Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Стратегии бизнеса в новой реальности

Фото: neg.by

Минувший год убедительно показал, что условия, в которых работают белорусские предприятия, существенно изменились. Компаниям пришлось встраиваться в реальность, в которой они никогда ранее не находились. Для успешной адаптации необходима новая стратегия, но как ее выстроить в условиях высокой неопределенности?

Учебник для собственников

Повезло тем компаниям РБ, которые за годы своей работы не только генерировали выручку, но и вкладывали средства в бизнес-образование, научились составлять стратегические планы, грамотно их внед­рять, оцифровывать и своевременно пересмат­ривать.

Однако в большинстве белорусских организаций, по наблюдениям бизнес-консультантов, условная стратегия находится в голове собственника. В таких компаниях, как правило, нет ни финдира, ни сценарного планирования, ни финансового моделирования. Поэтому когда в 2022 г. бизнес-среда кардинально изменилась и высокая неопределенность стала новой реальностью и нормой, многие фирмы оказались не готовы к изменениям.

Для выживания бизнеса в современных условиях требуются не просто долгосрочные планы, а принципиально новые стратегии. Как их подготовить? Инвестиционно-консалтинговая компания ASER издала методическое пособие «Стратегии развития в новой реальности», которое призвано помочь управленцам подготовить главный документ для жизни любой организации. По сути это учебник для собственников и топ-менеджеров компаний.

Приятно, что книгу подготовили консультанты-практики, которые разработали более 50 стратегий развития для крупных и средних организаций. Жаль, что пока это издание распространяется только в узком кругу – тираж составляет 100 экземпляров.

Методическое пособие подробно описывает этапы построения стратегии развития в любой организации и основано на практическом опыте белорусских авторов. Лучшее, что можно сделать топ-менеджерам после прочтения, – используя практические советы авторов, оцифровать (или пересчитать) свои стратегии. А собственников компаний, в которых рабочих стратегий до сих пор не появилось, чтение должно подтолкнуть к разработке таких документов.

И, конечно, пособие пригодится ор­ганизациям, адаптирующим стратегии к новой рыночной реальности.

Ведь именно сейчас, в условиях высокой неопределенности, так важно сценарное планирование и финансовое моделирование, на чем авторы подробно остановились. В общем, как методическое и учебное пособие, книга весьма актуальна.

Почему устарели бизнес-модели

kondrashonok1.jpg
 Александр Кондрашонок

Прошлый год принес много неожиданностей собственникам белорусских компаний, и они массово принимали решения об изменении ранее разработанных планов.

Пересмотр стратегий развития вызван внешнеэкономической ситуацией, а также санкционным давлением со стороны ряда стран ЕС в отношении Беларуси и России, отметил в комментарии «ЭГ» соавтор книги, заместитель директора ASER Александр Кондрашонок.

Экспортоориентированные субъекты хозяйствования в условиях новой реальности, утратив доступ к европейским рынкам, были вынуждены искать альтернативы. Соответственно, у топ-менеджеров возникали вопросы, как выйти на новые рынки, какие алгоритмы действий приведут к успеху и какие бюджеты необходимы для реализации выработанных стратегий, пояснил А. Кондрашонок.

Кроме того, многие компании, анализируя возможности сохранения бизнеса и его дальнейшего развития, пересматривали инвестиционные программы, поскольку ранее планировали закупки европейского оборудования и технологий, ставшие в 2022 г. для многих отраслей недоступными из-за санкций.

В новых условиях белорусские субъекты хозяйствования стали активнее рассматривать Восток для того, чтобы найти новые рынки сбыта и новых поставщиков оборудования, сырья и комплектующих. Де-факто это был неизбежный разворот.

ilyn.jpg
          Олег Ильин

Ломка логистических и торговых цепочек, а в некоторых случаях – производственных и кооперационных привела к тому, что старые бизнес-модели, направленные на интеграцию бизнесов в мировую экономику, уже потеряли для многих свою ак­туальность, подчеркивает в комментарии «ЭГ» соавтор книги, директор ASER Олег Ильин.

Новая реальность – это новые рыночные правила, по которым сегодня придется играть бизнесменам, убежден он.

Главная таблетка от головной боли

По наблюдениям экспертов, в условиях, когда многие международные корпорации свернули деятельность в РФ, белорусские компании активно наращивают присутствие (продажи) на российском рынке.

Однако концентрация на одном рынке сбыта, как доказывает время, – уязвимая стратегия. Поэтому, если проанализировать поведение успешных белорусских компаний, заметим, что они присматриваются к нескольким рынкам сбыта и открывают офисы в разных странах.

«Диверсификация в настоящее время – это главная таблетка от головной боли собственников. Мы давно про это говорили, но мне кажется, сейчас пришло самое время всерьез заняться экспортом, искать новые рынки и ниши. Это точно будет тренд 2023 года», – уверен О. Ильин.

Практически все стратегии, которые заказывают сейчас белорусские компании, в той или иной мере связаны с вопросами диверсификации, констатирует эксперт. Наконец-то все поняли, что устойчивым можно быть только тогда, когда фирма не зависит от конкретного региона или рынка, не привязана жестко к конкретным поставщикам и к монолитно выстроенной логической структуре, делится наблюдениями директор ASER.

Наряду с этим к руководителям приходит и осознание того, что ситуация может неожиданно меняться, поэтому для устойчивости бизнес-модели важна не только диверсификация, но и готовность выдержать любые изменения.

«Основное, что отличает стратегии белорусских компаний сегодня, – это понимание того, что фирма находится в условиях неопределенности по многим ключевым вопросам функционирования и развития, например, в части взаимоотношений с контрагентами на внешних рынках», – подчеркивает А. Кондрашонок.

Поэтому, уточняет он, современные стратегии развития компаний включают, как правило, многосценарные прогнозы, предусматривающие негативный, умеренный и позитивный сценарии развития. Проработав различные варианты развития своего бизнеса и спрогнозировав последствия, собственник и топ-менеджмент в большей степени будут готовы к различным событиям и смогут адекватно на них реагировать, полагает специалист.

***

Оцифрованные цели компании, комплексный прогноз различных сценариев их достижения и «дорожная карта» с четким планом действий – обязательные компоненты стратегии компании в условиях новой реальности. Таково резюме экспертов.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by