Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2339
EUR:
3.4717
RUB:
3.5067
Золото:
241.08
Серебро:
2.85
Платина:
94.2
Палладий:
102.83
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Традиционная торговля столкнулась с идеальным штормом

Фото: freepik.com

Белорусская стационарная торговля за последние полтора года столкнулась с новыми серьезными вызовами. Госрегулирование цен, быстрое развитие маркетплейсов, отток кадров – вот совокупность тех неблагоприятных факторов, которые влияют на ретейл.

Выход искали на круглом столе, организованном Минским столичным союзом предпринимателей и работодателей и Белорусским фондом финансовой поддержки предпринимателей.

Вызовов больше, чем возможностей

vmargelov.jpeg
         Виктор Маргелов

Сопредседатель и директор МССПиР Виктор Маргелов обратил внимание на ряд вызовов, с которыми сталкивается стационарная торговля. Первый – снижение финансовых показателей в отрасли из-за масштабного регулирования цен.

По экспертным оценкам, которые распространил столичный бизнес-союз, действие постановления Совмина от 19.10.2022 № 713 «О системе регулирования цен» (далее – постановление № 713) «привело к уменьшению валовых доходов предприятий розничной торговли продуктами питания в среднем не менее чем на 15%».

Другой вызов для стационарной торговли – быстрые темпы роста интернет-торговли, а точнее российских маркетплейсов. Они уже стали мощным конкурентом магазинам, торгующим непродовольственными товарами.

Третья проблема, на которую нужно реагировать торговле, особенно в регионах, – отток кадров.

Средняя начисленная зарплата продавцов торговых организаций в регионах – всего 700–800 руб., что более чем в два раза ниже средней по стране, отмечает В. Маргелов. В связи с этим, по его данным, все чаще встречаются случаи закрытия торговых объектов по причине отсутствия кадров.

На коллегии Минэкономики, сообщил В. Маргелов, было озвучено поручение подготовить стратегию экономического развития торговой отрасли.

«Мы призываем, чтобы все заинтересованные лица задумались об этом. Без комплексного решения возникающих вопросов мы не сможем дальше успешно развиваться», – подчеркнул руководитель бизнес-союза, имея в виду перспективы стационарной торговли.

Фактически традиционная торговля столкнулась с комплексом неблагоприятных факторов (в современной литературе такую ситуацию принято называть «идеальным штормом»). В числе наиболее пострадавших – малые торговые объекты, которым сейчас крайне тяжело стало конкурировать с крупными торговыми сетями и интернет-торговлей.

Ситуация осложняется масштабным регулированием цен, сужающим возможности небольших торговых организаций оставаться на плаву.

В поисках приоритетов

Представители бизнеса озвучивают разные предложения по регулированию торговой сферы.

Например, Минский столичный союз предпринимателей и работодателей считает, что в текущих условиях необходимо поддерживать малые и средние предприятия, работающие в сфере торговли, поскольку им в текущих условиях тяжелее всего справиться с вызовами и выжить.

В связи с этим данный бизнес-союз предлагает ввести определенные административные ограничения для крупных торговых сетей, расширение которых провоцирует закрытие небольших торговых объектов.

nemelaynova (1).png
        Нина Емельянова

Также столичный союз предпринимателей предлагает установить предельную долю присутствия торговых организаций с иностранным капиталом на потребительском рынке Беларуси. Таким образом, полагают здесь, нужно создать условия «для приоритетного развития отечественных торговых предприятий».

В то же время МАРТ обращает большое внимание на готовность торговых организаций демонстрировать социальную ответственность на белорусском рынке, а не только на размер и происхождение капитала у ретейла.

И с этой точки зрения позиция крупных торговых организаций нравится регулятору больше, чем поведение малых и средних торговых организаций. Как известно, крупные торговые сети предоставляют малообеспеченным категориям граждан скидку в размере 10% на продукты питания. Такое решение сети реализуют на основании соглашений, подписанных с министерством.

«Крупные сети также несут большую нагрузку и перед государством, и перед населением. Допустим, та же скидка социальная 10%. У нас же никто из малого и среднего бизнеса к ней не присоединился, а сети несут эту дополнительную для себя ответственность», – заявила на круглом столе заместитель министра антимонопольного регулирования и торговли Нина Емельянова.

Предложение административно ограничить развитие крупных торговых сетей не поддерживает и директор Республиканского фонда содействия развитию предпринимательства, кандидат экономических наук Татьяна Быкова. По ее мнению, акцент при определении стратегических приоритетов развития торговли нужно делать не на административных мерах, а на мировых трендах.

«Сколько бы мы ни боролись с торговыми сетями, они все время будут. Как бы мы ни боролись с маркетплейсами, они придут, потому что мир идет по этому пути», – подчеркнула Т. Быкова.

tBykova.jpg
           Татьяна Быкова

При этом экономист полагает, что в Беларуси необходимо искать пути для того, чтобы делать торговлю более эффективной.

В связи с этим специалист отметила, что постановление № 713, предусматривающее масштабное ценовое регулирование, на определенном этапе развития страны было необходимо, в т.ч. для построения мобилизационной экономики. Однако в будущем, полагает экономист, от повсеместного ценового регулирования необходимо уходить и тем самым повышать и эффективность работы торговли.


«Тотальное регулирование цен никогда не даст должного эффекта в долгосрочной перспективе. Мы рано или поздно все равно будем от этого постепенно отказываться», – предполагает Т. Быкова.


Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by