$

2.1546 руб.

2.4528 руб.

Р (100)

3.2408 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Базовая величина

25.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Портфель бухгалтера

Годовая инвентаризация: тематическая подборка

30.12.2018

По материалам "ЭГ"

 

Двенадцать правил инвентаризации

06.11.2018

Двенадцать правил инвентаризации

Фото: thebalancesmb.com

Одним из основных способов первичного наблюдения в бухучете является инвентаризация, которая позволяет при правильном ее проведении получить реальную картину о состоянии активов и обязательств организации, выявить активы, частично потерявшие свое первоначальное назначение (потребительские свойства) и устаревшие морально.

Реально проводимая инвентаризация дисциплинирует материально ответственных лиц (МОЛ), выполняет профилактические функции и позволяет своевременно выявлять злоупотребления в организациях.

О том, на какие отдельные правила следует обращать внимание в первую очередь при проведении инвентаризации, пойдет речь в этой статье, которая будет полезна организациям как при проведении инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (далее – ГБО) за 2018 год, так и при проведении инвентаризации в иных случаях.

Правило 1. Соблюдайте сроки проведения и отражения в бухучете результатов инвентаризации перед составлением ГБО.

Чтобы данные ГБО были признаны достоверными, инве...        

Читать далее...

Автор публикации: Виталий РАКОВЕЦ, аудитор ООО «АудитИнком»

Порядок инвентаризации активов и ответственность МОЛ

18.12.2018

На госпредприятии с 01.11.2018 по 30.11.2018 проведена ежегодная инвентаризация склада, на котором я являюсь одним из материально-ответственных лиц (МОЛ). На дату 07.12.2018 результаты инвентаризации не представлены на подпись МОЛ. 07.12.2018 на склад пришел главный бухгалтер и начал перепроверять все подряд. Обнаружил излишки, заставил подписать от руки составленный акт трех МОЛ.

При приеме на работу (3 месяца назад) мною подписан договор о материальной ответственности. До моего прихода на работу уволились три МОЛ, при этом обязательная инвентаризация при смене МОЛ не проводилась, т.е. нет ни одного документа, свидетельствующего о том, какие материальные ценности мною приняты.

Несу ли я ответственность за обнаруженные излишки? Как установить, в каком периоде они образовались? В какие сроки МОЛ должны подписать документы об окончании инвентаризации? Должны ли эти документы быть пронумерованы? Должны ли МОЛ подписывать каждую страницу акта? Указывается ли дата подписания акта?

Действительно, в соответствии с п. 2 ст. 13 Закона «О бухгалтерском учете и отчетно...     

Читать далее...

Автор публикации: Василий ПАСЕВИЧ, аудитор
 

Недостача товаров за 3 года отсутствия инвентаризации

21.12.2018

Организация розничной торговли ведет учет товаров по ценам приобретения. В ноябре 2018 г. проведена инвентаризация товаров по состоянию на 30.11.2018, по результатам которой обнаружена недостача товаров.

В бухучете по результатам инвентаризации составлены записи:

Д-т сч. 94 «Недостачи и потери от порчи имущества» – К-т сч. 41 «Товары» – отражена недостача по результатам инвентаризации;

Д-т сч. 44 «Расходы на реализацию» – К-т сч. 94 – сумма недостачи списана за счет норм естественной убыли и учтена при налогообложении прибыли.

Нормы естественной убыли применены за 3 года (с декабря 2015 г. по ноябрь 2018 г.), за которые инвентаризация товаров не проводилась.

Правомерен ли такой бухгалтерский учет недостач товаров в розничной торговле?   

Согласно абз. 2 п. 8 Инструкции № 180 периодичность проведения инвентаризаций товаров для реализации (в т.ч. товаров на складах, товар...     

 Читать далее...

Автор публикации: Виталий РАКОВЕЦ, аудитор ООО «АудитИнком»
 

В ходе инвентаризации выявлены нематериальные активы

21.12.2018

При проведении инвентаризации перед составлением ГБО за 2018 год были выявлены неучтенные объекты нематериальных активов (компьютерные программы), разработанные организацией за счет собственных средств.

Каким образом отразить данные активы в бухучете?

Активы отражают по дебету сч. 04 «Нематериальные активы» и кредиту сч. 91.

Нематериальные активы (далее – НМА) входят в состав инвестиционных активов (п. 2 Инструкции № 102).

Суммы излишков инвестиционных активов, выявленных в результате инвентаризации, следует отражать в составе доходов и расходов по инвестиционной деятельности, учитываемых на сч. 91 (п. 14 Инструкции № 102).

НМА принимаются к бухгалтерскому учету по сч. 04 по первоначальной стоимости на основании акта о приеме-передаче нематериальных активов (приложение 2 к постановлению Минфина от 22.04.2011 № 23 «Об установлении форм акта о приеме-передаче основных средств, акта о приеме-передаче нематериальных активов и у...     

Читать далее...

Автор публикации: Виталий РАКОВЕЦ, аудитор ООО «АудитИнком»
 

Как учесть экспертную оценку излишков

21.12.2018

Организация по решению руководителя провела инвентаризацию, по результатам которой выявлены неучтенные объекты основных средств (ОС), используемые в производственной деятельности организации. Для определения рыночной стоимости ОС была проведена их экспертная оценка сторонней организацией.

1. Каким образом следует отразить стоимость принимаемого на учет ОС: сч. 01 должен корреспондировать со сч. 98 «Доходы будущих периодов» или со сч. 91 «Прочие доходы и расходы»?

2. Куда следует отнести понесенные организацией расходы на оплату услуг по оценке?

3. Увеличивают ли данные расходы стоимость выявленных при инвентаризации неучтенных ОС?

1. Оценка выявленных инвентаризацией неучтенных активов должна быть произведена в соответствии с законодательством, а степень (процент) износа устанавливается по действительному техническому состоянию активов с оформлением данных об оценке и износе соответствующими актами (п. 39 Инструкции № 180).

Первоначальная стоимость ОС, вы...                                      Читать далее...

Автор публикации: Виталий РАКОВЕЦ, аудитор ООО «АудитИнком»

 

Как учесть исправления после инвентаризации

21.12.2018

В ходе инвентаризации материалов, проведенной на 01.11.2018 перед составлением ГБО за 2018 г., выявлено, что на сч. 10 «Материалы» продолжают числиться материалы, фактически использованные для создания объекта основного средства в предыдущие месяцы 2018 г.

Каким образом в бухгалтерском учете организации отразить исправления?

Следует уточнить стоимость основного средства и суммы начисленной амортизации.

Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по сч. 01 по первоначальной стоимости (п. 9 Инструкции № 26).

Первоначальная стоимость созданных в организации основных средств определяется в сумме фактических прямых и распределяемых переменных косвенных затрат на их создание, за исключением случаев, установленных законодательством (ч. 3 п. 10 Инструкции № 26).

В соответствии с п. 11 Инструкции № 26 фактические затраты, связанные с созданием основных средств, установкой, монтажом основных средств и приведением их в состояние, пригодное для использования, отражаются на счетах бухгалтерского учета... 

Читать далее...

Автор публикации: Виталий РАКОВЕЦ, аудитор ООО «АудитИнком»
 

 

Инвентаризация оборудования в ремонте

21.12.2018

Организация имеет на балансе оборудование. Согласно учетной политике инвентаризация основных средств перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (далее – ГБО) проводится по состоянию на 20 декабря 2018 г.

В инвентаризационной описи основных средств поименовано все оборудование, в т.ч. и то, которого не было на территории организации в момент проведения инвентаризации, поскольку оно находилось в ремонте.

Правомерен ли такой подход?

Перед составлением ГБО инвентаризацию ос­новных средств следует проводить не ранее 1 ноября (п. 8 Инструкции по инвентаризации активов и обязательств, утв. постановлением Минфина от 30.11.2007 № 180 (далее – Инструкция № 180)).

Порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации включается в учетную политику (п. 4 ст. 9 Закона от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее – Закон № 57-З)).

Если организация огов...                                          Читать далее...

Автор публикации: Виталий РАКОВЕЦ, аудитор ООО «АудитИнком»

 

Выявлены излишки, по которым есть первичные документы

21.12.2018

В ходе инвентаризации, проведенной перед составлением ГБО, было выявлено оборудование, не числящееся в бухучете организации (излишек).

Каким образом его следует отразить на счетах бухучета, если по данному оборудованию были найдены первичные учетные документы (далее – ПУД): как излишек по результатам инвентаризации либо как ошибку?

По мнению автора, выявленное оборудование следует отразить в учете как излишек по результатам инвентаризации.

Согласно п. 35 Инструкции № 180 при инвентаризации основных средств комиссия производит осмотр объектов и оформляет опись согласно приложению 6 к Инструкции № 180. Машины, оборудование и транспортные средства заносятся в описи индивидуально с указанием инвентарного номера, заводского номера предприятия – изготовителя (при его наличии), года выпуска, назначения, мощности и т....      

Читать далее...

Автор публикации: Виталий РАКОВЕЦ, аудитор ООО «АудитИнком»
 

 

Где учесть излишки и недостачи запасов

21.12.2018

Согласно учетной политике организации в состав доходов и расходов по инвестиционной деятельности, учитываемых на сч. 91 «Прочие доходы и расходы», включаются суммы излишков и недостач, выявленные по результатам инвентаризации.

При проведении инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (далее – ГБО) за 2018 год выявленные излишки и недостачи запасов отражены на сч. 91.

Верно ли организация отразила результаты инвентаризации?

Согласно п. 13 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утв. постановлением Минфина от 30.09.2011 № 102 (далее – Инструкция № 102), в состав прочих доходов и расходов по текущей деятельности, учитываемых на сч. 90 (субсч. 90-7 «Прочие доходы по текущей деятельности», 90-10 «Прочие расходы по текущей деятельности»), включаются:

– суммы излишков запасов, денежных средств, выявленных в результате инвентаризации;

– суммы недостач и потерь о...                                                        Читать далее...

 

Автор публикации: Виталий РАКОВЕЦ, аудитор ООО «АудитИнком»

 

Недостача, излишки, пересортица: отражаем в бухучете

20.11.2018

 

Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, не ранее 1 ноября,  организации должны провести инвентаризацию сырья, материалов, готовой продукции, товаров для реализации (в т.ч. товаров на складах, товаров в розничной торговле, тары под товаром и порожней, покупных изделий, продуктов подсобного сельского хозяйства).

Целью проведения инвентаризации указанных активов является выявление расхождений между данными бухгалтерского учета и их фактическим наличием.

Рассмотрим, как отражаются в бухгалтерском и налоговом учете выявленные при инвентаризации товаров, готовой продукции, материалов недостача, излишки, пересортица.

Чтобы правильно отразить результаты инвентаризации активов в бухучете, сначала разберемся, какими налогами облагаются указанные суммы излишков, недостач и пересортиц.

НДС

Согласно п. 1 ст. 93 Налогового кодекса (далее – НК) объектами налогообложения НДС признаются обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории РБ.

Выявленная при инвентаризации недостача имущества организации, т.е. выбытие активов организации в связи с их утратой и (или) порчей не является объектом налогообложения...           

 Читать далее...

Автор публикации: Майя ЯРОШ, экономист
 

 

Сдаем металлолом, выявленный при инвентаризации

16.11.2018

При проведении инвентаризации основных средств, запасов, в том числе при проведении инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, нередко выявляются списанные ранее технологическое оборудование, запасные части в виде лома черных и цветных металлов (металлолом), не учтенные на счетах бухучета.

Рассмотрим, как оформить документально и отразить в бухучете и при налогообложении хозяйственные операции по выявлению неучтенного металлолома и его сдачу заготовительной организации, если руководителем организации принято решение сдать металлолом заготовительной организации для дальнейшей переработки.

Все лом и отходы черных и цветных металлов, образующиеся у субъектов предпринимательской деятельности, а также заготовленные организациями Белорусского республиканского союза потребительских обществ и организациями Белорусского концерна по материальным ресурсам, подлежат сбору и обязательной сдаче заготовительным организациям Белорусского государственного объединения по заготовке, перераб...   

Читать далее... 

Автор публикации: Майя ЯРОШ, экономист

 

Излишки металлолома в результате отсутствия актов С-14

21.12.2018

Организация осуществляет капитальный ремонт изолированного помещения. Для осуществления работ разработан строительный проект, по условиям которого демонтируемые элементы из металла (трубопроводы и арматура) должны быть сданы заготовительным организациям ГО «Белвтормет», как лом и отходы черных и цветных металлов. Акты оприходования материалов, полученных от разборки (форма С-14) (далее – акт С-14), у организации отсутствуют. Демонтируемые элементы не приходуются как металлолом. В результате инвентаризации, проводимой перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, данные элементы были выявлены как излишки.

Допустимо ли при ремонте изолированного помещения не составлять акты С-14 для своевременного оприходования полученных от разборки возвратных материалов?

Для своевременного оприходования возвратных материалов нужно составлять акты С-14.

Неполное или несвоевременное оприходование материалов и конструкций от разборки приводит к завышению стоимости строительных работ.

Согласно п. 19 Инструкции о порядке учета, хранения, использования и реализации черных и цветных металлов, их лома и отходов, утв. постановлением Минэкономики, Минстройархитектуры, Минпрома от 15.06.2006 № 98/12/10, все лом и отходы черных и цветных металлов, образующиеся у субъектов предпринимательской деятельности,... 

 Читать далее...

Автор публикации: Виталий РАКОВЕЦ, аудитор ООО «АудитИнком»
 

 

Реализация металлолома и налог на прибыль

23.01.2018

При проведении годовой инвентаризации на территории организации обнаружен металлолом, который планируется сдать заготовительной организации «Белвтормет». Однако поскольку надлежащее весовое оборудование отсутствует, вес сдаваемого лома определен условно.

Как и когда реализацию металлолома следует учесть при налогообложении прибыли?

Прибыль от реализации лома металлов определяется в том же порядке и на том же основании, которые установлены п.п. 1 и 3 ст. 127 НК. Однако при этом надо учесть иные правила, связанные с отгрузкой лома металлов и указанием его массы, несоблюдение которых приведет к нарушению законодательства.

Все перемещения лома и отходов черных и цветных металлов на территории РБ и за ее пределы (далее – отгрузка), за исключением их сдачи организациям «Белвтормет», осуществляются по нарядам ГО «Бел­втормет» или его организаций (п. 5 Инструкции о порядке выдачи нарядов на отгрузку и использование лома и отходов черных и...   

 Читать далее...

Автор публикации: Евгений ГЕРШТЕЙН, замдиректора ООО «Акцентаудит-М»
 

 

Годовая инвентаризация расчетов

30.11.2018

Организация ежегодно проводит годовую инвентаризацию расчетов с дебиторами и кредиторами.

В этом году по данным акта сверки расчетов контрагента – поставщика задолженность перед нашей организацией составляет 0,03 руб. По данным же нашей организации (покупателя) дебиторская задолженность по поставщику отсутствует.

Поставщик и покупатель признали задолженность в размере 0,03 руб. и подписали акт сверки расчетов.

При сверке расчетов по платежам в бюджет установлено, что по данным организации дебиторская задолженность по налогу на прибыль составляет 1,12 BYN, по данным налоговых органов переплата составляет 1,10 BYN. Дебиторская задолженность признана организацией в сумме 1,10 BYN.

Как заполнить акт инвентаризации расчетов?                          

Перед составлением годовой бухгалтерской...                                                 Читать далее...

Автор публикации: Майя ЯРОШ, экономист

 

Инвентаризация долгосрочных финансовых вложений обязательна

04.01.2019

У организации на сч. 06 «Долгосрочные финансовые вложения» числятся без движения суммы вкладов в уставные фонды других организаций. На основании решения руководителя организация не инвентаризирует данные активы перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (далее – ГБО) за 2018 год.

Допустим ли такой подход?

Счет 06 «Долгосрочные финансовые вложения» предназначен для обобщения информации о наличии и движении вложений в ценные бумаги других организаций, облигации государственных и местных займов (если установленный срок их погашения превышает 12 месяцев), уставные фонды других организаций и т.п., а также предоставленных другим организациям займов (на срок более 12 месяцев), вкладов участников договора о совместной деятельности в общее имущество простого товарищества (п. 11 Инструкции № 50).

Для целей Инструкции по инвентаризации активов и обязательств, утв. постановлением Минфина от 30.11.2007 № 180 (далее – Инструкция № 180) финансовые вложения относятся к инвентаризуемым активам (абз. 7 ч....

Автор публикации: Виталий РАКОВЕЦ, аудитор ООО «АудитИнком»                                         Читать далее...


 

 

Кредиторская задолженность с истекшим сроком исковой давности

04.01.2019

Организация списывает в 2018 г. кредиторскую задолженность с истекшим сроком исковой давности.

Возникают ли в 2018 году отложенные налоговые обязательства (ОНО) при списании кредиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности, выявленной при инвентаризации, если в налоговом учете списание кредиторской задолженности на доходы будет происходить по результатам годовой инвентаризации, а в бухгалтерском – на дату, следующую за днем истечения срока исковой давности?

Согласно абз. 8 п. 2 Инструкции по бухгалтерскому учету отложенных налоговых активов и обязательств, утв. постановлением Минфина от 31.10.2011 № 113 (далее – Инструкция № 113), временные разницы – суммы доходов и расходов, формирующие учетную прибыль (убыток) в текущем отчетном периоде, а налоговую базу по налогу...

Автор публикации: Виталий РАКОВЕЦ, аудитор ООО «АудитИнком»                                         Читать далее...
 

 

Ошибочно исправили налоговую декларацию: корректируем последствия

14.12.2018

Бухгалтером была допущена ошибка в декларации по налогу при УСН за III квартал 2018 г., в связи с чем подана уточненная налоговая декларация с увеличением суммы налога, налог был доплачен и налоговым органом была взыскана пеня.

Однако при проведении инвентаризации расчетов с бюджетом в декабре 2018 г. было установлено, что первоначальная декларация была составлена верно.

Как вернуть излишне уплаченную сумму налога при УСН и пеню?        Как исправить данную ошибку в бухучете?

В соответствии с п. 4 ст. 290 НК организация, применяющая УСН, не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, должна представить в налоговые органы налоговую декларацию (расчет) по налогу при упрощенной системе.

Уплата налога при УСН производится не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (п. 5 ст. 290 НК).

Уплата налога при УСН признается налоговым обязательством организ...                                                     Читать далее...

Автор публикации: Майя ЯРОШ, эксперт по вопросам бухгалтерского учета

 

Инвентаризация для организаций на УСН

04.01.2019

Организация ведет учет в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения (далее – Книга).

Существует ли обязанность проведения инвентаризаций для организаций, ведущих учет в Книге?

В соответствии с законодательными актами РБ отдельные категории организаций могут быть освобождены от обязанности ведения бухгалтерского учета и составления отчетности (п. 2 ст. 2 Закона от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее – Закон № 57-З)).

Согласно ч. 1 п. 1 ст. 291 НК, п. 13 Указа от 25.01.2018 № 29 «О налогообложении» (далее – Указ № 29) применяющие упрощенную систему организации (за исключением хозяйственных обществ, указанных в подп. 2.2 п. 2 ст. 286 НК, а также организаций, реализующих инвестиционные проекты в соответствии с заключенными с РБ инвестиционными...

Автор публикации: Виталий РАКОВЕЦ, аудитор ООО «АудитИнком»                              Читать далее...                    


 


Бухучет: список рубрик
Важно
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях