Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Власти придумали, как автоматизировать контроль цен, но бизнес-союзы против

Фото: freepik.com

В Беларуси министерства и ведомства по поручению правительства изучают перспективы взаимоувязки автоматизированных информационных систем ЭСЧФ (электронные счета-фактуры) и СККО (система контроля кассового оборудования). Так органы госуправления рассчитывают сформировать возможность автоматизированного контроля ценообразования по всей цепочке поставок – от производителя (импортера) до торгового объекта. Однако в бизнес-союзах идею принимают, как говорится, в штыки. И вот почему.

Автоматизация = изменение учета и доработка программ

Для того чтобы реализовать замысел на практике, необходимо доработать обе АИС. Например, в части электронных счетов-фактур придется обязать все субъекты хозяйствования создавать ЭСЧФ независимо от того, являются они плательщиками НДС или нет. А еще ввести обязанность создавать электронный счет-фактуру по факту отгрузки или получения товара и заполнять в нем показатели, нужные для построения контролируемой цепочки поставок (в т.ч. GTIN). Кроме того, организации и индивидуальных предпринимателей обяжут обеспечить учет поступающих партий товаров только по цене их приобретения. А это потребует изменения всего аналитического и складского учета товаров у всех субъектов хозяйствования.

Ряд требований выдвигается и в части доработки АИС СККО. Так, необходимо для всех компаний и ИП ввести обязанность использовать кассовое оборудование, обеспечивающее дифференцированный учет данных о товарах. Инициатива потребует выработки подходов по обязательному штриховому кодированию продукции, которая сегодня может не маркироваться. В первую очередь речь идет о товарах, которые продаются вразвес в розничной торговой сети.

Автоматизированный контроль подразумевает обязанность для субъектов хозяйствования использовать идентифицирующие признаки товаров, позволяющих «распознать» цепочку поставки. Бизнесу придется также описывать в ePASS продукцию, которую они ввозят в Беларусь. Значит, предстоит выработать и меры ответственности за невыполнение этого требования.

МАРТ интересуется

Регулятор обратился к бизнес-союзам и другим заинтересованным с просьбой направить информацию об ориентировочной оценке расходов, связанных с введением автоматизированного контроля ценообразования, в части доработки СККО и замены парка кассового оборудования.

Кроме того, в министерстве хотели бы получить возможные предложения по проведению пилотного проекта по автоматизированному контролю ценообразования по всей цепочке поставки в отношении одного из видов товаров, подлежащих маркировке и прослеживаемости.

Упрощение ведения контроля цен – не в ущерб бизнесу

Cтаровойтова.jpg
    Дина Старовойтова

Вице-председатель Белорусского союза предпринимателей Дина Старовойтова в комментарии «ЭГ» отметила, что в части доработки АИС ЭСЧФ потребуется оптимизация процессов ввода, обработки и обмена информацией между различными АИС, порталами и личными кабинетами, т.к. многие процессы трудоемки и проводятся в ручном режиме. «Вся информация разрозненно находится в разных информационных системах. Даже при покупке дорогого автоматизированного ПО нужно вручную сверять полученные данные из информационных систем, порталов и личных кабинетов», – подчеркивает она.

Что касается системы СККО, то она, как отмечают в БСП, работает с большими перебоями и ошибками. Нередко для получения отчета и сверки данных по СККО время от заказа до получения ответа занимает трое суток и выдает ошибку о невозможности сформировать отчет. Из-за технических проблем не все данные из кассовых систем выгружаются в СККО.

При большом количестве первичных документов и бланков строгой отчетности необходимо дублировать эти документы в АИС ЭСЧФ для подтверждения факта начисления/неначисления НДС, контроля трансфертного ценообразования. При этом документы из АИС ЭСЧФ не являются первичным учетным документом, БСО. В налоговом или бухгалтерском учете ссылаться на них невозможно. ЭСЧФ также не является первичным учетным документом в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете и отчетности.

Малому и среднему бизнесу придется закупить бухгалтерские программные продукты, настроить загрузки и выгрузки в разные системы (ePASS, в т.ч. GTIN). Для доработки АИС ЭСЧФ нужно будет также обеспечить учет поступающих партий товаров только по цене приобретения, независимо от вида деятельности (розничного товарооборота). Процесс должен будет сопровождать IT-специалист, дополнительный складской персонал, бухгалтер.

По мнению экспертов БСП, предлагаемый вариант тотальных изменений и дополнений в части порядка ведения бухгалтерского и налогового учета только для достижения контроля за ценообразованием является абсолютно неприемлемым в условиях сегодняшней экономической нестабильности.

Для оценки всех расходов малого и среднего бизнеса необходимо предоставить проект и описание схемы, которая будет отражать порядок планируемых действий и цепочек при проведении операций в этой системе. Без таких данных просчитать затраты и понять жизнеспособность по возросшему налоговому и бухгалтерскому администрированию этой системы не представляется возможным. По предварительным данным, затраты будут превышать все разумные пределы, считают в бизнес-союзе.

Маргелов 1.jpg
        Виктор Маргелов

Категорически против нововведений и сопредседатель и директор Минского столичного союза предпринимателей и работодателей Виктор Маргелов. Инициаторы автоматизированного контроля цен, по его мнению, хотят «революционно изменить учет цен в розничной торговле». «Вопрос – для чего? Для того, чтобы отдельно взятый контролер смог нажать кнопку и посмотреть, не превышает ли предельная наценка в каком-нибудь магазине установленные законодательством нормы? Мы написали, что категорически против нововведения концептуально. Потому что издержки многократно выше контрольных преимуществ», – акцентирует внимание руководитель бизнес-союза.

По его словам, больших затрат потребует замена и подключение оборудования. Так, касса, которая обеспечивает дифференцированный учет данных о товарах, стоит не менее 800 руб. При этом 40–50% кассовых аппаратов в розничной торговле приходятся на долю малого и среднего бизнеса.

Добавит головной боли предпринимателям и необходимость создавать ЭСЧФ по факту совершения отгрузки (получения) товара. Собеседник подчеркивает, что до сих пор пользоваться порталом подачи ЭСЧФ неудобно. Если накладные придется вводить в режиме реального времени, то бухгалтерские расходы малых и средних предприятиях как минимум удваиваются.

Виктор Маргелов критикует и существующую инфраструктуру передачи информации. По его словам, в банке данных электронных паспортов товаров представлены не все наименования. Доступ к нему имеют не все компании. Получается, что малое предприятие, которое работает по УСН, должно всю эту технологию, образно говоря, «взять на грудь», потому что кому-то захотелось упростить контроль цен.

Он также подчеркивает, что поднятые МАРТ вопросы являются частью общей системы цифровой трансформации экономики. Но проводить ее нужно не в ущерб бизнесу, а так, чтобы способствовать уменьшению транзакционных издержек, а значит, и цен.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений