Кредиторская задолженность с истекшим сроком исковой давности
Организация списывает в 2018 г. кредиторскую задолженность с истекшим сроком исковой давности.
Возникают ли в 2018 году отложенные налоговые обязательства (ОНО) при списании кредиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности, выявленной при инвентаризации, если в налоговом учете списание кредиторской задолженности на доходы будет происходить по результатам годовой инвентаризации, а в бухгалтерском – на дату, следующую за днем истечения срока исковой давности?
Согласно абз. 8 п. 2 Инструкции по бухгалтерскому учету отложенных налоговых активов и обязательств, утв. постановлением Минфина от 31.10.2011 № 113 (далее – Инструкция № 113), временные разницы – суммы доходов и расходов, формирующие учетную прибыль (убыток) в текущем отчетном периоде, а налоговую базу по налогу на прибыль – в будущих отчетных периодах либо формирующие налоговую базу по налогу на прибыль в текущем отчетном периоде, а учетную прибыль (убыток) – в будущих отчетных периодах.
Временные разницы возникают, если величина расходов (доходов) в бухгалтерском учете и для целей налогообложения совпадает, но момент их признания не совпадает (п. 6 Инструкции № 113).
Налогооблагаемые временные разницы приводят к увеличению учетной прибыли (уменьшению учетного убытка) в текущем отчетном периоде и увеличению налогооблагаемой прибыли в одном или нескольких будущих отчетных периодах. Налогооблагаемые временные разницы возникают, если:
– расходы в бухгалтерском учете признаются в будущих отчетных периодах, а для налогообложения – в текущем отчетном периоде;
– доходы в бухгалтерском учете признаются в текущем отчетном периоде, а для налогообложения – в будущих отчетных периодах (п. 8 Инструкции № 113).
Согласно п. 10 Инструкции № 113, налогооблагаемая временная разница приводит к образованию ОНО, сумма которого определяется путем умножения налогооблагаемой временной разницы, возникшей в текущем отчетном периоде, на ставку налога на прибыль, установленную налоговым законодательством и действующую на отчетную дату.
Пунктом 27 Инструкции № 102 предусмотрено, что кредиторская задолженность, по которой срок исковой давности или приобретательной давности истек, признается в бухгалтерском учете доходом на дату, следующую за днем истечения срока исковой давности или приобретательной давности, в сумме, в которой эта задолженность была отражена в бухгалтерском учете организации.
Согласно п. 2 ст. 128 НК внереализационные доходы определяются на основании документов бухгалтерского и налогового учета.
Дата отражения внереализационных доходов определяется плательщиком на дату признания доходов в бухгалтерском учете, а в отношении доходов, по которым в п. 3 ст. 128 НК указана дата их отражения, – на дату, указанную в п. 3 ст. 128 НК.
В соответствии с подп. 3.10 п. 3 ст. 128 НК в состав внереализационных доходов включаются суммы кредиторской задолженности, по которой истекли сроки исковой давности, и, если это предусмотрено законодательством, суммы кредиторской задолженности, по которой истекли сроки приобретательной давности.
Поскольку, согласно Инструкции № 102 и НК, кредиторская задолженность, по которой истек срок исковой давности, признается в бухгалтерском и налоговом учете доходом на дату, следующую за днем истечения срока исковой давности, то ОНО в рассматриваемой ситуации не возникают.
В данном случае организация неверно определяла дату признания дохода для целей налогообложения прибыли.
Ответ: Нет, не возникают.