Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №10(2606) от 03.02.2023 Смотреть архивы

USD:
2.6752
EUR:
2.9427
RUB:
3.8174
Золото:
168.14
Серебро:
2.1
Платина:
87.3
Палладий:
143.72
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Как правительство планирует финансировать расходы в 2023 году

Фото: neg.by

В Палату представителей поступил так называемый бюджетный пакет документов на 2023 год – это проекты законов о республиканском бюджете, о бюджете государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения и поправки в Налоговый кодекс. Идет их обсуждение в постоянных комиссиях, а 30 ноября состоялась встреча депутатов с премьер-министром Романом Головченко и членами правительства.


Расходы республиканского бюджета на следующий год запланированы в объеме 36,5 млрд руб., доходы – около 33,4 млрд руб. (с темпом роста 124,6%). Дефицит бюджета прогнозируется на уровне более 3,1 млрд руб.

Объем расходов консолидированного бюджета оценивается в 60,7 млрд руб., доходов – 57,2 млрд руб., или 121,5% к оценке текущего года.

Будут сформированы республиканский централизованный инновационный фонд (171,7 млн руб.), государственный целевой бюджетный фонд национального развития (167,5 млн руб.), республиканский дорожный фонд (529,1 млн руб.).

Председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам Людмила Нижевич рассказала журналистам, что на социальную сферу планируется направить 27,2 млрд руб., или 44,8% консолидированного бюджета.

Особое внимание будет уделяться повышению оплаты труда работников бюджетных организаций. Фонд оплаты труда должен вырасти по сравнению с 2022 г. до 15,6 млрд руб., или на 17%.

По словам министра финансов Юрия Селиверстова, выступавшего 29.11.2022 на расширенном заседании профильной постоянной комиссии, бюджет-2023 гарантирует доступность для населения базовых социальных услуг в сфере здравоохранения, на которое запланировано около 10,4 млрд руб. (4,4% к ВВП), и образования – 10,3 млрд руб. (4,3%).

Расходы на поддержку реального сектора экономики предусмотрены в сумме 1,1 млрд руб., из них около 600 млн руб. направят на выравнивание условий продаж отечественной и импортной техники, 305,9 млн – на поддержку экспорта.

Наиболее существенно в следующем году вырастет финансирование национальной обороны и расходы на правоохранительную деятельность.

В целях выполнения обязательств государства по выплате пенсий и пособий в ФСЗН направят 1,9 млрд руб.

Общий размер средств, преду­смотренных для передачи из республиканского бюджета в местные, – 7,6 млрд руб. Появится новый вид субвенций – на поддержку сельского хозяйства. 190 млн руб. преду­смотрены на покупку минеральных удобрений, мелиоративной и иной сельхозтехники неплатежеспособным сельскохозяйственным организациям.

50 млн руб. передадут в виде субвенций областям на текущий ремонт улично-дорожной сети населенных пунктов.

За счет каких средств правительство собирается финансировать расходы бюджета?

Сегодня предприятия работают в условиях санкционного давления и торговых ограничений со стороны стран Запада, что негативно сказалось на результатах их деятельности. Однако со 2-го полугодия ситуация стала меняться к лучшему.

Премьер-министр Роман Головченко отметил, что произошло это благодаря принятым мерам поддержки производителей товаров и услуг, решению вопросов логистики и освоению новых рынков. В итоге за три квартала удалось получить рекордное сальдо внешней торговли – 4 млрд USD, что по сравнению с аналогичным периодом 2021 г. больше на 1,2 млрд USD.

Правительство рассчитывает на стабильное поступление НДС, подоходного налога, налога на прибыль, сбора за реализацию сырой нефти, а также ввозных таможенных пошлин. Добавим сюда межбюджетные трансферты от РФ.

На случай недопоступления доходов в бюджет Совмин в целях минимизации рисков считает целесообразным сохранить подход по формированию дополнительных резервных фондов.

Пополнению госказны будет содействовать и предложенная корректировка Налогового кодекса (НК).

Так, продлевается с 01.01.2023 до 01.01.2025 пакет налоговых мер, которые были введены с 2021 г. в рамках повышения бюджетной устойчивости в условиях коронавируса.

С учетом инфляции планируется индексация ставок налогов, установленных в белорусских рублях в фиксированных суммах. Увеличатся ставки акцизов на алкогольную продукцию и табачные изделия с учетом достигнутых договоренностей с Россией. На крепкие алкогольные напитки ставки вырастут до уровня 85% от ставки в РФ (рост 131,1%). Будет облагаться акцизами нефть сырая.

Кроме того, планируется увеличить с 18% до 20% ставку налога на прибыль с одновременной отменой права областных Советов депутатов повышать общеустановленную ставку до 2 процентных пунктов (п.п.).

Поправки в НК также направлены на стимулирование ИП к переходу в иные организационно-правовые формы ведения бизнеса.

Как сообщил Юрий Селиверстов, для самозанятых граждан предлагается установить два режима налогообложения – налог на профессиональный доход и единый налог. Уплата налога на профессиональный доход предусмотрена в процентах от выручки (на основании мобильного приложения).

МНС подготовило проект постановления правительства, которым определен перечень видов деятельности, осуществляемых самозанятыми с уплатой данного налога. Он сформирован на основе перечня для плательщиков единого налога за некоторыми исключениями.

Одновременно для самозанятых предусмотрено повышение ставки единого налога в 1,5–2,5 раза для того, чтобы стимулировать их переход на соответствующую электронную платформу.

Ремесленники и лица, осуществляющие деятельность в сфере агроэкотуризма, с 1 июля 2023 г. будут уплачивать налог на профессиональный доход. Причем по решению местных исполнительных и распорядительных органов таким лицам может быть предоставлено право уплаты ремесленного сбора, сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма соответственно. То есть по решению местных органов власти они могут, как и в текущем году, уплачивать соответствующий сбор (если местные власти посчитают, что это необходимо).

Для индивидуальных предпринимателей, как и сегодня, будут действовать два режима налогообложения – подоходный налог и единый налог. При этом ставка подоходного налога повышается с 16% до 20%. Ставки единого налога вырастут от 1,5 до 3 раз с одновременным сужением перечня видов деятельности, при осуществлении которых ИП вправе уплачивать единый налог.

Также предложено увеличить ставки единого налога от 1,5 до 2 раз для физических лиц.

Как сообщил министр финансов, налоговая нагрузка в 2023 г. в рамках предложенных изменений прогнозируется на уровне 19,6% к ВВП и снижается на 0,8 п.п. к 2022 г.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by