Правительство получит новые полномочия
Палата представителей готовит к рассмотрению на сессии в первом чтении законопроект об изменении Закона «О Совете Министров Республики Беларусь», который приводится в соответствие с обновленной Конституцией и другими действующими нормативными правовыми актами. Совмин получит ряд новых полномочий.
В развитие обновленной Конституции необходимо внести изменения примерно в 90 законов и кодексов, в т.ч. в Закон от 23.07.2008 № 424-З «О Совете Министров Республики Беларусь» (далее – Закон № 424-З).
Разработка этого документа предусмотрена планом подготовки законопроектов на 2020 год, утв. Указом от 26.12.2019 № 482.
Законопроект «Об изменении Закона Республики Беларусь «О Совете Министров Республики Беларусь» уже поступил в Палату представителей и опубликован на Национальном правовом интернет-портале.
Часть поправок сформулирована на основе анализа правоприменительной практики и предложений государственных органов.
В целом, как неоднократно отмечалось в ходе подготовки и обсуждения законопроекта, кардинальных изменений он не предлагает. Структура Правительства остается прежней, за одним исключением, которое касается аппарата Совмина.
Наряду с общей компетенцией Правительства, прописанной в ст. 101 проекта, в Закон № 424-З предлагается включить его полномочия в сферах массовой информации, физической культуры, спорта и туризма, а также по вопросам развития Национальной системы квалификаций.
Корректируется ст. 19 Закона № 424-З в части регламентации полномочий на внесение предложений в Конституционный суд и проверку конституционности нормативных правовых актов. Исключается ряд бланкетных норм.
В состав Президиума Совмина вводится министр юстиции, что с учетом роли Минюста в правовом обеспечении нормотворческой деятельности правительства вполне логично.
Совмин по согласованию с Президентом вносит в Палату представителей законопроекты о республиканском бюджете на следующий год и об утверждении отчета о его исполнении, а также дает заключения по проектам законов, принятие которых повлечет увеличение расходов госказны.
Система сдержек и противовесов
Сохраняются положения о назначении премьер-министра с предварительного согласия Палаты представителей, а также полномочия Президента по определению состава Правительства.
Согласно обновленной Конституции исполнять обязанности Президента в случае появления такой вакансии будет не премьер-министр, а председатель Совета Республики. Александр Лукашенко ранее отмечал, что это было его предложение, позволяющее в необходимых ситуациях включать систему сдержек и противовесов.
Согласно ранее действовавшему законодательству в случае ухода Президента премьер-министр должен был провести президентские выборы. То есть у главы правительства оказались бы рычаги для управления финансовыми институтами, Национальным собранием, судебной системой, а также исполнительной ветвью власти. Бюджет, экономика, финансы и прочее – все в одних руках.
В законопроекте прописаны вопросы взаимодействия Правительства и Всебелорусского народного собрания (ВНС). Так, устанавливается обязанность главы Совмина ежегодно информировать ВНС о выполнении программ социально-экономического развития.
Полномочия в экономической сфере
В новой редакции излагается ст. 11 Закона № 424-З. Согласно ей Совмин наряду с другими задачами:
– регулирует деятельность всех отраслей экономики и принимает меры по их развитию;
– принимает меры по обеспечению энергетической безопасности РБ;
– определяет порядок и условия поставок в Беларусь электроэнергии, природного газа, а также порядок и условия поставок в РБ и из РБ нефти, иного углеводородного сырья и продуктов их переработки, выбора поставщиков;
– устанавливает меры госрегулирования отдельных видов экономической деятельности, утверждает правила электро-, тепло- и газоснабжения потребителей;
– обеспечивает разработку и реализацию государственного прогноза социально-экономического развития Беларуси;
– содействует интеграции отечественной экономики и экономики других государств с учетом интересов РБ;
– осуществляет госрегулирование внешнеторговой деятельности;
– обеспечивает экономическую самостоятельность страны.
Аппарату Совмина дадут статус госоргана
С учетом анализа правоприменительной практики уточняются задачи, функции и правовой статус аппарата Совмина.
Он обеспечивает информационно-аналитическую, организационную, экспертно-правовую деятельность Правительства и его главы, межведомственных рабочих групп, создаваемых распоряжениями премьер-министра, осуществляет контроль за исполнением решений Совмина, в т.ч. программы деятельности правительства, разрабатывает проекты правовых актов. Также аппарат готовит предложения по подбору и расстановке руководящих работников госорганизаций.
Например, в настоящее время на базе аппарата действует оперативно-ситуационный штаб, созданный в условиях мощного санкционного давления стран Запада на Беларусь. Он должен быстро реагировать на возникающие вызовы, чтобы поддерживать устойчивость экономики и максимально нивелировать влияние факторов извне на граждан.
Премьер-министр и его заместители на встречах с депутатами Палаты представителей неоднократно рассказывали о работе штаба, принимаемых на его заседаниях решениях, о проведении контроля за их исполнением.
Руководитель аппарата назначается на должность Президентом и по статусу является министром, а работники аппарата, за исключением вспомогательного персонала, – госслужащими.
Вышеперечисленные задачи и функции подтверждают, что аппарат реализует государственно-властные полномочия, присущие госорганам. В то же время мировой опыт свидетельствует, что во многих странах, в т.ч. в России, Казахстане, Кыргызстане, Молдове, органы, обеспечивающие деятельность правительств, наделяются статусом государственного органа.