Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Больше прав и обязанностей для нанимателей появится на рынке труда

Фото: freepik.com

Депутаты Палаты представителей на этой неделе приняли в первом чтении законопроект о внесении изменений в законы по вопросам занятости. Документ оказался весьма важным для субъектов хозяйствования. Здесь предусматривается квотирование рабочих мест для трудоустройства инвалидов, устанавливаются основные задачи государственной службы занятости населения, изменяются подходы по выплате пособий безработным и по организации обучения граждан.

Новации для работодателей

Законопроект в Овальном зале представляла министр труда и социальной защиты Ирина Костевич, которая обратила внимание на то, что документ предполагает внедрение института квотирования рабочих мест для инвалидов.

«Это важная новация, которая позволит вовлечь наибольшее количество нанимателей в процесс эффективной социализации людей с инвалидностью», – подчеркнула министр.

Механизм квотирования предполагает, что наниматели обязаны будут обеспечивать выполнение квоты в части трудоустройства лиц с инвалидностью. Порядок установления нанимателям квот для приема инвалидов на работу будет определяться правительством.

jstativko.jpg
       Жанна Стативко

Заместитель председателя постоянной комиссии по труду и социальным вопросам Палаты представителей Жанна Стативко сообщила журналистам, что в контексте обсуждения вопроса о квотировании «сейчас речь идет о предприятиях с численностью более 100 человек и размере квоты в 3%» от общей численности работников.

Предполагается, что квотирование рабочих мест для инвалидов начнет действовать в Беларуси с 1 января 2025 г., так что к выполнению этой обязанности бизнесу уже сейчас следует готовиться.

За необоснованный отказ нанимателей в приеме на работу инвалидов «будет устанавливаться соответствующая административная ответственность», предупредила И. Костевич.

В законопроекте по вопросам занятости закрепляется требование для нанимателей подавать вакансии в Общереспубликанский банк вакансий только в электронном виде (за исключением работодателей с численностью работников не более 5 человек). При этом наниматели обязаны будут передавать сведения о вакансиях в данный банк в первоочередном (!) порядке.

«Вводится запрет на размещение на коммерческих онлайн-ресурсах сведений о наличии вакансий, которые не заявлены в Общереспубликанский банк вакансий. Цель данной нормы – максимально наполнить достоверной и актуальной информацией о вакансиях Общереспубликанский банк вакансий», – пояснила И. Костевич.

ikostevich.jpg
      Ирина Костевич

Она отметила, что республиканская база создавалась как централизованный государственный ресурс обо всех вакансиях «для комфортного, удобного и оперативного поиска работы».

Поэтому вакансия обязательно должна быть в первую очередь или одновременно (с распространением в других источниках) заявлена в Общереспубликанский банк вакансий, сообщила министр. В этом случае, добавила она, нанимателю «не запрещается размещать сведения о вакансиях на иных онлайн-ресурсах».

Что касается новых прав работодателей, то, по мнению Минтруда и соцзащиты, в проекте закона расширяются права нанимателей, а также их возможности для своевременного подбора кадров.

«Работодателю дано право заявлять в Общереспубликанский банк вакансий сведения о текущей потребности в работниках (для выполнения работ), в т.ч. и по гражданско-правовым договорам, а также право заявлять о перспективных потребностях на действующие и новые рабочие места», – пояснила И. Костевич.

Безработных будут мотивировать искать работу

В законопроекте заложен блок мер, касающихся безработных. В частности, у них появится возможность зарегистрироваться в службе занятости в качестве безработного не только по месту жительства, но и по месту пребывания. Это, как ожидает Минтруда и соцзащиты, позволит безработным получить весь спектр услуг, предоставляемых службой занятости, в любом регионе страны.

При этом «в целях исключения иждивенческих настроений» ужесточаются подходы в части предоставления статуса безработного и назначения им пособия по безработице.

Предлагается период нахождения на учете в качестве безработных установить не более 12 месяцев, в настоящее время – 18 месяцев. Если безработный в течение года не сможет трудо­устроиться, то содействие в поиске работы ему будет продолжено в качестве гражданина, который обратился по вопросам трудоустройства.

Также изменяются подходы к назначению и размеру пособия по безработице. Для его получения безработный должен будет выполнить ряд условий.

Первое – зарегистрироваться в службе занятости в течение месяца с даты увольнения. Месячный срок может быть продлен при наличии уважительных причин у гражданина (например, на период болезни либо подтвержденных документально иных причин).

Вторым условием для назначения пособия по безработице станет работа не менее 5 лет с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет ФСЗН.

Независимо от стажа работы планируется назначать пособия по безработице отдельным категориям граждан (после длительного перерыва в работе в связи с уходом за детьми, после прекращения ухода за инвалидом либо лицом, достигшим 80-летнего возраста, а также молодым людям в возрасте до 21 года, впервые ищущим работу).

Для мотивации безработных к оперативному поиску работы и трудоустройства проектом закона сокращаются периоды выплаты пособия по безработице с 6 месяцев до 3. Законопроектом изменяются подходы в части установления размера пособия по безработице. Планируется, что размер такого пособия будет определять правительство в фиксированном размере после согласования с главой государства.

При этом выплата пособия по безработице на протяжении 6 месяцев сохранится для тех безработных, которым сложнее найти работу. К ним планируют отнести лиц предпенсионного возраста (остается не более 5 лет до достижения общеустановленного пенсионного возраста), а также лиц, проживающих на территории районов с напряженной ситуацией на рынке труда.

Целевое обучение и трудоустройство

Глава Минтруда и соцзащиты отметила также, что законопроектом предусмотрено изменение подходов по организации обучения граждан.

«Цель – обучать максимально под заказ работодателя, что повысит эффективность использования бюджетных средств и обеспечит для человека гарантии для трудоустройства», – пояснила она.

Обучение безработных планируется осуществлять преимущественно в рамках трехстороннего договора, заключенного между службой занятости, гражданином и нанимателем. При этом отказ от трудоустройства, а также неотработка установленного в договоре срока повлечет обязанность безработного возместить затраты, понесенные на его обучение.

Отметим также, что законопроект по вопросам занятости, принятый Палатой представителей в первом чтении, касается и бронирования рабочих мест для граждан, «особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда».

Как известно, местные исполкомы принимают решения об установлении брони нанимателям для приема на работу таких граждан. Трудо­устройство граждан в счет установленной брони осуществляется только по направлениям органов по труду, занятости и социальной защите.

Законопроект по вопросам занятости предусматривает расширение категорий лиц (безработных), которым может быть предоставлена возможность трудоустройства в счет брони.

Согласно документу перечень граждан, «особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда», планируется дополнить безработными, которым осталось 5 лет до достижения пенсионного возраста, а также лицами, которые страдали алкоголизмом либо наркоманией, но прошли медицинскую реабилитацию либо вышли из лечебно-трудовых профилакториев.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений