Содержание «Экономической газеты» N 1 за 4 января 2019 года
Новый год, новый кодекс и новые проблемы
Год 2019-й Беларусь начинает достаточно позитивно – с недействующим «лжепредпринимательским» Указом № 488 и с новым, прогрессивным Налоговым кодексом (НК) – в декабре его утвердили обе палаты парламента, а 30.12.2018, «под елочку», документ подписан Президентом. Как нам жить по новой «налоговой конституции»? Какие послабления и преимущества приготовили законодатели?
Изменения в закон и будущее аудита. Профессиональное мнение
6 декабря на заседании 5-й сессии Палаты представителей Национального собрания в первом чтении был принят Закон «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности». В ушедшем году к вопросам, связанным с подготовкой законопроекта, мы неоднократно обращались на страницах «ЭГ» (№ 38 – «Аудиторская деятельность: мы ждем перемен», № 89 – «Качество услуг оценит Аудиторская палата» и др.).
За профессиональной оценкой изменений в Закон мы обратились к члену Общественно-консультативного совета по вопросам аудиторской деятельности Минфина, директору аудиторской компании ЗАО «АудитКонсульт», доктору экономических наук, профессору Сергею КОРОТАЕВУ.
МНС разъясняет, как платить налоги в 2019 году
В последних числах декабря прошла практическая конференция, в рамках которой ключевые специалисты Министерства по налогам и сборам разъясняли бухгалтерам, аудиторам и другим представителям субъектов хозяйствования практические аспекты исчисления и уплаты налогов в 2019 году: что принципиально изменилось, где работают прежние подходы, на что обратить особое внимание.
НДС: краткий обзор изменений в 2019 году
Практическая конференция «Налоги-2019. Обзор изменений в законодательстве», организованная МНС с целью информирования субъектов хозяйствования об изменениях, предусмотренных в новой редакции Налогового кодекса (НК), состоялась в Минске 28 декабря 2018 г.
Изменения в порядке налогообложения индивидуальных предпринимателей
Обзор законодательства, вступающего в силу с 1 по 15 января 2019 г.
НОВОСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА (26.12.2018 – 29.12.2018)
Как программисту работать с иностранным заказчиком? Налоги и договор
Программист работает в организации Республики Беларусь по контракту по основному месту работы и желает выполнять дополнительную работу для заказчика-нерезидента на условиях удаленной работы.
Для выполнения указанной дополнительной работы программисту необходимо регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя (ИП) или существуют другие варианты оформления договорных отношений с заказчиком-нерезидентом? Какими документами необходимо подтверждать факт выполнения указанной работы?
Работник оформил отпуск с 3 по 29 января. Также он взял социальный отпуск без сохранения заработной платы на 30 января. Находясь в отпуске, работник заболел. Отпуск необходимо продлить на 8 дней в связи с болезнью.
Как решить данную ситуацию?
Как установить рабочее время инвалиду
Принимаем на работу инвалида I группы на условиях неполного рабочего времени (0,75 ставки).
Какую продолжительность рабочего дня установить работнику и прописать в его трудовом договоре? Какой будет продолжительность рабочего дня, предшествующего празднику?
В организации работает сторожем инвалид III группы. Согласно заключению медико-реабилитационной экспертной комиссии (МРЭК) и ИПР, ему установлены следующие трудовые рекомендации: неполный рабочий день на 1 час (относительно 8-часового рабочего дня) или дополнительный выходной день в неделю. Рабочий график сторожа «два через два» – по 12 часов с 19.00 по 7.00, и установлен суммированный учет рабочего времени с расчетным периодом один квартал.
Может ли сотрудник продолжать работать в организации по своей профессии с указанными требованиями к труду?
Деление рабочего дня на две части
Можно ли рабочее время сотрудника по трудовому договору разбить на 2 части по 4 часа в течение одного рабочего дня (в сумме 8 часов в день)?
Увольнение после декретного отпуска
Есть ли ограничения по увольнению/сокращению сотрудницы, вышедшей на работу по окончании декретного отпуска?
Минские торговые центры. Что с ними не так?
О проблемах развития столичных торговых центров читателям «ЭГ» рассказывает Антон ЛИХУТО, практикующий юрист крупнейшего белорусского застройщика – компании Dana Holdings, специалист, имеющий опыт открытия в Минске магазинов ведущих мировых брендов, таких как Zara.
Судиться или бежать. Что делать арендующим помещения у госпредприятий?
В конце года многие частные компании, снимающие офисные, складские и производственные площади прежде всего у государственных структур ,получили неожиданно большие счета к оплате.
Информбанк
Опубликован и вступил в силу Указ Президента от 27.12.2018 № 500 «О государственном социальном страховании» (далее – Указ).
Заглянем в автомобильную аптечку: бухучет и налогообложение
Производственные и иные участки организации должны быть оснащены универсальными аптечками первой медпомощи с набором необходимых лекарственных средств и изделий медицинского назначения (ч. 2 ст. 231 Трудового кодекса).
Дебиторская задолженность подрядчика с истекшим сроком исковой давности
Организация – заказчик строительства здания, которое по окончании строительства будет учтено на сч. 03 «Доходные вложения в материальные активы», в ходе проведенной инвентаризации выявила дебиторскую задолженность с истекшим сроком исковой давности по работам подрядчика.
На какой счет бухгалтерского учета следует списать данную задолженность?
Кредиторская задолженность с истекшим сроком исковой давности
Организация списывает в 2018 г. кредиторскую задолженность с истекшим сроком исковой давности.
Возникают ли в 2018 году отложенные налоговые обязательства (ОНО) при списании кредиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности, выявленной при инвентаризации, если в налоговом учете списание кредиторской задолженности на доходы будет происходить по результатам годовой инвентаризации, а в бухгалтерском – на дату, следующую за днем истечения срока исковой давности?
Инвентаризация долгосрочных финансовых вложений обязательна
У организации на сч. 06 «Долгосрочные финансовые вложения» числятся без движения суммы вкладов в уставные фонды других организаций. На основании решения руководителя организация не инвентаризирует данные активы перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (далее – ГБО) за 2018 год.
Допустим ли такой подход?
Инвентаризация для организаций на УСН
Организация ведет учет в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения (далее – Книга).
Существует ли обязанность проведения инвентаризаций для организаций, ведущих учет в Книге?
Налогообложение и бухучет субаренды объектов недвижимости
В соответствии с ч. 1 п. 2 ст. 586 Гражданского кодекса (далее – ГК) арендатор может с согласия арендодателя сдать арендованное имущество в субаренду.
Самостоятельное выделение «входящего» НДС после отказа от льготы
Организация, применяющая общую систему налогообложения, ввозит из-за пределов РБ изделия медицинского назначения, которые не освобождены от НДС при их ввозе. Однако обороты по реализации этих изделий освобождены от НДС в соответствии с подп. 1.1. п. 1 ст. 93 НК. В 2017 году были ввезены эти изделия, и сумма НДС, уплаченная при их ввозе (Д-т сч. 18 – К-т сч. 68; Д-т сч. 68 – К-т сч. 51), была отнесена на увеличение их стоимости (Д-т сч. 41 – К-т сч. 18). С 2018 года было принято решение отказаться от льготы по НДС, о чем было подано соответствующее заявление. Имеет ли право организация произвести самостоятельное выделение ранее отнесенных на увеличение стоимости изделий уплаченных по ним сумм НДС?
Организация переходит с применения упрощенной системы налогообложения без уплаты НДС на уплату налогов в общеустановленном порядке с января 2018 г. При этом имеются остатки товаров, при приобретении которых суммы НДС, уплаченные по ним, были отнесены на увеличение стоимости (Д-т сч. 18 – К-т сч. 60; Д-т сч. 60 – К-т сч. 51; Д-т сч. 41 – К-т сч. 18). Имеет ли право организация произвести самостоятельное выделение ранее отнесенных на увеличение стоимости товаров уплаченных по ним сумм НДС?
Самостоятельное выделение «входящего» НДС из остаточной стоимости основного средства
В 2018 г. представительство иностранной организации, не осуществляющее деятельность на территории РБ, реализует на территории РБ с применением ставки НДС в размере 20% основные средства, приобретенные в 2010 г. с учетом ставки НДС в размере 20%, по которым сумма НДС, уплаченная при их приобретении, была отнесена на увеличение стоимости (Д-т сч. 08 – К-т сч. 60; Д-т сч. 18 – К-т сч. 60; Д-т сч. 60 – К-т сч. 51; Д-т сч. 01 – К-т сч. 08; Д-т сч. 01 – К-т сч. 18). Имеет ли право представительство выделить отнесенную на увеличение стоимости сумму НДС?
Если организация на УСН сдала часть офиса в субаренду
УП – арендодатель (применяет упрощенную систему налогообложения (далее – УСН)) сдает в аренду находящееся у него на праве собственности офисное помещение ООО – арендатору, которое также применяет УСН. Часть арендованного помещения ООО с 01.10.2018 сдало в субаренду.
Может ли ООО применять УСН, если оно часть арендуемого им офисного помещения сдало в суб- аренду?
Работаю по трудовому договору в организации на 0,5 ставки и зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя (ИП). В связи с объявленным простоем, за декабрь 2018 г. зарплата была начислена в размере 2/3 тарифного оклада и составила 280 BYN.
Надо ли самостоятельно уплатить страховые взносы в ФСЗН за декабрь 2018 г. как ИП, если за этот месяц начисленная зарплата меньше минимальной?
Работаю в организации по трудовому договору и зарегистрирован ИП. В связи с временной приостановкой производства в организации нахожусь в 2-месячном отпуске без сохранения заработной платы. Соответственно, зарплата за этот период не начисляется и не выплачивается.
Необходимо ли, как ИП, самостоятельно уплачивать страховые взносы в ФСЗН за месяцы, в которых зарплата в организации не начисляется?
Перевод на работу в другой город
Наниматель находится в Минске, но арендует помещения для работников в другом городе. В контрактах с сотрудниками не прописано место работы. По экономическим причинам наниматель отказался от аренды помещения и издал приказ о перемещении работников с рабочих мест в другом городе на рабочие места в Минске по юридическому адресу нанимателя. У всех работников сохраняются должность, обязанности, подразделение, зарплата.
Правомерны ли действия нанимателя? Как поступить нанимателю, если работники не приступят к работе в Минске с указанной даты в приказе о перемещении?