Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №33(2727) от 30.04.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2542
EUR:
3.4864
RUB:
3.4893
Золото:
245.15
Серебро:
2.89
Платина:
95.84
Палладий:
101.49
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Бизнес просит госорганы глубже оценивать последствия нормотворчества

Фото: freepik.com

В прошлом году состоялось более 100 официальных встреч (общественно-консультативных советов) с участием представителей бизнеса и власти. Деловое сообщество считает, что эффективность такого диалога следует повысить.

По данным Минэкономики, при государственных органах (организациях) создано 32 общественно-консультативных (экспертных) совета по развитию предпринимательства. В 2023 г. состоялось 107 заседаний таких советов, а в целом с момента создания системы ОКС в 2011 г. уже проведено 1456 подобных мероприятий.

Таким образом, диалог между бизнесом и государством на официальном уровне существует, ежегодно в стране проходит более 100 заседаний общественно-консультативных советов. Правда, не все госорганы проводят их регулярно. Например, Минэкономики, Минфин, МНС, МАРТ, ГТК, МЧС провели в прошлом году от 5 до 16 заседаний ОКС, а Минкультуры, Мин­образования, Минпром вообще не организовывали такие мероприятия. В свою очередь Мин­юст, Минсвязи, Минтруда и соцзащиты за год провели только по одному заседанию ОКС.

Насколько результативно проходят сегодня встречи между бизнесом и представителями гос­органов? Как можно повысить эффективность такого диалога? Точкой зрения по этим и другим вопросам поделились с «ЭГ» руководители бизнес-союзов.

Александр Швец, председатель Республиканского союза промышленников и предпринимателей:

ashvets (2).jpg
         Александр Швец

– Общественно-консультативные советы – необходимый институт для выстраивания диалога между бизнесом и органами гос­управления, который позволяет регулярно встречаться и обсуждать актуальные вопросы. При этом ключевой момент – эффективность такого обсуждения.

Мы видим, что результативность диалога на уровне ОКС зависит от программы таких заседаний, а также от участия на данных площадках ключевых представителей регуляторов и бизнеса, тех, кого напрямую касаются законодательные изменения.

К сожалению, все еще существует практика, когда проекты важных изменений в законодательство своевременно не выносятся на рассмотрение общественно-консультативных советов и бизнес узнает о готовящихся новациях слу­чайно.

Проблема усугубляется еще и тем, что проекты нормативных актов, которые попадают к деловому сообществу, в ряде случаев не содержат оценки регулирующего воздействия (ОРВ), т.е. нет анализа последствий законодательных новаций для государства и экономики.

Необходимо, на наш взгляд, оценивать совокупную полезность каждого проекта нормативного акта для рынка или его сегмента.

Для наглядности приведу свежий пример: проект постановления правительства о введении лицензирования импорта керамических изделий. Авторы проекта госрешения не подготовили экономическую оценку регулирующего воздействия норм документа. В то же время, по оценкам делового сообщества, реализация НПА
(в случае его принятия) может разрушить бизнес ряда компаний, работающих, в частности, с продукцией премиум-сегмента.

Потребители премиальной плитки в случае введения (через лицензирование) запрета на ее ввоз не откажутся от этой продукции, а будут поставлять ее через Москву, и белорусский бюджет в этом случае реально пострадает, потому что по новым правилам не сможет работать ряд импортеров.

Это наглядный пример того, как проект нормативного акта может, по нашему мнению, принести больше вреда, чем пользы. Поэтому все темы, касающиеся экономики и бизнеса, должны рассматриваться на заседаниях общественно-консультативных советов, а проекты госрешений – в обязательном порядке содержать оценку регулирующего воздействия, т.е. экономический анализ последствий законодательных новаций.

Хотелось бы, чтобы ОКС работали с большим вовлечением представителей бизнес-союзов. От этого выиграют обе стороны. Мы благодарны Минэкономики за поддержку позиции бизнес-сообщества в вопросах повышения эффективности диалога госорганов с бизнесом через ОКС. В настоящее время коллеги проводят большую работу в этом направлении.

Жанна Тарасевич, директор Бизнес союза предпринимателей и нанимателей им. профессора М.С. Кунявского:

tarasevich.jpg
         Жанна Тарасевич

– Главный плюс общественно-консультативных советов для делового сообщества в том, что они позволяют бизнесу донести до органов госуправления свою позицию, и хорошо, что такие экспертные площадки в стране существуют.

При этом, конечно, для бизнеса очень важен результат диалога, который существует на уровне ОКС. К сожалению, порой там обсуждаются не самые важные вопросы, интересующие субъекты хозяйствования.

Обусловлено это тем, что далеко не все проекты нормативных правовых актов, которые касаются бизнеса, выносятся на рассмотрение общественно-консультативных советов. Хотя, например, Минфин и МНС в этом плане выделяются с положительной точки зрения и ежегодно проводят несколько заседаний для обсуждения новаций, предлагаемых в Налоговый кодекс.

В целом, конечно, нужно двигаться к тому, чтобы все проекты НПА, касающиеся бизнеса, как это и предусмотрено законодательством, направлялись как минимум на рассмотрение бизнес-союзам и ассоциациям. А в случае необходимости – анализировались на заседаниях общественно-консультативных советов либо Совета по развитию предпринимательства.

Существует и смежная проблема – отсутствие в проектах нормативных актов полноценной оценки регулирующего воздействия в случае реализации предлагаемых законодательных новаций.

На моей памяти было лишь несколько ситуаций, когда к проектам НПА прилагалась полная оценка регулирующего воздействия (ОРВ). А ведь она должна проводиться во всех случаях, если предлагаемые новации оказывают существенное влияние на работу субъектов хозяйствования.

Кстати, инструкция о том, как проводить ОРВ и какие параметры туда должны быть включены, утверждена постановлением Совмина от 25.01.2019 № 54 «О прогнозировании последствий принятия (издания) нормативных правовых актов».

Пусть нормативно-правовые акты готовятся дольше, но оценка регулирующего воздействия к обоснованиям должна прилагаться, иначе всем нам сложно будет оценить и понять влияние законодательных новаций на экономику.

Для повышения результативности диалога между бизнесом и государством важно в т.ч. повышать уровень экспертизы в рамках общественно-консультативного совета. Очевидно, что для обсуждения налоговых новаций нужны одни эксперты, а для внесения предложений по отраслевым вопросам – другие.

К сожалению, при формировании общественно-консультативных советов иногда присутствует формальный подход, в т.ч. при определении состава участников, хотя туда должны попадать профильные эксперты. Причем представлять они должны интересы в равной степени как государственных организаций, так и частного сектора.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений