Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №72(2668) от 22.09.2023 Смотреть архивы


USD:
3.1498
EUR:
3.4355
RUB:
3.348
Золото:
192.6
Серебро:
2.37
Платина:
93.17
Палладий:
127.09
Назад
Цены
14.02.2023 10 мин на чтение мин
«ЭГ» выпуск №13(2609) от 14.02.2023
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Как бизнес переживает ценовой «потолок»

Фото: freepik.com

Государство продолжает активно регулировать цены, причем уже не только на потребительские товары, благодаря чему инфляция в стране существенно замедлилась. «ЭГ» попросила представителей бизнес-союзов рассказать, в какой мере коммерческим организациям удалось адаптироваться к новому ценовому законодательству.

В 2023 г. в системе ценового регулирования наблюдаются разнонаправленные процессы. С одной стороны, правительство согласилось несколько сузить перечень товаров, надбавки к отпускным ценам на которые определяются государством. Так, если в октябре 2022 г. в сфере регулирования находилось 370 наименований потребительских товаров, то в феврале 2023 г. – 330. С другой стороны, Совмин в феврале принял решение ограничивать стоимость не только потребительской продукции, но и закупок в АПК. Это указывает на возможное расширение перечня товаров, цены на которые будут регулироваться.

Жанна Тарасевич, директор Бизнес союза предпринимателей и нанимателей имени М.С. Кунявского:

tarasevich.jpg
        Жанна Тарасевич

– Ценовое регулирование существенно ограничило маржинальность бизнеса. На примере торговых организаций – членов нашего союза мы увидели резкое снижение их рентабельности в последние месяцы. Ограничение надбавок также привело к сокращению бюджетов компаний, ранее расходовавшихся на продвижение товаров.

Организации, входящие в наш союз, на фоне ограничения ценовых надбавок сократили свои обороты. Сейчас такие компании допускают вариант либо сокращения персонала, либо его перевода на неполный рабочий день. Поэтому, на наш взгляд, ценовое регулирование необходимо корректировать, чтобы оно позволяло субъектам хозяйствования работать и развиваться.

Бизнес приветствует тот факт, что фирменная торговля непродовольственными товарами отечественного производства выведена из сферы ценового регулирования. Соответствующее решение, как известно, предусмотрено постановлением Совмина от 01.02.2023 № 713 (2). На наш взгляд, на этом останавливаться не стоит. Необходимо продолжать сокращать широкий перечень товаров, цены на которые регулируются.

Правительство ранее принимало решения ограничить рост цен на узкий перечень товаров на срок до 90 дней. Возврат к этой практике, на наш взгляд, сейчас целесообразен. А постоянное и повсеместное регулирование цен приводит к тому, что компании вынуждены сокращать и ассортимент, и обороты. Это отрицательно влияет на их прибыль и на уплату налогов.

Виктор Маргелов, сопредседатель, директор Минского столичного союза предпринимателей и работодателей:

margelov.jpg
        Виктор Маргелов

– По нашим наблюдениям, компании в последние месяцы, когда нужно было соблюдать ценовое законодательство и снижать надбавку, просто пытались выжить. Например, мы видели, как маржинальность некоторых продовольственных магазинов сократилась на 10–15%.

Соответственно, перед бизнесом сейчас встает вопрос, как адаптироваться к новой реальности на фоне сокращения прибыли, и каждая компания формулирует на этот вызов индивидуальный ответ.

В сфере оптовой торговли мы также видим изменения. Субъекты хозяйствования в условиях ограничения надбавок меньше всего хотят ввозить дешевые, медленно оборачиваемые товары.

И индивидуальные предприниматели не готовы сохранять прежний ассортимент. Они, как мы отмечаем, говорят, что установленные надбавки на одежду и обувь в ряде случаев не позволяют торговать прибыльно.

Поэтому многие субъекты хозяйствования сейчас перестраиваются, сокращают ассортимент и оптимизируют затраты для того, чтобы в условиях нового ценового регулирования их бизнес мог как-то выжить.

Александр Калинин, председатель Белорусского союза предпринимателей:

kalinin.jpg
        Александр Калинин

– Наш бизнес-союз представляет интересы белорусских производителей потребительских товаров. Мы анализировали ситуацию о результатах их деятельности в последние месяцы (в декабре и в январе) и констатируем, что у производителей отечественных товаров в эти месяцы выросла реализация продукции на 10–20% по сравнению с предыдущими месяцами.

Со стороны производителей, которых объединяет наш бизнес-союз (компании выпускают продукцию легпрома, косметические и гигиенические товары, продукты питания), нет жалоб на действующее ценовое регулирование.

Чем мы объясняем рост продаж отечественных товаров на внутреннем рынке в последние месяцы? Из-за ограничения предельных надбавок на импортные товары, видимо, торговым компаниям в ряде случаев стало невыгодно поставлять их на внутренний рынок. Особенно когда речь идет об относительно недорогих вещах.

Соответственно, эту нишу стали занимать, как мы полагаем, белорусские производители, продукцию которых, к слову, торговые сети с иностранным капиталом не очень-то хотят брать. Такие сети традиционно предпочитают торговать импортной продукцией, поскольку это приносит им более высокую маржинальность. Продажи отечественных товаров для них не в приоритете.

Кстати, мы инициируем принятие в стране кодекса торговых практик, в котором должно быть определено, как товар должен размещаться на полках в магазинах и сколько места там должно быть отведено для реализации отечественной продукции. Ведь нередко доходит до того, что в отдельных торговых объектах дешевый и качественный белорусский товар находится на нижних полках и его визуально тяжело найти, поэтому данную ситуацию нужно исправлять.

Александр Швец, председатель Республиканского союза промышленников и предпринимателей:

shvets.jpg
        Александр Швец

– Для того чтобы предоставить полный ответ на вопрос, насколько бизнес адаптировался к нынешней системе регулирования цен, необходимо знать динамику прибыльности, оборотов компаний и уплаченных ими налогов.

К сожалению, оперативно в нужном разрезе статистику получить сложно. Поэтому сейчас бизнес-союзы запрашивают информацию у предприятий, чтобы на микроуровне выяснить тенденции и установить цифры. 

Что можно сказать предварительно на основе коммуникаций с бизнесом? Действующие предельные надбавки в ряде случаев не покрывают затраты предприятий даже для того, чтобы работать с нулевой рентабельностью.

Яркий пример – парфюмерно-косметическая группа товаров. Максимальная надбавка импортера здесь может составлять 40%, а торговая – 30%. На практике, как говорят участники рынка, надбавка должна быть 105%, чтобы с учетом низкой оборачиваемости некоторых позиций предприятия могли работать с нулевой рентабельностью.

Кроме того, в отличие от национальных производителей, импортер в свои предельные 40% может включить только часть имеющихся объективных затрат. Соответственно, для работы компании с прибылью надбавка должна быть существенно выше. Если же нет – приходится существенно сокращать ассортимент. А это приводит к тому, что данные товары белорусские потребители начинают заказывать в российских маркетплейсах. Следовательно, белорусские компании недополучают выручку, а бюджет РБ – налоги.

Еще одна непростая история – поставщики брендовых товаров, занимающиеся сезонной торговлей одеждой. Специфика бизнес-модели таких компаний заключается в том, что в начале сезона они устанавливают максимальные цены, а ближе к концу сезона – организуют распродажи и продают сезонную одежду с минимальной рентабельностью.  

Действующая система ценового регулирования основана на предельных надбавках, и они не учитывают специфику работы компаний, которые занимаются сезонной торговлей и продают модные вещи. Для организации распродаж в конце сезона у них должна быть возможность устанавливать повышенные надбавки, когда продажи новой коллекции только стартуют. Такие организации приходят к выводу, что действующие предельные надбавки не позволяют им работать эффективно. И компании не только сужают ассортимент, но и задумываются о закрытии павильонов.

Поэтому, чтобы предотвратить неблагоприятные и необратимые процессы, на наш взгляд, необходимо переходить от постоянного и повсеместного к временному и точечному регулированию цен. Белорусское законодательство, кстати, предусматривает возможность вводить регулирование цен на отдельные товары на срок до 90 дней, и к этой практике, по нашему мнению, следует возвращаться, когда в этом существует необходимость.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений