результата в декабрьской декларации по НДС. ЭСЧФ за эти периоды должны быть выставлены арендодателем в адрес арендатора не ранее 31.12.2021 и не позднее 10.01.2022.

В соответствии с письмом № 2-2-13/00095 применение нормы в части смещения момента фактической реализации является не правом плательщика, а следовательно, при предоставлении отсрочки по арендной плате у плательщика момент фактической реализации для целей исчисления НДС будет определяться в порядке, установленном Указом № 143 (с учетом изменений, внесенных Указом № 512).

Согласно п.п. 8 и 9 Указа № 143 государственным юридическим лицам дано право предоставлять покупателям, осуществляющим виды деятельности, перечисленные в приложении к Указу № 143, а также оказывающим бытовые услуги населению, отсрочку по оплате государственного имущества, проданного с рассрочкой его оплаты, за период с 01.01.2021 по 30.06.2021.

Отсрочка предоставляется покупателю по его заявлению на срок, указанный в таком заявлении, с последующей рассрочкой исполнения обязательств. Если отсрочка имела место в период:

  • с 01.04.2020 по 30.09.2020 – предусмотрена рассрочка с 01.01.2021 по 30.06.2021;
  • с 01.01.2021 по 30.06.2021 – предусмотрена рассрочка с 01.07.2021 по 31.12.2021.

За октябрь-декабрь 2020 г. плата за государственное имущество осуществляется покупателями в размере ежемесячного платежа, определенного в договоре купли-продажи.

Погашение покупателем суммы рассрочки осуществляется ежемесячно равными долями. Проценты за пользование отсрочкой и рассрочкой не начисляются.

Продлен мораторий на увеличение базовой арендной величины и арендной платы – по 31.03.2022 (п. 10 Указа № 143).

Справочно: ранее мораторий действовал по 30.09.2020. С 01.10.2020 расчеты производились исходя из базовой арендной величины, равной 17,85 руб.

Согласно ч. 2 п. 2 Указа № 512 новая норма распространяет свое действие на отношения, возникшие с 01.10.2020. Следовательно, в период с 01.10.2020 по 31.03.2022 размер базовой арендной величины составит 16,90 руб. (п. 1 постановления № 19714).

Подпунктом 1.6 п. 1 Указа № 512 предусмотрено, что излишне уплаченные суммы арендной платы за октябрь-декабрь 2020 г. засчитываются в счет будущих платежей.

В письме № 2-2-13/00095 разъяснен порядок исчисления налогов в связи с продлением моратория на увеличение базовой арендной величины.

При перерасчете арендной платы в сторону уменьшения за октябрь, ноябрь, декабрь 2020 г. корректировка налоговой базы НДС производится арендодателем в текущем периоде, т.е. в 2021 г., на основании согласованного арендодателем и арендатором уменьшения стоимости услуг (арендной платы), выставленного арендодателем дополнительного (исправленного) ЭСЧФ, подписанного арендатором ЭЦП, в случае, если ранее выставленный ЭСЧФ был подписан ЭЦП арендатором (ст. 129 НК).

Отражение в налоговой декларации (расчете) по НДС суммы уменьшения оборота по реализации применительно к дате подписания арендатором ЭЦП дополнительного (исправленного) ЭСЧФ, выставленного арендодателем, производится в порядке, установленном п. 4 ст. 129 НК.

Корректировка налоговых вычетов производится арендатором в том отчетном периоде, на который приходится согласованное уменьшение стоимости услуг (арендной платы) (п. 18 ст. 133 НК).

При пересчете арендной платы за IV квартал 2020 г. налоговая база налога на прибыль у арендодателя и арендатора корректируется в том отчетном периоде, в котором произведен перерасчет арендной платы, т.е. в 2021 г.

Это объясняется тем, что по общему правилу, установленному ч. 2 п. 13 ст. 168 НК, в случае уменьшения (увеличения) арендной платы у арендодателя подлежат корректировке внереализационные доходы и (или) внереализационные расходы в том отчетном периоде, в котором имело место уменьшение (увеличение) арендной платы, а у арендатора в этом отчетном периоде производится соответствующая корректировка затрат, учитываемых при налогообложении.

Вместе с тем ч. 3 п. 13 ст. 168 НК предусмотрены исключения, к которым относятся, в частности, случаи уменьшения (увеличения) арендной платы по требованию (уведомлению, инициативе) третьих лиц, а не соглашению сторон, но не относятся случаи уменьшения (увеличения) арендной платы из-за вступления в силу нормативного правового акта, изменяющего ее размер.

Арендодатели, которые в 2020 г. и в 2021 г. применяют УСН, при пересчете в сторону уменьшения арендной платы уменьшают сумму налога при УСН в порядке, установленном подп. 2.1 п. 2 ст. 331 НК.

При переходе с 2021 г. с УСН на общую систему налогообложения и наоборот уменьшение арендной платы за октябрь, ноябрь, декабрь 2020 г. учитывается при формировании налоговой базы того налога, при исчислении которого была учтена арендная плата за октябрь, ноябрь, декабрь 2020 г.

Например, организация, применяющая УСН в 2020 и 2021 гг., сдает в аренду недвижимость. Арендная плата за октябрь-декабрь 2020 г. была рассчитана исходя из базовой арендной величины, равной 17,85 руб., и в полном объеме учтена при исчислении налоговой базы налога при УСН за IV квартал 2020 г.

В связи с уменьшением базовой арендной величины согласно Указу № 512 арендодателю необходимо учесть изменение арендных платежей при расчете налога при УСН.

Снижение арендной платы за октябрь-декабрь 2020 г. уменьшит сумму налога при УСН в I квартале 2021 г. Уменьшение налога при УСН за IV квартал 2020 г. надо отразить в стр. 3 раздела I декларации по налогу при УСН за I квартал 2021 г.

Например, организация перешла с общей системы налогообложения на УСН с 2021 г. Арендная плата за сданную в аренду недвижимость в октябре-декабре 2020 г. рассчитывалась исходя из базовой арендной величины, равной 17,85 руб. Изменения необходимо внести в декларацию по налогу на прибыль за IV квартал 2020 г., в котором выручка от реализации включена в налоговую базу налога на прибыль.

Обратите внимание! Порядок отражения в бухгалтерском учете пересчета арендных платежей в связи с продлением моратория на увеличение базовой арендной величины разъяснен на официальном сайте Минфина.

В данной ситуации имеет место изменение учетной оценки обязательства арендатора перед арендодателем и дебиторской задолженности арендатора арендодателю.

Сумма изменения в учетной оценке, за исключением изменения, указанного в ч. 2 п. 7 НСБУ № 8015, отражается в составе доходов или расходов того отчетного периода, в котором произошло это изменение, если это изменение влияет на показатели бухгалтерской отчетности за отчетный период (абз. 1 и 2 ч. 1 п. 7 НСБУ № 80).

Следовательно, такое изменение отражается в бухгалтерском учете на основании ПУД, соответствующего требованиям, установленным п. 2 ст. 10 Закона № 57-З6, – бухгалтерской справки-расчета – в январе 2021 г.

Арендодатель отражает изменение учетной оценки дебиторской задолженности арендатора по Д-ту сч.сч. 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» (субсч. 90-10 «Прочие расходы по текущей деятельности»), 91 «Прочие доходы и расходы» (субсч. 91-4 «Прочие расходы») и К-ту сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и других счетов.

Арендатор отражает изменение учетной оценки обязательства перед арендодателем по Д-ту сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и других счетов и К-ту сч.сч. 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» (субсч. 90-7 «Прочие доходы по текущей деятельности»), 91 «Прочие доходы и расходы» (субсч. 91-1 «Прочие доходы»).

Пример.

Организация сдает в аренду офисное помещение, относящееся к государственной недвижимости и находящееся у него на праве хозяйственного ведения. Арендная плата рассчитывается исходя из размера базовой арендной величины. За октябрь-декабрь 2020 г. сумма арендной платы составляла ежемесячно 892,5 руб. (17,85 руб. х 50 БАВ) (в т.ч. НДС 148,75 руб.).

В связи со вступлением в силу Указа № 512 организация-арендодатель 12.01.2021 пересчитала арендную плату за октябрь-декабрь 2020 г. исходя из размера базовой арендной величины, равного 16,90 руб. Акт на сумму уменьшения был передан на согласование арендатору. Документ был подписан 15.01.2021. Согласно акту сумма уменьшения аренды за три месяца составила 142,5 руб. ((892,5 руб. – (16,90 руб. х 50 БАВ)) х 3) (в т.ч. НДС 23,75 руб.).

Арендодатель применяет общую систему налогообложения. Отчетный период по НДС квартал. Недвижимость, переданная в аренду, не относится к инвестиционной. Сдача недвижимости в аренду является для арендодателя прочей текущей деятельностью.

Исходные ЭСЧФ, выставленные арендодателем по арендной плате за октябрь, ноябрь и декабрь 2020 г., подписаны арендатором ЭЦП.

Организация-арендодатель вправе уменьшить оборот по реализации в декларации по НДС за отчетный период, определяемый в установленном порядке в зависимости от даты подписания арендатором ЭЦП дополнительного ЭСЧФ. Для корректировки НДС необходимо выставить дополнительный ЭСЧФ не позднее 10.02.2021. При этом он должен быть подписан арендатором ЭЦП.

Налоговая база для целей исчисления налога на прибыль корректируется в январе 2021 г.

В бухгалтерском учете производятся записи, представленные в таблице.

 

Отражение операций в бухгалтерском учете

Таблица 1

Содержание операции

Д-т субсч.

К-т сч., субсч.

Сумма, руб.

Отражен перерасчет арендной платы за октябрь-декабрь 2020 г. в сторону уменьшения*

90-10

62 (76)

142,5

СТОРНО

Отражена корректировка НДС, исчисленного от оборота по сдаче помещения в аренду в октябре-
декабре 2020 г.

90-8

68-2

23,75

* Учитывается при расчете налога на прибыль в составе внереализационных расходов в январе 2021 г. (ч. 2 п. 13 ст. 168 НК).

 

Юридическим лицам и ИП по-прежнему рекомендовано предоставлять арендаторам – субъектам хозяйствования с учетом объема их выручки отсрочку по оплате арендной платы, а также уменьшать ее размер (п. 11 Указа № 143).

 

Меры в области трудовых отношений

Согласно п. 14 Указа № 143 наниматели теперь имеют право:

  • объявлять простой, вызванный неблагоприятным воздействием эпидемиологической ситуации на деятельность нанимателя, без ограничения общей продолжительности в течение календарного года. При этом нахождение работника в простое, общая продолжительность которого превышает суммарно 6 месяцев в течение календарного года, является уважительной причиной для досрочного расторжения по требованию работника срочного трудового договора (контракта) в период простоя в соответствии со ст. 41 ТК17.
Обратите внимание! Согласно общему правилу, установленному ч. 1 ст. 34 ТК, если простои не вызваны неблагоприятным воздействием эпидемиологической ситуации на деятельность нанимателя, их общая продолжительность не должна превышать 6 месяцев в течение календарного года;
  • предоставлять работнику отпуск для нахождения в режиме самоизоляции в месте, которое определяется нанимателем. Такой отпуск может предоставляться только с согласия работника. Продолжительность отпуска определяется по соглашению сторон трудового договора. За период отпуска работнику сохраняется заработная плата в размере не ниже установленной тарифной ставки (тарифного оклада), оклада, если иное не установлено коллективным договором, соглашением;
  • устанавливать при производстве работы вахтовым методом санитарам (санитаркам) и няням государственных учреждений социального обслуживания, осуществляющих стационарное социальное обслуживание, продолжительность выполняемой ими работы сверх продолжительности рабочего времени по основной работе, не превышающую 900 ч в год;
  • включать в рабочий год, за который предоставляется трудовой отпуск, время предусмотренных законодательством отпусков без сохранения заработной платы, предоставляемых по инициативе нанимателя, без ограничения их продолжительности.
Обратите внимание! Данная норма касается социального отпуска, предоставляемого по инициативе нанимателя согласно ст. 191 ТК. Количество календарных дней иных социальных отпусков без сохранения заработной платы, например предусмотренных ст.ст. 189, 190 ТК, превышающее 14 календарных дней, исключается из рабочего года, а затем он сдвигается в порядке, предусмотренном ст. 165 ТК;
  • освобождать работника от работы в связи с его болезненным состоянием на срок до трех календарных дней суммарно без предоставления работником листка нетрудоспособности. Сохранение среднего заработка за период освобождения от работы может быть предусмотрено коллективным договором, иным локальным правовым актом организации (за исключением бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций).

Обратите внимание! Наниматель по-прежнему вправе:

– изменять существенные условия труда работников, предупредив их об этом письменно не позднее чем за один календарный день;

– переводить работников без их согласия, в т.ч. в другое структурное подразделение, к другому нанимателю, а также для замещения отсутствующего работника на срок до трех месяцев. По соглашению сторон срок такого перевода может быть увеличен.

Описанные выше меры в области трудовых отношений будут действовать до особого решения Президента РБ (ч. 2 п. 27 Указа № 143).

Письмом № 2-2-13/00095 определено, что с учетом положений п. 1, подп. 2.9 п. 2 ст. 170, подп. 1.3 п. 1 ст. 173 НК с 08.01.2021 включаются в состав затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав следующие выплаты:

  • заработная плата, сохраненная за период нахождения работника в режиме самоизоляции в месте, которое определяется нанимателем;
  • средний заработок за период освобождения работника от работы в связи с его болезненным состоянием на срок до трех календарных дней без представления им листка нетрудоспособности.

Указанные выплаты работникам, занятым в социальной сфере, с 2021 г. подлежат включению в состав внереализационных расходов (подп. 3.28 п. 3 ст. 175 НК).

 

Меры по наведению порядка на потребительском рынке

Пунктом 20 Указа № 143 с 08.01.2021 вновь предоставлено право назначать внеплановые проверки в отношении юридических лиц и ИП независимо от наличия оснований, предусмотренных законодательными актами о контрольной (надзорной) деятельности, по вопросам соблюдения:

  • антимонопольного законодательства, законодательства о ценах и ценообразовании, торговле, общественном питании, защите прав потребителей, рекламе – министру МАРТ;
  • законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения – министру Минздрава;
  • требований технических регламентов Таможенного союза, ЕАЭС – председателю Госстандарта.

С 08.01.2021 проведение проверок по-прежнему разрешено в течение двух лет со дня государственной регистрации субъекта хозяйствования (присвоения ему учетного номера плательщика), если его деятельность связана с торговлей и общественным питанием. Аналогичное право было предоставлено до 01.01.2021.

Кроме того, министрам МАРТ и Минздрава, а также председателю Госстандарта вновь с 08.01.2021 предоставлено право на приостановление до устранения нарушений, но не более чем на 90 дней работы торговых объектов, объектов общественного питания, интернет-магазинов в случае выявления по результатам проверки нарушений законодательства, контроль за соблюдением которого относится к компетенции соответствующего ведомства.

Обратите внимание! Ранее данных прав в отношении интернет-магазинов проверяющим предоставлено не было.

 

Иные меры по поддержке экономики, введенные в 2021 г.

В соответствии с подп. 2.11 п. 2 Указа № 143 организациям по согласованию с собственниками имущества (учредителями, участниками) предоставлено право не проводить инвентаризацию активов перед составлением годовой бухгалтерской отчетности за 2020 год. Однако это право распространяется только на активы.

Исключение составляют финансовые активы, инвентаризируемые в обычном порядке. Инвентаризацию обязательств также следовало провести в установленные сроки. Перечни инвентаризируемых активов и обязательств содержит Инструкция № 18018.

С 08.01.2021 вновь можно осуществлять розничную торговлю по образцам без (вне) торговых объектов лекарственными средствами, для реализации которых не требуется рецепт врача. Делать это могут до 01.07.2021 юридические лица, имеющие специальное разрешение (лицензию) на фармацевтическую деятельность в части работ и услуг по розничной реализации лекарственных средств.

Доставку указанных лекарственных средств могут осуществлять только определенные организации. С их перечнем можно ознакомиться на сайте Минздрава.


1Указ от 24.04.2020 № 143 «О поддержке экономики» (далее – Указ № 143).

2Бюджетный кодекс.

3Письмо МНС от 18.01.2021 № 2-2-13/00095 (далее – письмо № 2-2-13/00095).

4Указ от 31.12.2020 № «Об изменении Указа Президента Республики Беларусь» (далее – Указ № 512).

5Перечень плательщиков, которым зачет разницы между суммой налоговых вычетов и общей суммой налога на добавленную стоимость, исчисленный по реализации товаров, имущественных прав, производится в течение 10 рабочих дней со дня принятия налоговым органом решения о возврате (полном или частичном отказе в возврате) такой разницы, утв. постановлением Сомина от 14.05.2020 № 282 (далее – Перечень № 282).

6Санитарные нормы и правила «Требования к организации и проведению санитарно-противоэпидемических мероприятий, направленных на предотвращение заноса, возникновения и распространения гриппа и инфекции COVID-19», утв. постановлением Минздрава от 29.12.2012 № 217.

7Постановление Минздрава от 18.07.2012 № 108 «Об ограничительных мероприятиях».

8Письмо Минздрава от 13.03.2020 № 7-19/4568 «О профилактике коронавирусной инфекции».

9Письмо Минздрава от 04.04.2020 № 7-19/6000 «О проведении мероприятий по профилактике инфекции COVID-19».

10Письмо Минздрава от 21.09.2020 № 7-19/15320 «О направлении Рекомендаций по профилактике коронавирусной инфекции (инфекции COVID-19) в организациях».

11Письмо Минздрава от 21.09.2020 № 7-19/15357.

12Налоговый кодекс (далее – НК).

13Положение о государственном информационном ресурсе «Реестр бытовых услуг Республики Беларусь», утв. постановлением Совмина от 28.11.2014 № 1108.

14Постановление Совмина от 27.03.2019 № 197 «Об установлении размера базовой арендной величины».

15Национальный стандарт бухгалтерского учета и отчетности «Учетная политика организации, изменения в учетных оценках, ошибки», утв. постановлением Минфина от 10.12.2013 № 80 (далее – НСБУ № 80).

16Закон от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности».

17Трудовой кодекс (далее – ТК).

18Инструкция по инвентаризации активов и обязательств, утв. постановлением Минфина от 30.11.2007 № 180.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений