Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №37(2731) от 21.05.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2086
EUR:
3.4886
RUB:
3.531
Золото:
249.68
Серебро:
3.28
Платина:
109.04
Палладий:
103.47
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ТОП-5 «перегибов» во время проверок бизнеса

Фото: freepik.com

Контрольные мероприятия в Беларуси в 2022 г. не приостанавливались: в комплексный план по поддержке экономики мораторий на проведение проверок не включили, хотя планы снизить административную нагрузку на субъекты хозяйствования правительством анонсировались. Но, судя по реакции бизнеса, в этом направлении мы еще далеки от совершенства.

Официальные планы

В марте прошлого года российское правительство приняло решение, что «для обеспечения устойчивости развития экономики и снижения нагрузки на предпринимателей в условиях санкций» следует снизить административную нагрузку на бизнес и ввести мораторий на проведение проверок бизнеса. Они в РФ допускаются сейчас в редких случаях («в отношении небольшого закрытого перечня объектов контроля»), а также «при угрозе причинения вреда жизни и здоровью граждан» либо при возникновении угроз «чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». В конце 2022 г. российское правительство продлило мораторий на проверки до конца 2023 г.

В Беларуси вопрос пересмотра проверочной деятельности в прошлом году также рассматривался, но до введения моратория дело не дошло. Однако с целью снижения административной нагрузки «на предприятия всех форм собственности» летом 2022 г. правительством было принято решение «отдельные технические поверки» проводить в два раза реже. Тогда же Совмин поручил контролирующим и надзорным органам «минимизировать проверочную нагрузку на субъекты хозяйствования».

А с сентября 2022 г. по поручению правительства Совет по развитию предпринимательства организовал «горячую линию». Она понадобилась для сбора информации о фактах превышения полномочий и предвзятого отношения со стороны сотрудников проверяющих органов при проведении контрольных мероприятий (проверок, мониторингов) в отношении бизнеса.

Результаты фиксируются

В начале 2023 г. Совет по развитию предпринимательства подвел предварительные итоги работы «горячей линии» и выделил на основе поступивших обращений ключевые проблемы субъектов хозяйствования в связи с осуществлением контрольно-проверочных мероприятий в стране.

В топ-5 «перегибов», на которые обращает внимание бизнес, попали штрафные санкции за нарушение формальных процедур (при отсутствии имущественного вреда). Один из предпринимателей, например, рассказал «ЭГ» о случае, когда производственная компания получила штраф только за то, что вела учет данных в электронном виде, а не на бумажных носителях.

Второй «перегиб», по мнению бизнеса, состоит в длительных сроках проведения проверок. Кстати, правительство летом прошлого года поручало госорганам сократить длительность проведения проверок до 10 рабочих дней (за исключением тех, которые инициированы в рамках возбужденных уголовных дел).

Третья проблема, с которой сталкивается бизнес во время проверок, касается применения п. 4 ст. 33 Налогового кодекса. Напомним: речь идет о том, что, если будет установлено, что основной целью хозяйственной операции являлась неуплата налогов, налогооблагаемая база компании может быть скорректирована в сторону увеличения.

Как свидетельствуют обращения в Совет по развитию предпринимательства, субъекты хозяйствования сталкиваются с отсутствием четких и понятных критериев отнесения действий или событий к хозяйственным операциям, основной целью совершения которых являются неуплата (неполная уплата) налогов.

Четвертая проблема, беспокоящая бизнес, – необходимость предоставлять заверенные копии первичных учетных документов, договоров и другой информации при проведении проверок.

Пятый «перегиб» проведение полноценных проверок в рамках мониторинга или мероприятий технологического характера. В таких случаях требования представить документы сочетаются с применением штрафных санкций за выявленные нарушения.

Обращения бизнеса с «болью», порожденной проверками и мониторингами, переданы в Минэкономики, аккумулирующее эту информацию.

Бизнес просит сместить акценты

Правительство сейчас проводит работу по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности и формирует механизмы по минимизации вмешательства проверяющих органов в деятельность субъектов хозяйствования, сообщает Совет по развитию предпринимательства.

Кстати, сам Совет инициирует «усиление превентивного характера и профилактической направленности контрольно-проверочных мероприятий». Сместить акценты, по информации «ЭГ», в деятельности проверяющих органов просят и белорусские бизнес-союзы.

Предпринимателям, входящим в бизнес-ассоциации, с учетом накопленного опыта кажется, что проверяющие органы, осуществляя контроль за бизнесом, преследуют именно фискальные цели. Соответственно, только тогда, когда профилактические цели станут доминировать во время контрольных мероприятий, отношение бизнеса к ним может измениться.

Кстати, в качестве положительного момента эксперты из бизнес-союзов называют грядущие изменения в Указ от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Рес­публике Беларусь». Проект документа предполагает, что Положение о порядке проведения мониторинга будет изложено в новой редакции и это позволит устранить часть спорных ситуаций, возникающих в ходе контрольных мероприятий между субъектами хозяйствования и проверяющими органами.

Однако, как свидетельствуют вышеупомянутые обращения предпринимателей, для того чтобы контрольно-проверочная деятельность перестала быть дамокловым мечом для бизнеса, нужно принять и другие меры. В частности, некоторые эксперты предлагают ввести в Беларуси, как это уже сделала Россия, временный мораторий на проверки. Правда, пока его нет, а значит, возможность «перегибов» сохраняется.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений