Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №10(2606) от 03.02.2023 Смотреть архивы

USD:
2.6752
EUR:
2.9427
RUB:
3.8174
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Приняты законопроекты о бюджете и налогах на 2023 год

Фото: neg.by

Палата представителей приняла на заседаниях 7, 14 и 20 декабря целый ряд законопроектов, включая так называемый бюджетный пакет документов, поправки в законы «О гражданстве Республики Беларусь», «О внешней трудовой миграции», «О государственной статистике» и «О Совете Министров». Все они 21 декабря одобрены Советом Республики.

Бюджет и налоги

Согласно проекту закона «О республиканском бюджете на 2023 год» доходы республиканского бюджета запланированы в сумме 33 362,4 млн руб. (или 124,6% к оценке 2022 г.), расходы – 36 536,2 млн руб. (109,9%).

Председатель Постоянной комиссии по бюджету и финансам Людмила Нижевич, представлявшая 20.12.2022 документ в Овальном зале, подчеркнула, что приоритетными направлениями бюджетной политики в следующем году остаются социальная сфера, повышение благосостояния граждан за счет увеличения заработной платы, поддержка национальной экономики в складывающихся условиях, оптимизация структуры госдолга, включая частичное исполнение обязательств по его погашению за счет недолговых источников.

Депутат также рассказала об основных ожидаемых поступлениях в доход бюджета – это НДС, акцизы, налоги на доходы и прибыль, налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности. Запланирована передача трансфертов: бюджету государственного внебюджетного ФСЗН в объеме 1934 млн руб., местным бюджетам – 7619,5 млн руб.

Проект закона «О бюджете государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь на 2023 год» был принят депутатским корпусом Палаты представителей сразу в двух чтениях 07.12.2022. Доходы бюджета ФСЗН определены в сумме 25 221,6 млн руб. (116% к бюджету фонда за 2022 год), расходы – 24 685,1 млн руб. (116%).

Заместитель председателя Постоянной комиссии по бюджету и финансам Петр Вабищевич сообщил, что в ходе подготовки ко второму чтению законопроекта «Об изменении законов по вопросам налого­обложения» депутаты отрегулировали порядок предоставления в налоговый орган сведений, составляющих банковскую тайну, разграничили полномочия госорганов, разъясняющих порядок исчисления рекламного сбора, закрепили полномочия главы государства в части определения порядка признания задолженности по налогам безнадежной, исключили норму о привлечении к административной ответственности за неформирование чека посредством приложения «Налог на профессиональный доход».

В текст законопроекта включены также рекомендации Федерации профсоюзов Беларуси об освобождении членов профсоюза от уплаты подоходного налога с доходов, полученных от профсоюзных организаций в виде матпомощи, подарков, призов, оплаты путевок в денежной и натуральной формах в сумме не более 1,2 тыс. руб. в год. Такие же доходы в виде подарков, призов и др., полученные в натуральной форме, (но уже без установления порогового значения), не будут подлежать налогообложению подоходным налогом в том случае, если они выделены решениями вышестоящих профсоюзных органов, объединений профсоюзов.

Петр Вабищевич напомнил, что законодательство обязывает белорусских субъектов хозяйствования предоставлять с 2023 г. информацию о всех выплаченных ими доходах гражданам, включая доходы от трудовой деятельности, аренды, приобретения имущества, дивиденды и иные доходы, в т.ч. освобождаемые от налогообложения, а также сведения о налоговых льготах, суммах удержанного подоходного налога. Впервые такие сведения следует подать к 1 апреля 2024 г.

Обе палаты Национального собрания также одобрили законопроект«О ратификации Договора между Республикой Беларусь и Российской Федерацией об общих принципах налогообложения по косвенным налогам». Работа над ним в Москве и Минске идет синхронно. 21 декабря Договор ратифицировала Госдума, 23 декабря – Совет Республики РФ. То есть в обеих странах законопроект уже направлен на подпись главам государств.

Госстатистика переходит в электронный формат

Как сообщил на сессии депутат Сергей Стельмашок, поправки в Закон «О государственной статистике» направлены на сокращение затрат государства на статистическое производство и снижение издержек респондентов.

Органы госстатистики получат доступ, в т.ч. удаленный, к информационным ресурсам других госорганов, включая данные с ограничительным грифом (за исключением госсекретов). Предусмотрено безвозмездное получение электронных услуг, оказываемых госорганами, а также право требовать от респондентов разъяснения при выявлении искажения информации. Установлен переход в электронный формат предоставления первичных статданных респондентами.

Вводится право респондентов на передачу полномочий по составлению и предоставлению первичных статданных на аутсорсинг юридическим лицам и ИП, оказывающим такие услуги.

Распространение статданных может быть ограничено в случае возникновения угрозы причинения вреда национальной безопасности.

Экспорт и импорт рабочей силы

Корректировался при подготовке ко второму чтению и законопроект о внесении изменений в Закон «О внешней трудовой миграции». Напомним, документ направлен на совершенствование регулирования экспорта и импорта рабочей силы, защиту национального рынка труда от неконтролируемого притока иностранцев, смягчение ситуации на внутреннем рынке за счет трудоустройства белорусских граждан за границей.

Напомним, в первоначальном варианте из-под действия Закона предлагалось вывести иностранцев, получающих в РБ образование (при этом им планировали разрешить работать лишь 20 часов в неделю); сезонных работников (не более 6 месяцев в календарном году); победителей (лауреатов) национальных и международных конкурсов, а также отмеченных наградами за свою профессиональную деятельность; участников студенческих отрядов; профессиональных спортсменов и тренеров, выступающих за нашу страну на международных соревнованиях.

Теперь перечень иностранцев, на которых не распространяется действие Закона, расширен еще и за счет творческих работников, технических специалистов, работников культуры, приглашенных госорганизациями из этой сферы для реализации культурных проектов. В перечень решено включить также тренеров для подготовки профессиональных спортсменов.

Что касается несовершеннолетних граждан Беларуси, работающих за границей и проживающих там без родителей или других законных представителей (например, трудоустроенных в качестве моделей), то органы дипломатической службы будут осуществлять контроль за условиями их пребывания в государстве трудоустройства, а также защищать их права и законные интересы. Перечень необходимых для этого мер и порядок их реализации поручено установить МВД совместно с МИД.

И другие законопроекты

Поправки в Закон «О гражданстве Республики Беларусь» преду­сматривают возможность утраты гражданства лицами, в т.ч. получившими его по рождению, за участие в экстремистской деятельности или причинении тяжкого вреда интересам своей страны, если такие лица находятся за ее пределами.

Гражданин Беларуси обязан письменно либо в электронной форме уведомлять компетентные органы о наличии гражданства иностранного государства. Лица, приобретающие гражданство Беларуси, должны приносить присягу.

Приняты также законопроекты «Об изменении законов» (разработан в связи с ликвидацией Департамента по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС), «Об изменении законов по вопросам борьбы с коррупцией», «Об изменении законов по вопросам правовой охраны объектов интеллектуальной собственности» и поправки в Закон «О Совете Министров Республики Беларусь».

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by