Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Вопросы безопасности Белорусской АЭС обсуждали депутаты и специалисты

Фото: neg.by

Проект закона «О регулировании безопасности при использовании атомной энергии», подготовленный для принятия Палатой представителей во втором чтении на сессии, рассмотрели на расширенном заседании Постоянной комиссии по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи.

Заседание прошло с участием депутатов Палаты представителей, руководства Департамента по ядерной и радиационной безопасности МЧС и сотрудников Института энергетики НАН Беларуси.

Тема обращения с радиоактивными отходами поднималась на совещании, которое Александр Лукашенко 9 сентября 2022 г. провел с руководством Совмина.

– Мы фактически с нуля создали в стране новую отрасль с Белорусской АЭС. Не сегодня завтра нам потребуется утилизировать ядерные отходы – отработанное топливо. Продукт крайне опасный (но очень ценный). Поэтому я ставил задачу выстроить в Беларуси надежную систему обращения с такого рода отходами, создать соответствующую инфраструктуру. Белорусы должны быть уверены, что никакой радиации на территории страны не появится. Это главное! – напомнил глава государства.

Данный вопрос руководство страны обсуждало на таком же совещании в июле 2021 г. Речь шла о том, что предстоит ввод в эксплуатацию второго энергоблока Белорусской АЭС. Правительство предлагало создать специальный департамент по обращению с радиоактивными отходами и специализированную организацию (национального оператора), которая будет их собирать, перерабатывать, хранить и захоранивать.

На совещании 9 сентября была также поставлена задача не допускать дополнительной нагрузки на бюджет, «никаких дополнительных министерств, ведомств под грифом "оператора"».

Председатель профильной постоянной комиссии Палаты представителей Игорь Комаровский обратил внимание на закрепление в законопроекте приоритета безопасности над коммерческим аспектом использования атомной энергии. На первом плане – забота о защите жизни, здоровья и законных интересов граждан, охрана окружающей среды.

Депутат напомнил, что с момента принятия Закона от 30.07.2008 № 426-З «Об использовании атомной энергии» прошло 14 лет. Строительство атомной станции и ввод ее в эксплуатацию потребовали серьезной корректировки данного документа. Поэтому планом подготовки законопроектов на 2021 год предусматривалась разработка обновленной редакции закона под названием «О регулировании безопасности при использовании атомной энергии».

12 мая 2022 г. депутатский корпус принял законопроект в первом чтении.

Заместитель председателя постоянной комиссии Василий Панасюк подчеркнул значение БелАЭС для Беларуси. Речь идет не только о национальной экономической безопасности, но и о диверсификации источников топлива. Так, удастся уменьшить потребление природного газа на производство электроэнергии с 98% в 2019 г. до 60% с вводом второго энергоблока. В абсолютных единицах в стране будет замещено порядка 4,5 млрд кубометров природного газа. АЭС сможет дополнительно вырабатывать до 50% потребности в электроэнергии для страны. Есть еще и экологический аспект: выбросы парниковых газов снизятся примерно на 7 млн т в год.

В проекте закона максимально учтены рекомендации и предложения МАГАТЭ. Принятием этого документа Беларусь демонстрирует признание международных правил, требований и стандартов в области атомной энергии. Закрепляются рекомендованные МАГАТЭ принципы по безопасности, положения об оценке безопасности и лицензирования деятельности в данной сфере.

Подробно об основных новеллах законопроекта рассказала начальник Госатомнадзора Ольга Луговская.

Предусмотрено комплексное регулирование вопросов безопасности на всех этапах жизненного цикла объектов использования атомной энергии – от момента выбора места размещения до вывода их из эксплуатации или закрытия; разграничение и усиление ответственности уполномоченных республиканских органов, вовлеченных в процесс принятия решений; формирование системы научно-технической поддержки регулирующей деятельности в данной области; выполнение международных обязательств страны по обеспечению ядерной и радиационной безопасности.

Статьей 25 законопроекта предусмотрено, что определенные виды работ при осуществлении деятельности по использованию атомной энергии выполняются работниками эксплуатирующих организаций при наличии у них разрешений на право ведения таких работ, выдаваемых Госатомнадзором. Перечень видов работ, а также требования, предъявляемые к этим работникам, определяются Совмином.

Положительно оценив законопроект как очень важный для страны, ведущий научный сотрудник Института энергетики НАН Беларуси Михаил Малько порекомендовал дать расшифровку основных терминов в ст. 1 проекта. Это облегчит пользование законом после его принятия. Сейчас определения рассыпаны по всему тексту документа.

Еще одно замечание касалось ст. 35 законопроекта (в ней прописаны обязанности и ответственность эксплуатирующей организации по обеспечению безопасности ядерной установки, пункта хранения и пункта захоронения). Ученый напомнил, что из 445 действующих в мире энергетических реакторов почти все находятся в странах с рыночной экономикой. Там правительства не имеют никакого влияния на планы строительства атомных станций. Другое дело, что государственные надзорные органы жестко контролируют, как частные компании строят и эксплуатируют атомные станции.

В Беларуси АЭС является собственностью государства, а ее персонал – это наемные работники, имеющие соответствующую квалификацию. По мнению М. Малько, они не смогут выполнить возложенные на эксплуатирующую организацию многочисленные задачи, перечисленные в ст.35.

Целесообразно также первым пунктом в этой статье записать: эксплуатирующая организация должна четко следовать регламенту по управлению ядерной установкой.

По словам представителей Госатомнадзора, ст. 35 проекта сформулирована таким образом, чтобы эксплуатирующая организация понимала всю полноту своей ответственности. Вопросов же о том, что могут не выполняться какие-то инструкции или регламент, представляющий собой часть пакета документов, обосновывающих безопасность, даже возникать не должно.

В ходе дискуссии выяснилось, что первоначальный вариант ст. 35 законопроекта был намного меньше по объему, но в ходе доработки к первому чтению статья значительно увеличилась, в т.ч. и с согласия эксплуатирующей организации. Ведь подробно прописанные обязанности дают возможность обосновать, например, штатное расписание, объем финансирования и т.д.

По итогам обсуждения постоянная комиссия приняла решение поддержать проект закона «О регулировании безопасности при использовании атомной энергии» и рекомендовала включить его в повестку девятой сессии Палаты представителей седьмого созыва для принятия его во втором чтении.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений