Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №35(2729) от 07.05.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2223
EUR:
3.4671
RUB:
3.5152
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Консультации
20.12.2002 9 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Снова о валютных расчетах

С большой пользой для себя прочла в "НЭГ" N 68 от 13 сентября 2002 г. статью "Валютные расчеты: запрещено все, что не разрешено". Юрист Владимир Несмашный очень подробно пояснил, как осуществлять валютные расчеты на примере двух схем: работа по зачет...

С большой пользой для себя прочла в "НЭГ" N 68 от 13 сентября 2002 г. статью "Валютные расчеты: запрещено все, что не разрешено". Юрист Владимир Несмашный очень подробно пояснил, как осуществлять валютные расчеты на примере двух схем: работа по зачетным соглашениям и по договорам уступки права требования.

Хочу вернуться ко второй схеме. Предположим, что резидент по незнанию закона (это обстоятельство не освобождает от ответственности) для ускорения расчетов уступил нерезиденту "А" право требования денежных средств от другого нерезидента "Б" и таким образом снял с себя обязательство по расчету за полученное сырье. Но нерезидент "Б" еще не осуществил оплату и движения денежных средств не было. Однако резидент РБ, предоставив в банк договор уступки права требования, произвел обязательную продажу 30% средств в иностранной валюте. В связи с этим два вопроса: каким образом можно исправить эту ситуацию? Какая цель преследуется нашим законодательством, когда работа по зачетам разрешена, а работа по договорам уступки права требования с нерезидентами РБ запрещена, хотя и в одном и в другом случае поступления денежных средств на расчетный счет резидента РБ нет?

Л.КАЗЕНКОВА, г.Пинск

Для уяснения некоторых подробностей нам пришлось связаться с автором письма. Выяснилось, что нерезиденты "А" и "Б" расположены в разных государствах, договор уступки требования на таможне не регистрировался. С учетом этих обстоятельств можно сказать следующее.

1. Резидент Республики Беларусь не имеет права заключать договор уступки требования в силу противоречия такого договора законодательству, а именно части первой п.2.2 Указа Президента от 4.01.2000 г. N 7 "О совершенствовании порядка проведения и контроля внешнеторговых операций", что подробно изложено в моей статье, на которую ссылается читательница.

2. До того как стороны начнут исполнять договор уступки требования, резидент в связи с изменением получателя платежа при экспорте товаров должен обратиться в таможенные органы за регистрацией нового паспорта сделки на основании части второй п.3.5 постановления Государственного таможенного комитета от 7.07.2001 г. N 32 "О порядке осуществления валютного контроля таможенными органами". Вполне естественно, что таможня, являясь агентом валютного контроля, обязана отказать резиденту в регистрации нового паспорта сделки ввиду неправомерности самой уступки требования.

3. Уполномоченный банк также является агентом валютного контроля. Он, как и таможенный орган, в соответствии с частью второй п.2.7 Положения от 1.08.96 г. N 768 "О порядке проведения валютных операций на территории Республики Беларусь" (утв. постановлением Правления Национального банка от 25.06.96 г., протокол N 11) обязан был указать клиенту на незаконность договора и отказать в проведении операций по нему. Даже если банк этого не сделал, он имел право осуществить обязательную продажу только при наличии зарегистрированного таможней паспорта сделки и отметки об этом на договоре. Поскольку уполномоченный банк не обратил внимания на то, что в таможне документы надлежаще не оформлены, он допускает следующую ошибку: в соответствии с Указом Президента от 2.06.97 г. N 311 "О совершенствовании порядка обязательной продажи иностранной валюты", а также п.22 Инструкции "О порядке обязательной продажи средств в иностранной валюте белорусскими юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями" (утв. постановлением правления Национального банка от 30.12.99 г. N 29.10) обязательная продажа валюты должна быть произведена в течение 5 рабочих дней со дня зачисления денежных средств в иностранной валюте на соответствующий счет нерезидента "А". Этим же пунктом определено, что обязательная продажа может быть произведена в течение 5 рабочих дней с момента вступления в силу договора, на основании которого изменился получатель платежа, но это только при условии, что нет возможности получить информацию о дате фактического зачисления валюты на счет нерезидента "А", что при грамотном составлении договора уступки требования и наличии современных средств коммуникации (телефон, факс, телекс, электронная почта и т.п.) представляется весьма маловероятным, так как "А" и "Б" являются резидентами стран ближнего зарубежья.

Теперь обратимся к разрешению самой проблемы. Думаю, вполне понятно, что договор уступки требования, заключенный резидентом с нерезидентом "А", подлежит расторжению, а нерезидент "Б" должен быть об этом уведомлен. Хотя с точки зрения белорусского законодательства этот договор ничтожен в силу своей незаконности, для нерезидента "А" он вполне законен и должен быть расторгнут с составлением соответствующего двустороннего соглашения. Нерезидент "Б" после уведомления обязан перечислить денежные средства в иностранной валюте на счет резидента, который после этого может рассчитаться с нерезидентом "А" за импортированное сырье.

Самым сложным представляется вопрос об обязательной продаже валютных средств. В соответствии с частью первой п.6 указанной Инструкции Национального банка резидент при зачислении валюты на его специальный валютный транзитный счет в течение 5 рабочих дней со дня зачисления должен представить уполномоченному банку реестр распределения поступлений в иностранной валюте, поручение на продажу средств в иностранной валюте на бирже в счет обязательной продажи и/или поручение на списание средств в иностранной валюте на текущий счет в иностранной валюте, а также при необходимости документы, обосновывающие непроведение обязательной продажи. Обоснование непроведения обязательной продажи валюты должно основываться на этой же Инструкции, то есть основания для непроведения должны быть предусмотрены ею и Указом N 311. Но поскольку в Инструкции и Указе отсутствует такое основание, как предварительное проведение обязательной продажи до получения валютных средств, то резидент, судя по всему, будет обязан осуществить ее еще раз.

Относительно ответа на второй вопрос читательницы можем предположить, что цель такой политики государства, скорее всего, в привлечении валютных средств в республику. Ведь зачет между двумя субъектами хозяйствования, проводимый ради прекращения взаимных обязательств по нескольким договорам, заключенным между ними, не порождает движения денежных средств. Использование же договора уступки требования или перевода долга может означать не только непоступление валюты в Беларусь, но и уплату валюты за рубеж. Резидент может быть получателем причитающихся средств в иностранной валюте, он же в соответствии с заключенным договором может быть и плательщиком. В остальном можно отметить, что хотелось бы видеть послабление в установленном порядке расчетов хотя бы для производителей, которым гораздо удобнее закрыть долги за сырье выручкой от экспорта напрямую, не занимаясь перегонкой денег из Беларуси и обратно. Все равно государство получит свою часть валюты при обязательной продаже, а оставшаяся сумма просто будет следовать от одного нерезидента к другому, экономя деньги на банковских услугах, а также драгоценное для каждого время.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений