Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

МНС ответило на претензии предпринимателей и бизнес-союзов

Фото: freepik.com

Налоговые изменения 2023 года, выразившиеся в сокращении сферы применения упрощенной системы налогообложения, переводе индивидуальных предпринимателей на уплату подоходного налога и кратном повышении ставок единого налога вызвали критику со стороны предпринимательского сообщества и бизнес-союзов. Представители МНС и Минфина не раз объясняли лейтмотивы принятых нововведений

Nalivajko.jpg
       Сергей Наливайко

В статье, опубликованной в журнале «Налоги Беларуси», министр по налогам и сборам Сергей Наливайко уделил отдельное внимание высказанным претензиям и еще раз объяснил причины введенных изменений.

МНС не отрицает, что изменения налогового законодательства, принятые в 2022 г. и начавшие действовать в 2023 г., вызвали ряд критических замечаний и вопросов как со стороны самих предпринимателей, так и со стороны общественных бизнес-объединений (см. статью «Как работать предпринимателям в наступившем году», «ЭГ», № 4 за 13.01.2023).

Регулятор в ответ на критику подчеркивает: в основе любых решений, касающихся налогообложения, – и тех, что несут в себе стимулирующий потенциал, и тех, что имеют откровенно фискальный характер, – заложен ответ на объективную реальность. Так, в предыдущие 10 лет, предшествующие изменениям налогового законодательства, был принят целый ряд правовых норм, направленных на снижение налоговой нагрузки на бизнес, стимулирование предпринимательской активности. То есть, когда правительство могло, оно шло навстречу субъектам хозяйствования в снижении налоговой нагрузки. Теперь, в непростой для государства период, принимаются меры для обеспечения бюджетной устойчивости, и предприниматели должны с пониманием относиться к принятым изменениям, считает министр.

Сергей Наливайко также напомнил, что и УСН, и единый налог для ИП являются специальными режимами налогообложения и вводились они временно и с определенной целью. И целью этой было создание условий для развития малых форм бизнеса, поддержка со стороны государства на тот период, который потребуется ИП для перехода на общеустановленную систему налогообложения. К сожалению, как отметил министр, эти специальные режимы использовались не для становления на ноги, а для получения неправомерных налоговых преимуществ перед добросовестными субъектами хозяйствования. Поэтому и было принято решение сначала сократить виды деятельности для ИП, которые могут осуществляться с применением УСН, а начиная с текущего года вообще уйти от возможности применения ИП данного режима налогообложения.

В ответ на критику министр напомнил, что ни эффект, являвшийся главной целью введения специальных режимов налогообложения, ни обязательства, которые брали на себя бизнес-союзы, так и не были достигнуты. Так, в 2013 г. произошло снижение ставки по УСН с 7% до 5%. Тогда же ряд бизнес-союзов брал на себя обязательства создать не менее 20 тыс. рабочих мест с заработной платой не менее 500 USD. Однако на протяжении последующих 10 лет бизнес не показал ни одного года с такими показателями. Не смогли обеспечить зарплату в 500 USD и ИП.

Скринников 3.jpg
       Игорь Скринников

Cо своей стороны заместитель министра по налогам и сборам Игорь Скринников сверил ставки единого налога с суммой подоходного налога, который удерживается с заработной платы среднестатистического жителя Минска. В течение пяти лет среднестатистический гражданин уплачивал в среднем в 1,5 раза больше подоходного налога в месяц, чем индивидуальный предприниматель. Заместитель министра назвал такую ситуацию несправедливой по отношению к наемным лицам – плательщикам подоходного налога.

На протяжении многих лет доля экономического вклада ИП в общее развитие страны варьировалась на уровне 2–2,5%. При этом, как отметил замминистра, предприниматели нередко становились конкурентами организованного бизнеса, используя дисбаланс в налоговой нагрузке себе на пользу. А это уже недобросовестная налоговая конкуренция. В целях минимизации дисбаланса и исключения множественности налоговых режимов государство и приняло меры по корректировке налоговой политики.

***

К сожалению, представители МНС не прокомментировали сокращение динамики регистрации ИП, которая наблюдалась в 2022 г. Ранее регулятор высказывал мнение, что налоговые изменения не повлекут за собой существенного изменения деловой активности. Как показывает статистика регистрации организаций и ИП (см. статью «Адаптация к новым реалиям: что происходило с организациями и ИП в прошлом году»), по сравнению с прошлым годом количество юрлиц увеличилось на 2,8 тыс. организаций (+2,0%), а ИП – уменьшилось на 11,6 тыс. человек (–4,2%).

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by