Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №38(2732) от 24.05.2024 Смотреть архивы


USD:
3.205
EUR:
3.4758
RUB:
3.5495
Золото:
248.12
Серебро:
3.28
Платина:
108.5
Палладий:
103.46
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Грядет реформа предпринимательства: причины, возможности и вызовы

Фото: freepik.com

В Беларуси принят во втором чтении законопроект по вопросам предпринимательства и, по сути, дан старт реформе предпринимательства, которая, вероятно, будет не простым процессом.

Взгляд разработчиков

Анатолий Насеня.jpg
         Анатолий Насеня

Изначально законопроект по вопросам предпринимательства планировалось принимать летом 2023 г., однако из-за возникших дискуссий рассмотрение документа в парламенте во втором чтении осенью прошлого года несколько раз откладывалось.

Тем не менее на заключительном заседании десятой сессии Палаты представителей, состоявшемся 21 марта 2024 г., документ был внесен для рассмотрения во втором чтении. В Овальном зале были озвучены причины, обусловившие необходимость реформы предпринимательства.

Прежде всего было озвучено, почему перечень разрешенных видов деятельности для индивидуальных предпринимателей нужно ограничивать. Ведь сегодня «ипэшники» могут осуществлять большое количество видов коммерческой деятельности сразу после регистрации.

«Не секрет, что с точки зрения простоты ведения бизнеса индивидуальные предприниматели имеют ряд преимуществ по сравнению с юридическими лицами. У них меньший контроль со стороны государства, проще и ниже налогообложение, упрощено ведение бухгалтерского учета и другой отчетности», – отметил депутат Палаты представителей Анатолий Насеня, представляя законопроект.

При этом, уточнил он, индивидуальные предприниматели и юридические лица часто играют на одном экономическом поле, осуществляя одинаковые виды деятельности.

По мнению разработчиков законопроекта, юридическим лицам часто сложно выиграть в конкурентной борьбе у «ипэшников», в результате чего государство недополучает существенные суммы от уплачиваемых налогов, а сами организации не развиваются.

Кроме того, потребителям, считают авторы законопроекта, бывает сложнее отстоять свои права в отношениях с недобросовестными предпринимателями, нежели с компаниями. Ведь юридические лица больше контролируются государством и поэтому дорожат своей репутацией и завоеванным местом на рынке.

В числе причин для реформы предпринимательства также названы «факты незаконного обогащения индивидуальных предпринимателей», которые неоднократно фиксировались Комитетом государственного контроля и докладывались главе государства.

Все вышеперечисленные факторы в совокупности в конце концов и привели к тому, что было принято решение двигаться по пути ограничения перечня видов деятельности, которые доступны для «ипэшников».

Предполагается, что Совмин до 1 июля 2024 г. подготовит перечень видов деятельности, которыми будет разрешено заниматься индивидуальным предпринимателям с 2026 г. По тем видам деятельности, которые не попадут в правительственный перечень, регистрация будет прекращена с 1 октября 2024 г.

Таким образом, если физическое лицо или ИП захочет заниматься бизнесом, а соответствующий вид деятельности не войдет в перечень разрешенных для «ипэшников» и самозанятых, то придется создавать юрлицо.

«Ложка меда» в законопроекте

Значительная часть законопроекта по вопросам предпринимательства посвящена процедурным моментам, которые призваны обеспечить быстрое и упрощенное переоформление индивидуальных предпринимателей в юридические лица. Документ предполагает бесшовный механизм перехода «ипэшников» в малые организации, в т.ч. регистрацию такими учредителями юридического лица в течение одного рабочего дня.

«При доработке законопроекта выработаны нормы, обеспечивающие упрощенный порядок переоформления граждан-предпринимателей в юридические лица без приостановления коммерческой деятельности», – рассказал А. Насеня на заключительном заседании Палаты представителей седьмого созыва. 

В результате этого, уточнил депутат, все договоры продолжат исполняться, а налоги будут уплачены.

Разрешительные документы, ранее выданные ИП, такие как лицензии, сертификаты, будут доступны для использования созданным им юридическим лицом без переоформления.

Права и обязанности предпринимателя также автоматически перейдут к компании, которую учредит «ипэшник». Счета в банках при такой трансформации бизнеса будут переоформлены в упрощенном порядке.

Урегулирован в законопроекте и один из широко обсуждавшихся вопросов – возможность регистрации юридического лица в жилом помещении, в котором проживает предприниматель-учредитель. При этом размер коммунальных платежей меняться не будет, сообщил А. Насеня.

Также по предложению постоянной комиссии по экономической политике Палаты представителей закреплен мораторий на проведение проверок юридических лиц, созданных ИП, в течение двух лет со дня их государственной регистрации.

Помимо упрощенной процедуры регистрации компаний индивидуальными предпринимателями законопроект также расширяет спектр возможностей для получения бизнесом господдержки.
В частности, вводятся новые виды поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства – гранты и поручительства.

Новые вызовы

Законопроект по вопросам предпринимательства, который в ближайшее время официально обретет статус закона, станет отправной точкой для реформы предпринимательства.

Реализация этой реформы, вероятно, окажется вызовом для многих. И прежде всего для госорганов, которые ранее такой реформы не проводили и которым предстоит переделать большой массив подзаконных актов. Ранее Беларусь в таком масштабе не ограничивала перечень видов деятельности, доступных для индивидуальных предпринимателей. Кстати, нет такого опыта и в соседней России. Поэтому реализация беспрецедентной реформы – это вызов для ее инициаторов.

Декларируется, что законопроект разработан «в целях повышения уровня участия граждан в государственных расходах, создания конкурентной среды между различными организационно-правовыми формами микробизнеса, обеспечения справедливой системы налогообложения, недопущения схем незаконного занижения подлежащих уплате налогов». В какой мере, к какому сроку и с какими издержками удастся достичь перечисленных целей? Пока ясного, подкрепленного расчетами и цифрами ответа на этот вопрос нет.

Реформа предпринимательства, очевидно, также станет вызовом и для тех белорусских граждан, которые лишатся возможности вести свою деятельность в качества «ипэшника» или самозанятого. Что будут делать эти люди? Изменят привычный образ жизни и пойдут трудиться наемным работником? Будут готовы кооперироваться или решат самостоятельно создавать юрлица?

Объявленная реформа поставит перед микробизнесом ряд вопросов, ответы на которые многим предпринимателям не покажутся тривиальными.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений