Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2515
EUR:
3.4633
RUB:
3.4844
Золото:
248.77
Серебро:
2.95
Платина:
97.22
Палладий:
105.06
Назад
Проекты НПА
28.02.2024 6 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Госрегистрация недвижимого имущества: ожидаются новации

Фото: freepik.com

Депутаты рассмотрят на сессии законопроект, призванный устранить пробелы в регулировании госрегистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним. Документ, разработанный Госкомитетом по имуществу на основе анализа правоприменительной практики, внесен Совмином в Палату представителей.

Авторы законопроекта предлагают ряд новшеств, направленных на актуализацию норм Закона от 22.07.2002 № 133-З «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним» (далее – Закон № 133-З). Остановимся лишь на некоторых из них.

Регистратор – лицо значимое

Предлагается в ст. 16 Закона № 133-З записать, что регистратором не может быть назначен гражданин Республики Беларусь, имеющий неснятую или не погашенную в установленном порядке судимость. Аналогичные нормы в нормативных правовых актах ранее сформулированы в отношении других лиц, трудовые функции которых носят наиболее значимый характер.

Корректировка ст. 17 этого же Закона поможет устранить еще один правовой пробел. Связан он с квалификационными требованиями к занятию должности регистратора, прописанными в п. 4 ст. 16 Закона № 133-З: перед назначением на должность, а также не реже, чем один раз в пять лет, он обязан проходить аттестацию. Однако нигде не указано, что регистраторам, которые не были направлены на аттестацию либо были направлены, но не прошли ее, запрещено совершать регистрационные действия.

После принятия и вступления норм законопроекта в силу такой запрет появится.

Перечень авторизованных посредников расширится

Институт авторизованных посредников появился в Беларуси 22.07.2018. Они оказывают гражданам, юрлицам и индивидуальным предпринимателям услуги в госрегистрации объектов недвижимости.

Согласно ст. 181 Закона № 133-З в качестве авторизованных посредников могут выступать адвокаты, застройщики, риэлтерские организации, нотариусы и другие лица, имеющие право совершать нотариальные действия. Это может быть и юрлицо, должностное лицо которого подписало документ, являющийся основанием для госрегистрации. О своем намерении осуществлять такую деятельность соответствующий субъект должен уведомить Национальное кадастровое агентство и получить параметры доступа к программному обеспечению.

В соответствии с законопроектом этот перечень предлагается дополнить такими авторизованными посредниками, как банк и организатор аукциона, осуществляющий деятельность на коммерческой основе.

Кроме того, предлагается установить возможность для авторизованных посредников принимать заказы на техническую инвентаризацию (проверку характеристик) недвижимого имущества. Данное дополнение позволит территориальным организациям по регистрации оказывать полный комплекс услуг по заявлениям, поданным авторизованными посредниками, а заявителям – сэкономить время при оформлении своей недвижимости.

Если имущество арестовано, а по поводу участка разгорелся спор

Учтены жалобы специалистов на то, что в законодательстве отсутствуют ограничения на включение в состав предприятия как имущественного комплекса арестованного имущества, а также имущества, на отчуждение которого наложен запрет. По этой причине впоследствии иногда возникают препятствия для вовлечения предприятия в хозяйственный оборот.

Корректировка ст. 41 Закона № 133-З позволит субъектам хозяйствования еще на этапе формирования состава предприятия как имущественного комплекса не допустить включения в него таких объектов.

Также закрепляется необходимость внесения в регистр недвижимости сведений о наличии земельного спора в отношении земельных участков. Такая информация станет поступать из органов местной власти и судов. Отметки в регистрационной книге будут действовать до принятия уполномоченным госорганом или судом решения по земельному спору.

Вводятся меры ответственности

Законодательством установлены сроки, в течение которых граждане и юридические лица обязаны обратиться за госрегистрацией построенной недвижимости, а также меры ответственности за несоблюдение этих сроков. В то же время наказания за нарушение сроков госрегистрации возникновения прав на земельные участки, а также госрегистрации перехода прав на любые объекты недвижимого имущества, в т.ч. приобретенные на основании гражданско-правовых договоров, не предусмотрено.

Это позволяет некоторым гражданам, купившим, например, квартиру, не спешить заниматься ее госрегистрацией. В итоге в регистре недвижимости, на основании которого начисляются налоги, содержится устаревшая информация. Бывший владелец жилья вынужден платить налоги за фактически не принадлежащие ему «квадраты» и жаловаться в госорганы на несправедливость. Причем такая ситуация может сохраняться не один год.

Поэтому предлагается прописать в Законе № 133-З обязательность осуществления госрегистрации в отношении всех объектов недвижимости, как построенных (новых), так и регистрации перехода прав на них, в т.ч. приобретенных на основании заключенных гражданско-правовых договоров.

Напомним, что сегодня ст. 24.48. КоАП за невыполнение обязанности по обращению за госрегистрацией построенной недвижимости в установленный срок предусмотрена ответственность: штраф для физических лиц в размере от 5 до 10 БВ базовых величин (БВ), для индивидуального предпринимателя – от 10 до 20 БВ, для юридического лица – до 50 БВ.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by