Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2515
EUR:
3.4633
RUB:
3.4844
Золото:
248.77
Серебро:
2.95
Платина:
97.22
Палладий:
105.06
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Кадры, регулирование цен и доначисление налогов: взгляд бизнеса на 2024 год

Фото: freepik.com

Субъекты хозяйствования после новогодних праздников вернулись к работе и приступили к реализации бизнес-планов, утвержденных на 2024 год. Каким он станет для предприятий? С каким настроением начали компании работу в наступившем году?

«ЭГ» попросила руководителей бизнес-союзов ответить на перечисленные вопросы и рассказать о настроениях и проблемах, которые, по мнению субъектов хозяйствования, являются самыми важными для корпоративного сектора в 2024 г.

Виктор Маргелов, директор, сопредседатель Минского столичного союза предпринимателей и работодателей:

vmargelov.jpeg
       Виктор Маргелов

– Взгляды и настроения членов нашего союза на 2024 год отличаются. Например, несмотря на внешние ограничения, дела у производителей в целом наладились, ситуация стабилизировалась, и они видят перспективы для развития своего бизнеса в наступившем году.

В то же время у торговых организаций, особенно в малых городах и в сельской местности, ситуация весьма сложная.

Во-первых, регулирование цен отрицательно повлияло на финансовые показатели розничной торговли. Во-вторых, деятельность маркетплейсов приводит к снижению спроса на работу стационарных объектов торговли. Кстати, с учетом новых вызовов мы планируем в феврале 2024 г. провести круглый стол и обсудить стратегические вопросы развития торговли.

Коммуникации с бизнесом показывают, что проблем у субъектов хозяйствования достаточно много. Наша миссия как бизнес-союза заключается в том, чтобы помогать компаниям находить новые возможности, несмотря на ограничения, и этим мы продолжим заниматься в 2024 г.

В частности, в 2023 г. мы стали активно выстраивать коммуникации белорусских субъектов хозяйствования с китайскими предпринимателями, и провели с ними две биржи субконтрактации. Кроме того, развиваем диалог с китайскими регионами и договариваемся о расширении сотрудничества, чтобы белорусский бизнес в восточном направлении смог активнее развиваться.

Наряду с внешнеэкономической деятельностью членов нашего бизнес-союза заботит ситуация на внутреннем рынке. В регионах ощущается даже не острая, а катастрофическая нехватка кадров. К сожалению, сталкиваемся с тем, что наши соотечественники уезжают на Запад и Восток, и отсюда кадровый дефицит.

Сегодня, чтобы развивать бизнес в регионах, деньги – не ключевая проблема, их можно найти, а вот кадры – вызов № 1 для бизнеса, и это мнение разделяют многие члены Минского столичного союза предпринимателей и работодателей.

Мы инициируем заседание общественно-консультативного совета при Минэкономики, чтобы обсудить данную ситуацию и сформулировать экономические стимулы, которые будут способствовать перетоку кадров на предприятия с более высокой добавленной стоимостью. Поэтому мы также предлагаем актуализировать Стратегию развития малого и среднего предпринимательства, тем более что внешние и внутренние условия, которые влияют на развитие белорусского бизнеса, существенно изменились.

Жанна Тарасевич, директор Бизнес союза предпринимателей и нанимателей имени профессора М.С. Кунявского:

tarasevich.jpg
        Жанна Тарасевич

– Ожидания бизнеса на 2024 г. двоякие. Сохраняется неопределенность как в части внешних факторов, так и по вопросам внутреннего регулирования. В условиях «туманности» субъектам хозяйствования сложно планировать работу, и потому присутствует даже определенный пессимизм.

При этом надеемся, что в новому году, поскольку страна нуждается в развитии деловой активности, в законодательной сфере мы увидим меры по либерализации экономики и снижению административной нагрузки на бизнес.

На основе коммуникаций с субъектами хозяйствования мы делаем вывод, что на первое место члены нашего бизнес-союза ставят проблему ценового регулирования. На второе – проблематику административных процедур и контрольных мероприятий. И еще в тройку ключевых проблем бизнеса, по нашей оценке, входит обеспеченность предприятий кадрами.

Соответственно, с учетом этого наш бизнес-союз в 2024 г. намерен вносить предложения, касающиеся ценового регулирования на потребительском рынке, а также в сфере АПК и на медицинские, в т.ч. стоматологические услуги.

Что касается административных процедур и контрольных мероприятий, то вместе с министерствами мы уже обсуждаем меры, которые в этой части снижали бы нагрузку на бизнес. Для решения кадровых проблем в стране также потребуется координация усилий бизнес-объединения и государства.

Частный бизнес понимает, что для решения конкретных задач нужно консолидировать усилия, поэтому мы ожидаем приход новых членов в 2024 г., а также будем инициировать создание профильных ассоциаций, в т.ч. с участием тех организаций, которые занимаются инновационным развитием, продвижением цифровой экономики.

Полагаю, в новом году бизнесу и государству есть смысл совместно поработать над формированием положительного имиджа частного предпринимательства, чтобы люди стремились открывать и развивать дело именно на родной земле. С Мин­экономики и Белтелерадиокомпанией мы планируем обсуждать, как именно это можно сделать.

Планы нашего бизнес-союза в публичной плоскости также связаны с регулярным проведением в течение года заседаний клубов директоров. Обсуждение макроэкономических, бюджетно-налоговых тем, вопросов регулирования экономики всегда привлекает внимание топ-менеджеров, которые постоянно хотят быть в курсе новаций и трендов по перечисленным направлениям.

Александр Швец, председатель Республиканского союза промышленников и предпринимателей:

ashvets (2).jpg
          Александр Швец

– В 2023 г. благодаря усилиям правительства удалось в сжатые сроки переориентировать экспортные потоки, что не только позволило избежать экономического спада, но и послужило основой для заметного роста ВВП.

С точки зрения краткосрочного реагирования, безусловно, это успех правительства, который позволил избежать стране экономической турбулентности в минувшем году.

Вместе с тем статданные говорят о том, что уже более 60% белорусского экспорта приходится на РФ, в то время как еще 3–4 года назад эта величина была существенно ниже и колебалась в диапазоне 40–45%. С учетом увеличения белорусского экспорта в Россию удельный вес российского рубля в валютной корзине Беларуси достиг 60%.

Все это говорит о том, что как в прошлом, так и в наступившем 2024 г. ситуация и на финансовом рынке Беларуси, и в белорусской экономике будет существенно зависеть от экономики России.

Отмечу, что для бизнеса наличие у Беларуси большого «портфеля» экспорта в одну страну, которая находится под мощным санкционным давлением, – это риск. Поэтому для субъектов хозяйствования очень важно наращивать экспорт и в другие страны, чему Республиканский союз промышленников и предпринимателей старается всячески содействовать

Частные компании, члены РСПП, стараются развивать отношения со странами ЕАЭС, Средней и Юго-Восточной Азии, Африки, Латинской Америки, приветствуют наше активное взаимодействие с ЕЭК. Мы намерены добиваться того, чтобы деловых контактов и партнеров на новых рынках у белорусского бизнеса становилось больше. Мы прогнозируем, что тема увеличения экспорта на новые рынки будет в наступившем году основополагающей.

Какие внутренние задачи стоит решить для развития деловой активности Беларуси? Мы видим, в т.ч. на основе коммуникаций с другими бизнес-объединениями, что по-прежнему существует запрос субъектов хозяйствования на предсказуемость контрольных мероприятий.

В этом году исполнилось ровно 5 лет с момента вступления в силу ст. 33 НК в нынешней редакции, которая предполагает доначисление налогов в случае выявления фактов уклонения субъектов хозяйствования от выполнения налоговых обязательств. При этом практика показывает, что нормы этой статьи фактически распространяются на случаи, которые до 2019 г. не являлись нарушением законодательства.

Конечно, бизнес чувствовал бы себя спокойнее и увереннее в завтрашнем дне (что отразилось бы и на инвестиционной активности) в случае объявления моратория на ретроспективное применение ст. 33 НК в действующей редакции. Такой мораторий, на наш взгляд, может стать сильным стабилизирующим сигналом для бизнеса.

На наш взгляд, постановление Совмина от 19.10.2023 № 713 «О системе регулирования цен» выполнило ряд задач, изначально поставленных при его принятии, в т.ч. позволило избежать возможных необоснованных инфляционных потрясений. Но дальнейшее смягчение регулирования цен при сохранении контроля за ними тоже способствовало бы росту деловой активности и инвестиций, особенно в секторе торговли.

Наряду с тактическими задачами, которые мы помогаем субъектам хозяйствования решать в режиме реального времени, участников бизнес-объединений интересуют и стратегические перспективы социально-экономического развития страны.

Опираясь на такой запрос, мы планируем в ближайшее время совместно с партнерами, а также при участии органов госуправления экономического блока провести конференцию по вопросам Национальной стратегии устойчивого развития Беларуси. Есть необходимость сверить позиции бизнеса и государства по дню сегодняшнему и сравнить взгляды на день завтрашний.

Александр Калинин, председатель Белорусского союза предпринимателей:

akalinin.jpg
      Александр Калинин

– На наш взгляд, 2024 год будет, как и минувший, сложным для бизнеса. Санкционное давление на страну не исчезнет, а возможно, даже усилится. Поэтому проблемы для тех субъектов хозяйствования, которые по-прежнему продолжают работать в западных странах, вероятно, сохранятся.

Возможности для белорусского бизнеса нам видятся в выстраивании работы на новых рынках, в развитии отношений с евразийскими странами и государствами дальней дуги.

Мы со своей стороны будем всячески содействовать появлению новых зарубежных партнеров у белорусских компаний, в частности, заниматься вопросами развития деловых отношений с азиатскими, в т.ч. мусульманскими странами.

На внутреннем рынке наш бизнес-союз намерен продолжать отстаивать интересы производителей, а также медицинских организаций. Для нас это приоритетные направления.

И здесь мы наблюдаем серьезную проблему. Преобладание иностранного капитала в крупных торговых организациях ведет к тому, что последние заинтересованы продавать импортные товары, а не более дешевые белорусские. По данной причине, на наш взгляд, белорусские производители сталкиваются с серьезными проблемами, когда пытаются попасть на полки некоторых крупных торговых сетей в РБ.

Поэтому с нашим участием разрабатывается Кодекс добросовестных торговых практик. В ближайшие месяцы мы намерены завершить его подготовку и планируем просить депутатов его рассмотреть. Тема защиты отечественных производителей на внутреннем рынке соответствует международной практике, поэтому надеемся, что депутаты нас поддержат.

Другой вопрос, волнующий производителей, – различные обязательные платежи, которые приводят к вымыванию оборотных средств производственных предприятий. Сюда, например, относятся авансовые платежи за электроэнергию, уплата налогов от реализации продукции до момента получения фактической выручки.

Такие вещи отрицательно сказываются на финансовом положении предприятий. Поэтому тема пополнения оборотных средств производственного бизнеса – одна из приоритетных для нашего бизнес-союза в 2024 г.

Что касается госрегулирования цен, то наш бизнес-союз с пониманием относится к мерам, предпринимаемым правительством. Другое дело, что постановление № 713 уже четыре раза корректировалось, и это не совсем соответствует стабильности законодательства, в котором заинтересован бизнес.

Андрей Копыток, председатель Высшего Координационного совета Республиканской конфедерации предпринимательства:

akopytok.jpg
         Андрей Копыток

– В минувшем году благодаря усилиям правительства удалось переломить негативные тенденции в экономике и обеспечить дальнейшее развитие деловой активности, несмотря на санкционное давление.

В 2024 г. бизнесу придется адаптироваться к новым реалиям. Предприятия, которые занимаются внешнеэкономической деятельностью, будут продолжать перестраиваться и находить партнеров для выхода на новые рынки сбыта.

По нашему прогнозу, экспортно-импортные операции Беларуси будут развиваться и расширяться с Россией, Китаем, африканскими, азиатскими, а также арабскими странами.

Что касается тенденций на внутреннем рынке, то мы ожидаем, что государство будет принимать дополнительные меры по стимулированию развития малого, среднего бизнеса для роста его вклада в ВВП. Что на этом пути важно учесть?

Нормативно-правовые акты, чтобы они способствовали развитию деловой активности и диверсификации экономики, нужно вырабатывать совместно. И обсуждать их не только на площадке общественно-консультативных советов, но и на других уровнях, включая приглашение представителей бизнеса к участию в заседаниях межведомственных групп и правительства.

В 2023 г. по нашей инициативе представители бизнеса приглашались для участия в парламентских слушаниях, и крайне важно, чтобы наше участие в подобных мероприятиях продолжилось. Республиканская конфедерация предпринимательства инициирует сегодня включение представителей бизнеса в состав рабочих групп, которые участвуют в разработке и доработке законопроектов.

Наряду с законодательными актами для бизнеса важное значение имеет и правоприменительная практика. В этой части важная тема – соразмерность наказания тому правонарушению, которое допускает субъект хозяйствования.

Поэтому наше объединение уделяет большое внимание судебной практике и справедливости тех решений, которые в конечном счете выносятся. К сожалению, на наш взгляд, не всегда наказание соответствует сути выявленных нарушений.

Действующая программа деятельности правительства до 2025 г. предполагает «сокращение оснований для привлечения к уголовной и административной ответственности за правонарушения в экономической сфере».

Республиканская конфедерация предпринимательства полностью поддерживает эти задачи и в 2024 г. намерена добиваться дальнейшей декриминализации экономической деятельности. По аналогии с российским Законом от 18.03.2023 № 78-ФЗ мы инициируем разработку в РБ законопроекта, который бы, как и в РФ, устанавливал, что уголовное дело не может быть возбуждено, а возбужденное дело прекращается в случае уплаты недоимки по налогам, пени и штрафа.

У бизнеса должны быть права и возможности на разумный деловой риск, как это записано в программе деятельности правительства, и поэтому важно принятие такого закона в Беларуси с целью декриминализации экономической деятельности.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by