Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №29(2723) от 16.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2663
EUR:
3.4803
RUB:
3.4903
Золото:
252.19
Серебро:
3.05
Платина:
104.91
Палладий:
112.36
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Закон «О государственной статистике»: планируются новации

Фото: neg.by

В сентябре в Палату представителей поступит законопроект о внесении изменений в Закон от 28.11.2004 № 345-З «О государственной статистике». Какие нормы следует включить в действующий Закон для того, чтобы Белстат смог обеспечить подготовку достоверной и качественной информации в современных условиях? Эта тема обсуждалась в ходе круглого стола, прошедшего в Национальном статистическом комитете.

Изменения в действующий Закон «О государственной статистике» (далее – Закон) последний раз вносились более пяти лет назад, напомнила председатель Национального статистического комитета Инна Медведева. Назрела необходимость его совершенствования с учетом правоприменительной практики, международных стандартов в области государственной статистики и стремительной цифровизации общества.

За эти годы появился достаточно большой объем административных данных, которые могут быть альтернативным источником информации для получения и характеристики отдельных социально-экономических процессов. В связи с этим в законопроекте прописана необходимость получения безвозмездного доступа ко всем информационным базам, которые есть у органов государственного управления, организаций и частных лиц для того, чтобы повторно не загружать их статистической отчетностью.

В ходе встречи отмечалось, что основная функция Белстата – предоставление достоверной и качественной статистической информации для принятия управленческих решений руководством страны, министерствами и ведомствами. То есть статистика должна дать ответ в т.ч. на вопрос: что в действительности происходит с белорусской экономикой? Поэтому в проект закона включена норма о праве Белстата и его структурных подразделений запрашивать первичные учетные документы.

В настоящее время в данной сфере не урегулирован на уровне закона целый ряд вопросов. Например, на практике некоторые субъекты хозяйствования поручают составление статистической отчетности иным субъектам, а те направляют ее в Белстат. Проект призван устранить подобные белые пятна.

Но самые существенные изменения статей действующего Закона будут касаться работы с административными данными.

Об основных концептуальных положениях законопроекта рассказал начальник юридического управления Национального статистического комитета Тимофей Жигарев.

По его словам, кроме актуализации терминологии планируются следующие нововведения:

– трансформация, раскрытие и детализация принципов государственной статистики и расширение перечня субъектов правоотношений в этой области;

– конкретизация полномочий органов госстатистики и госорганизаций, уполномоченных на ее ведение;

– распространение принципа статистической конфиденциальности на административные данные;

– введение института аутсорсинга;

– уточнение порядка распространения официальной стат­информации.

Вводятся новые термины. Так, под индивидуальными административными данными понимаются административные данные о конкретном юридическом или физическом лице, в т.ч. индивидуальном предпринимателе (ИП). Соответственно, субъект индивидуальных административных данных – это юридическое или физическое лицо, в т.ч. ИП, административные данные о котором используются при осуществлении государственной статистической деятельности.

Поскольку на законодательном уровне ставится задача снижения нагрузки на респондентов государственных статистических наблюдений, то дается расшифровка термина «поставщики административных данных», под которыми понимаются госорганы и иные организации, предоставляющие административные данные органам государственной статистики и (или) госорганизациям, уполномоченным на ее ведение.

Действующий Закон дополняется термином «статистические метаданные», т.е. данные, описывающие официальную статистическую информацию путем указания применяемых для ее формирования источников, официальной статистической методологии, показателей качества и иных сведений. Такие данные позволяют правильно интерпретировать и использовать официаль­ную статинформацию.

Предлагается расширить перечень субъектов правоотношений в области госстатистики – в него включены поставщики административных данных. Закрепляется их обязанность обеспечивать необходимые для формирования официальной статистической информации состав, структуру и уровень детализации получаемых ими административных данных, сопровождать их нужными сведениями для правильной интерпретации.

Поставщики административных данных смогут получать сведения о том, как используются предоставляемые ими административные данные.

За органами госстатистики закрепляется доступ на безвозмездной основе (с соблюдением требований, установленных законодательными актами) к информационным ресурсам, базам данных, имеющимся у госорганов, иных организаций, в т.ч. содержащих информацию, распространение или предоставление которой ограничено.

Также планируется наделить органы госстатистики правом на получение на безвозмездной основе электронных услуг, оказываемых госорганами и иными организациями.

Предлагаемые подходы направлены на оптимизацию процессов статистического производства и минимизацию временных и финансовых затрат на получение информации, а также существенное снижение нагрузки на госорганы и иные организации.

Работа по расширению использования данных из административных источников предполагает, что их будут применять и другие госорганизации, уполномоченные на ведение госстатистики. В этих целях Закон предлагается дополнить аналогичным правом.

В Закон включат норму, в соответствии с которой органы госстатистики смогут требовать и получать от респондентов необходимые разъяснения, документы (их копии) и иные материалы – например, в случае выявления искажений в отчетности.

Для предотвращения дублирования запросов от респондентов и стимулирования повторного использования такой информации предлагается закрепить возможность получения исключительно в статистических целях госорганизациями, уполномоченными на ведение госстатистики, обезличенных и не позволяющих идентифицировать конкретного респондента первичных статистических данных.

Аналогично для формирования официальной статистической информации, комплексно характеризующей экономическое, демографическое, социальное положение и состояние окружающей среды в РБ, предусмотрена возможность распространения и представления обезличенных первичных статистических данных без согласия респондента, а также обезличенных индивидуальных административных данных – без согласия субъекта индивидуальных административных данных.

Круглый стол был организован Постоянной комиссией Палаты представителей по бюджету и финансам, но в нем активно участвовали депутаты, работающие в других парламентских комиссиях. Так, член Постоянной комиссии по бюджету и финансам Сергей Стельмашок, анализируя законопроект, в числе ключевых его новаций назвал также цифровое обеспечение статотчетности. По его словам, ставится задача перейти на безбумажный формат сбора первичных статистических данных, вся статотчетность будет представляться только в электронном виде.

Вступление в силу обновленной редакции Закона позволит:

– обеспечить признание институциональных основ государственной статистики Беларуси на международном уровне;

– снизить трудовые и временные затраты респондентов на составление и представление статистической отчетности;

– повысить оперативность формирования и качество официальной статистической информации, предоставляемой пользователям;

– улучшить взаимодействие государственных органов и иных организаций при обработке информации;

– увеличить использование в госстатистике административных данных, сократив объем информации, собираемой по формам государственных статистических наблюдений;

– устранить возникающие в правоприменительной практике проблемные вопросы

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений