Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №76(2573) от 07.10.2022 Смотреть архивы

USD:
2.5072
EUR:
2.4391
RUB:
4.1712
Золото:
138.32
Серебро:
1.66
Платина:
74.16
Палладий:
181.45
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Борьба с коррупцией: акцент на профилактике правонарушений

Фото: freepik.com

В Беларуси уже сформирована правовая база для борьбы с коррупцией. Правоохранители продолжают ее совершенствовать, делая акцент на профилактике преступлений. Именно такие подходы заложены в законопроекте «Об изменении законов по вопросам борьбы с коррупцией», который готовится в Палате представителей ко второму чтению.

Коррупция препятствует повышению эффективности экономики и затрудняет нормальное функционирование всех государственных структур.

Это негативное явление генеральный прокурор Беларуси Андрей Швед, представляя проект закона на заседании Палаты представителей, назвал реальной угрозой национальной безопасности страны, а борьбу с ним – одним из важнейших приоритетов политики государства.

Ныне действующий Закон от 15.07.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией» (далее – Закон) устанавливает целый ряд ограничений для государственных должностных лиц. Им запрещено заниматься предпринимательством лично либо через кого-либо, быть представителями третьих лиц по вопросам, связанным с деятельностью государственного органа (организации), в котором они работают, иметь счета в зарубежных банках, принимать подарки, за исключением сувениров, которые вручаются в ходе официальных мероприятий, и т.д.

Они не вправе выполнять иную оплачиваемую работу, не связанную с исполнением трудовых обязанностей по месту основной службы. Запрет не касается медицинской практики, научной, культурной, творческой и педагогической деятельности.

Разработан механизм обращения в доход бюджета незаконного обогащения, полученного государственным должностным лицом. Установлен запрет на повторный прием на госслужбу лиц, уволенных ранее по дискредитирующим обстоятельствам.

К осужденным за коррупцию не применяется амнистия, условно-досрочное освобождение и замена неотбытой части наказания более мягким.

По словам генпрокурора, принятые меры позволили достигнуть положительных результатов, однако факты коррупции выявляются в самых разных отраслях, наиболее часто – в промышленности, сельском хозяйстве, торговле, строительстве, а также в сфере государственного управления.

Правоохранительные органы наряду с выявлением и пресечением преступлений особое значение придают их профилактике. Именно поэтому предлагаемая корректировка Закона направлена на совершенствование профилактических антикоррупционных механизмов. В документе отражены те направления, которые, как отметил Андрей Швед, сегодня реализуемы и действительно актуальны.

Основные новации проекта

Перечень лиц, которым госслужащий не может оказывать содействие в связи с интересами своей службы, расширяется за счет включения в него супругов детей (зятьев и невесток). Новая редакция ст. 17 Закона закрывает «лазейку» для различных махинаций, особенно с имуществом, которое записывается на различных лиц.

Ограничения по совместной службе супругов, близких родственников или свойственников предлагается распространить на работу не только в государственных органах и организациях (ст. 18 Закона), но и в организациях, в уставных фондах которых доля госсобственности составляет не менее 50%. При этом ограничение затронет только узкий круг субъектов (руководители и главные бухгалтеры, их заместители, а также кассиры), если их работа связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

Если должностное лицо совершит противоправное деяние в интересах какого-то юридического лица, то предусматривается ответственность этого юрлица.

За нарушение порядка предотвращения и урегулирования конфликта интересов для государственных должностных лиц устанавливается дисциплинарная ответственность вплоть до увольнения.

Предлагается предусмотреть право руководителя организации получать от правоохранительных органов сведения о коррупционных правонарушениях своих работников с целью своевременного предупреждения аналогичных правонарушений. Одновременно сохраняется обязанность самой организации передавать правоохранительным органам информацию о фактах коррупции среди ее работников.

Функция руководителя гос­органа (организации) принимать в пределах своей компетенции меры по борьбе с коррупцией (ст. 43 Закона) дополняется обязанностью предупреждать и выявлять нарушения антикоррупционного законодательства, а также устранять наступившие при этом последствия, причины и условия, им способствующие.

На практике возникают трудности при реализации ограничений на получение имущества, подарков, что обусловлено отсутствием в Законе понятий сувенир, протокольное мероприятие, иное официальное мероприятие. Предлагается исключить оценочное понятие сувенир и одновременно установить предельную стоимость подарка, например цветов, вручаемого на официальном мероприятии, суммой, не превышающей пятикратный размер базовой величины. Такой подход согласуется с нормами гражданского законодательства и законодательства о госслужбе.

Данное ограничение, как подчерк­нул генпрокурор, не затрагивает получение подарков в частной жизни.

Вводится расшифровка терминов протокольные и иные официальные мероприятия, а также организационно-распорядительные и административно-хозяйственные обязанности, что имеет значение при определении субъекта коррупционного правонарушения и привлечения лица к ответственности.

Расширяется запрет на использование государственным должностным лицом предоставленного ему имущества в личных интересах. В настоящее время предусмотрена ответственность за незаконное использование имущества, находящегося в государственной собственности. Проектом планируется установить ответственность также за использование в личных целях имущества хозяйственных обществ независимо от доли государства в их уставном фонде.

Ряд изменений направлен на ликвидацию избыточных требований к процедуре декларирования. Лица, занимающие ответственное положение или поступившие на госслужбу путем избрания, смогут указывать в декларации сведения о доходах (и имуществе) своих несовершеннолетних детей без представления отдельной декларации.

Исключаются случаи представления председателями сельских, поселковых, городских Советов депутатов и их заместителями идентичных деклараций одновременно в различные организации.

Устанавливается перечень доходов и имущества, не подлежащих обязательному декларированию. В частности, к ним относятся доходы, полученные от участия в различных бонусных программах, предлагаемых банками, организациями торговли и сервиса, а также подаренное имущество незначительной стоимости.

Использование служебного транспорта и не только

Депутаты при обсуждении законопроекта затронули несколько вопросов. Например, следует ли должностному лицу при переводе на ту или иную должность (ст. 16 Закона) повторно давать новое обязательство по соблюдению установленных антикоррупционных ограничений?

Не окажется ли планка в 5 базовых величин (это сегодня 160 руб.) при получении подарков слишком низкой? Существующая практика обмена протокольными сувенирами на разного рода дипломатических, парламентских и других официальных встречах приведет к автоматическому увеличению числа нарушителей Закона, хотя речь идет о вещицах, которые не имеют практического применения. А помещения некоторых бухгалтерий, куда должны быть переданы более ценные презенты, грозят превратиться в склад бесполезных вещей.

Всплыла еще одна тема – использование служебного транспорта. Многие руководители работают в выходные и праздничные дни, особенно когда проводятся различного рода мероприятия. Но оформлять путевые листы и заправлять автомобили в эти дни нельзя, иначе контролирующие органы при проверке «напишут серьезные замечания». Аналогичная ситуация возникает, когда должностное лицо подвозит в служебном авто по дороге на работу ребенка в детсад или школу.

Андрей Швед сообщил, что эта тема обсуждалась при подготовке законопроекта. Одно дело, когда руководитель использует авто для поездок на дачу, и другое – когда должен участвовать в мероприятии в выходной день. Он сообщил, что проблема может быть решена путем издания Совмином отдельного постановления, которое отрегулирует вопросы использования служебного транспорта во внерабочее время.

Комментарий к законопроекту «Об изменении законов по вопросам борьбы с коррупцией» читайте здесь.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by