Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2515
EUR:
3.4633
RUB:
3.4844
Золото:
248.77
Серебро:
2.95
Платина:
97.22
Палладий:
105.06
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Трудовую деятельность мигрантов отрегулируют

Фото: 123ru.net

Законопроектом об изменении Закона «О внешней трудовой миграции» корректируются права и обязанности трудящихся-иммигрантов и нанимателей Беларуси, порядок выдачи разрешений на привлечение иностранной рабочей силы в нашу страну, а также трудоустройства белорусских граждан за рубежом, сообщила на сессии заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по международным делам Ольга ПЕТРАШОВА.

Документ разработан на основании анализа правоприменительной практики, международных договоров и актов законодательства иностранных государств, относящихся к данной сфере правового регулирования. Действующий Закон от 30.12.2010 № 225-З «О внешней трудовой миграции» (далее – Закон) предлагается изложить в новой редакции.

31 мая Палата представителей приняла законопроект в первом чтении.

Что изменится после принятия и вступления обновленного Закона в силу?

Под действие Закона не подпадают

В соответствии с проектом дополняется перечень субъектов, закрепленный ст. 2 Закона, на которых его действие не распространяется.

Так, в перечень включаются получающие или уже получившие профессионально-техническое и среднее специальное образование в учреждениях образования РБ. При этом иностранцы, получающие в РБ образование (профессионально-техническое, среднее специальное, высшее), смогут трудоустраиваться по любой, а не только по получаемой специальности. Но работать они смогут лишь 20 часов в неделю, т.к. въехали в Беларусь для учебы.

Следующая категория – участники студенческих отрядов. Напомним, что в соответствии с дорожными картами сотрудничества между Беларусью и другими государствами, а также договорами о сотрудничестве между учреждениями образования двух стран (университетами-парт­нерами) государственные предприятия принимают на работу в составе студенческих отрядов иностранных граждан в возрасте от 14 до 31 года.

По инициативе руководителей сельскохозяйственных производственных кооперативов (СПК), которые заинтересованы в привлечении в период посевной или уборочной кампаний дополнительной рабочей силы, в ст. 2 Закона включается еще одна категория – «сезонные работники». Таким образом, иностранцы смогут без получения разрешительных документов трудиться в сельском хозяйстве (не более 6 месяцев в календарном году!).

Не подпадут под действие Закона и иностранцы – победители (лауреаты) национальных и международных конкурсов, а также отмеченные наградами за свою профессиональную деятельность, но только в случае трудоустройства в сфере, в которой они добились выдающихся успехов.

Помимо этого, список пополнят желающие трудиться по специальностям, включенным в Перечень профессий рабочих и должностей служащих, на которые привлекаются иностранцы без учета ограничений по защите национального рынка труда.

По предложению Минспорта и туризма из-под действия Закона выводятся приехавшие из-за рубежа профессиональные спортсмены и тренеры, выступающие за нашу страну на международных соревнованиях. Действующая процедура привлечения иностранной рабочей силы затрудняет процесс заключения трудовых договоров с перспективными зарубежными игроками и тренерами, которые нужны белорусским клубам (за них в настоящее время выступает около 200 иноземцев).

В целях совершенствования статистического учета статья дополнена частью, обязывающей нанимателей РБ уведомлять органы внутренних дел о приеме на работу иностранцев, на которых не распространяются требования гл. 4 «Осуществление трудовой деятельности трудящимися-иммигрантами в Рес­публике Беларусь» Закона.

Привлечение иностранной рабочей силы

Наниматели, планирующие принять на работу иностранцев, в настоящее время обязаны получить:

разрешение на привлечение иностранной рабочей силы – если их число превышает 10 человек (далее – разрешение);

специальное разрешение на право занятия трудовой деятельностью в РБ (далее – спецразрешение) на каждого иностранца. Причем за каждое разрешение необходимо уплатить госпошлину в размере 5 базовых величин. Срок рассмотрения документов составляет 15 дней.

Для получения первого документа наниматель направляет заявку в комитет по труду, занятости и соцзащите облисполкомов (Мингор­исполкома), обращается за оформлением разрешения в Департамент по гражданству и миграции, оплачивает гос­пошлину. После получения бланка разрешения необходимо оформить спецразрешение на каждого привлекаемого иностранца, которое выдает управление по гражданству и миграции УВД облисполкомов (ГУВД Мингорисполкома).

Такой порядок вызывает вопросы со стороны как нанимателей, так и иностранцев.

Поэтому предлагается упразднить процедуру выдачи разрешений при использовании труда иностранцев в количестве, превышающем 10 человек, сохранив при этом порядок выдачи спецразрешений в отношении каждого отдельного иностранца (независимо от их количества).

Следующее новшество касается иностранцев, привлекаемых в качестве руководителей коммерческих организаций, в создании которых они участвовали (в качестве собственника имущества, учредителя, участника). Сегодня для выдачи ему специального разрешения такой документ, как заключение о возможности осуществления им трудовой деятельности, не требуется. Поскольку контролирующие органы выявили здесь ряд злоупотреблений, в Закон включается дополнение: кандидат на должность директора должен подтвердить достаточный уровень профессиональных знаний, умений и навыков (с представлением документов об образовании), опыта работы, а также в трудовом договоре должен быть указан определенный размер заработной платы.

Согласно ст. 34 проекта с трудящимися-иммигрантами заключается только срочный трудовой договор, за исключением контракта. При этом уточняется, что срок этого договора не должен превышать срок действия специального разрешения, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательными актами его получение не требуется.

Напомним, специальное разрешение на занятие трудовой деятельностью выдается на один год и может быть продлено еще на один год. В случае его аннулирования или окончания срока действия соответствующий трудовой договор с трудящимся-иммигрантом подлежит прекращению.

С учетом правоприменительной практики пересмотрены основания для отказа в выдаче и аннулирования спецразрешений. Закон дополняется процедурой восстановления специального разрешения, если судом установлен факт нарушения нанимателем законодательства о труде и удовлетворен иск о восстановлении на работе трудящегося-иммигранта.

Предусматривается возможность устанавливать другими законодательными актами иной порядок осуществления иностранцами трудовой деятельности в РБ в порядке, определенном международными договорами. Например, иной порядок осуществления трудовой деятельности предусмотрен Положением о Парке высоких технологий, утв. Декретом от 21.12.2017 № 8, Указом от 12.05.2017 № 166 «О совершенствовании специального правового режима Китайско-Белорусского индустриального парка «Ве­ликий камень» и рядом других.

Терминология

Проектом обновляется понятийный аппарат Закона.

Так, в термин «высококвалифицированный работник» включен такой критерий, как размер заработной платы.

Определение «иностранный наниматель» при корректировке дополнено понятием «третья сторона». Предлагается закрепить указание на то, что граждане Беларуси и иностранцы, постоянно проживающие в РБ, не могут трудоустраиваться к лицам, не являющимся непосредственными нанимателями. Это связано с тем, что в качестве иностранного нанимателя часто выступают зарубежные кадровые агентства, заключающие при содействии белорусских субъектов либо напрямую с физическими лицами трудовой договор или гражданско-правовой договор и направляющие работников на объекты третьих лиц, с которыми у данных кадровых агентств заключены договоры предоставления персонала (например, аутсорсинг персонала). Такая схема разрешена в других государствах, но нашим законодательством не регулируется.

Авторы законопроекта считают, что в данной ситуации работнику в отличие от персонала, числящегося в штате заказчика, не гарантированы такие права, как право на здоровые и безопасные условия труда, на предоставление гарантий и компенсаций за работу с вредными или опасными условиями, профилактику травматизма, профессиональных и других заболеваний, повышение квалификации и т.п.

Неурегулированным остается и вопрос с правом на обращение в суд за разрешением трудового спора – непонятно, кто будет выступать в качестве ответчика.

В Закон также включается статья, регулирующая особенности трудоустройстванесовершеннолетних граждан Беларуси за рубежом в качестве моделей.

***

В 2021 г. в Беларусь прибыло около 14 тыс. трудовых мигрантов из 80 стран, преимущественно из Китая, России, Украины, Турции.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений