Предпринимательство по новым правилам: обзор основных изменений
С 1 октября 2024 г. вступает в силу Закон от 22.04.2024 № 365-З «Об изменении законов по вопросам предпринимательской деятельности» (далее – Закон № 365-З). И пока в бизнес-сообществе продолжают кипеть страсти вокруг будущих перечней видов деятельности, которыми смогут заниматься индивидуальные предприниматели и самозанятые, «ЭГ» детальнее изучила нормы нового Закона, чтобы лучше представлять масштаб грядущих изменений.
Структурно в Законе № 365-З можно условно выделить четыре части:
-
положения, вносящие изменения в 6 кодексов и 4 закона
(ст.ст. 1–10); -
нормы прямого действия, регулирующие особенности работы предпринимателей в новых условиях (ст.ст. 11–18);
-
переходные положения (поручения госорганам и вопросы вступления в силу) (ст.ст. 19–23);
-
приложение к данному акту, содержащее Положение о создании индивидуальным предпринимателем коммерческой организации, учреждаемой одним лицом (далее – Положение).
Охватить все новации Закона № 365-З в одном материале невозможно, но попробуем очертить хотя бы общие контуры изменений.
Новый подход к определению предпринимательства
Закон № 365-З вносит изменения в ГК, модернизируя подход к отнесению физлиц к осуществляющим предпринимательскую деятельность. Принципиальная новация состоит в том, что к индивидуальной предпринимательской деятельности (далее – ИПД), помимо деятельности в качестве ИП, также отнесли:
а) самостоятельную профессиональную деятельность, при осуществлении которой гражданин не имеет нанимателя и не привлекает иных физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам (т.е. речь идет о самозанятых);
б) ремесленную деятельность;
в) деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма (ст. 22 ГК в новой редакции).
В случаях «а» и «б» деятельность ведется с применением особых режимов налогообложения. При этом разрешается совмещать несколько форм ИПД.
Также в обновленной ст. 22 ГК определено, что к деятельности ИП, как и ныне, применяются правила этого Кодекса, регулирующие деятельность коммерческих организаций, а к иным формам ИПД – правила ГК, регулирующие деятельность физических лиц.
Перечни видов деятельности, доступных для ИП и самозанятых, должен определить Совмин до 01.07.2024. На общественное обсуждение власти обещали вынести перечни не позднее 15 мая.
При этом в Законе № 365-З прописали, что ИП, зарегистрированные до 01.10.2024, смогут осуществлять виды деятельности, которые не попадут в соответствующий перечень, по 31.12.2025.
Поскольку ремесленники, самозанятые и субъекты агроэкотуризма вольются в ряды предпринимателей (в широком смысле, не путать с ИП), в ст. 1 ГК заметно сокращается список занятий, не относящихся к предпринимательской деятельности. Из него, в частности, исчезнут репетиторство, уборка жилых помещений, фото- и видеосъемка, письменный и устный перевод, различные виды ремонта (обуви, мебели, компьютеров и др.) – словом, все то, чем сейчас вправе заниматься ремесленники и самозанятые.
Одновременно норма ст. 31 ГК о возможности ограничения в судебном порядке предпринимательской деятельности гражданина на срок до 3 лет распространена на все формы ИПД. То есть при наличии оснований, предусмотренных законодательными актами, суд сможет запретить заниматься в течение некоторого времени и каким-нибудь ремеслом, и агроэкотуризмом.
Изменение конфигурации предпринимательской деятельности в ГК повлекло необходимость внесения поправок в ряд законов, в т.ч. Закон от 01.07.2010 № 148-З «О поддержке малого и среднего предпринимательства» (далее – Закон № 148-З). В этом акте по-новому определяются субъекты малого предпринимательства (СМП). Если сейчас к ним относятся ИП, микроорганизации (до 15 работников включительно) и малые организации (от 16 до 100 работников), то с 1 октября 2024 г. к СМП будут причислять:
– всех физлиц, осуществляющих ИПД;
– малые организации со средней численностью работников за календарный год до 100 человек включительно.
При этом в Беларуси создадут электронный Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – Реестр СМСП), в который включат сведения обо всех физических и юридических лицах, соответствующих критериям отнесения к таким субъектам.
Оказавшись в кругу СМП, ремесленники, самозанятые и владельцы агроусадеб смогут претендовать на господдержку, в т.ч. финансовую. Нормы, касающиеся форм господдержки, в Законе № 148-З тоже корректируются. Причем если сейчас в этом акте прямо определены условия оказания государством финансовой поддержки малому и среднему бизнесу, то в дальнейшем такие условия и порядок будет устанавливать Совмин.
Переход ИП в юрлица: два года без выборочных проверок
Закон № 365-З разрешает действующим ИП создать коммерческую организацию, учреждаемую одним лицом, в особом порядке, регламентированном Положением. Этот порядок заслуживает отдельного рассмотрения.
Здесь лишь констатируем, что власти сдержали обещание, предусмотрев возможность использования жилого помещения как места нахождения юрлица, созданного ИП. Для этого внесены изменения в Жилищный кодекс. Если сейчас ч. 2 ст. 14 ЖК предусматривает, что в жилых помещениях могут находиться только ЧУП и КФХ, то по новой редакции данной нормы эта возможность распространена на любые юрлица – в случаях, определенных законодательными актами.
Условия использования жилого помещения как места нахождения компании определены в Положении.
Закон № 365-З вводит запрет на проведение в течение 2 лет с момента госрегистрации выборочных проверок коммерческой организации, созданной ИП. Однако этот запрет не защитит от камеральных и внеплановых проверок.
Более того, если ИП был включен в план выборочных проверок и успел до начала проверки создать юрлицо по новым правилам, контролеры вправе провести такую проверку. Аналогично будут доведены до логического конца проверки, мониторинги, мероприятия технического характера, начатые в отношении ИП и не завершенные на момент создания им коммерческой организации.
Создание компаний бывшими ИП сопряжено со множеством налоговых нюансов. Им посвящены ст. 16 Закона № 365-З и ряд норм Положения. Эту тему «ЭГ» рассмотрит в ближайших номерах.
Новые обязанности…
Отнесение к лицам, осуществляющим ИПД, повлияет на отношения ремесленников и самозанятых с потребителями – изменения вносятся в Закон от 09.01.2002 № 90-З «О защите прав потребителей». В этом Законе:
-
уточнено, что к исполнителям относятся также и физлица, выполняющие работы или оказывающие услуги в рамках самостоятельной профессиональной деятельности;
-
введена обязанность ремесленников и самозанятых предоставлять потребителю информацию в т.ч. о реализации товара (выполнении работы, оказании услуги) без документов, подтверждающих его качество и безопасность, если товар (работа, услуга) не подлежит обязательному подтверждению соответствия;
-
на ремесленников и самозанятых распространена обязанность предоставлять по требованию МАРТ и исполкомов информацию, необходимую для выполнения этими госорганами их полномочий в сфере защиты прав потребителей.
С 1 октября 2024 г. вводится обязанность уплачивать взносы в ФСЗН в части пенсионного страхования для:
– самозанятых;
– ремесленников;
– лиц, оказывающих услуги в сфере агроэкотуризма (ст. 11 Закона № 365-З).
Такой обязанности не будет (но есть право на уплату взносов в фонд) у граждан из указанных трех групп, уже получающих пенсию, а также у самозанятых в период применения ими налогового вычета по налогу на профессиональный доход (НПД).
Порядок уплаты взносов новыми категориями плательщиков (за исключением самозанятых, уплачивающих НПД) аналогичен порядку, действующему для ИП. Как пояснили в Минтруда и соцзащиты, первый раз такие плательщики должны будут уплатить взносы за IV квартал 2024 г. до 1 марта 2025 г.
Законом № 365-З вносятся изменения и в Закон от 15.06.2006 № 125-З «О занятости населения Республики Беларусь». В нем уточняется, что к занятым в экономике относятся все физлица, осуществляющие ИПД. Кроме того, государственные службы занятости должны будут содействовать безработным в организации индивидуальной предпринимательской деятельности (т.е. включая самозанятость, которая сейчас в изменяемом законе не упоминается).
…и прежняя ответственность
Наконец, в Законе № 365-З решены вопросы административной ответственности в переходный период, для чего внесены поправки в КоаП и ПИКоАП.
Так, КоАП дополнен ст. 4.7-1, согласно которой за административное правонарушение, совершенное ИП, создавшим юридическое лицо в порядке, установленном Законом № 365-З, к административной ответственности привлекается созданное им юрлицо. Но наказывать такое юрлицо будут по правилам, предусмотренным для ИП, т.е. к компании применят штрафы в размерах, установленных для ИП.
Кроме того, особый порядок будет действовать в случае совершения юрлицом, включенным в Реестр СМСП с указанием численности работников до 50 человек, правонарушений в области финансов, предпринимательской деятельности, против порядка налогообложения и таможенного регулирования (главы 12–15
КоАП). Штраф на такие организации будет налагаться в размере, действующем для ИП, а если ИП не указан в санкции нормы КоАП, то штраф, предусмотренный для юрлица, уменьшат в 2 раза (ч. 9 ст. 6.4 КоАП).