Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №34(2728) от 03.05.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2354
EUR:
3.4633
RUB:
3.492
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Правительство меняет подходы к реализации региональной политики

Фото: neg.by

В ходе последних совещаний Совмина, посвященных результатам социально-экономического развития страны, были озвучены первые итоги реализации обновленной региональной политики. И они, к сожалению, неутешительны – рабочих мест не хватает, зарплаты остаются низкими, темпы строительства жилья замедляются.

Еще в 2020 г., анализируя основные предложения Минэкономики по совершенствованию региональной политики, мы обратили внимание, что большинство предложений не содержат каких-либо принципиальных новшеств. Несмотря на провозглашение принципа диверсифицированного подхода к разным территориям в зависимости от их специализации, компетенций и потенциала, общий рецепт спасения регионов так и остался прежним – создание рабочих мест за счет открытия новых производств, обязательно инновационных и технологичных (а значит, зависящих от притока инвестиций или предоставления кредитов), развитие индустриальных кластеров, жилищное строительство и развитие инфраструктуры.

Единая база данных о районах

Однако практическая реализация некоторых задач оказалась для местных органов власти непосильной. На совещании с участием главы государства премьер-министр Роман Головченко напомнил, что Александром Лукашенко ставилась задача открыть по одному среднему предприятию в каждом районе. Однако 83 из 118 районов страны не смогли предложить ничего вразумительного с точки зрения соответствия тем критериям, которые ставились перед местными исполкомами: создание новых рабочих мест, производство инновационной продукции и высокая технологичность производства.

Как отметил премьер-министр, фантазия большинства руководителей ограничилась возведением очередного аграрного объекта – молочно-товарной фермы или свинокомплекса. По мнению Р. Головченко, это свидетельствует об отсутствии у большинства руководителей на местном уровне стратегического видения развития своего региона. В подобных случаях премьер считает необходимым «насаждать такое видение». По сути речь может идти о своеобразной форме государственного планирования – ввиду участия региональных предприятий в импортозамещении или кооперационных цепочках с республиканскими предприятиями.

Такая работа уже ведется. Роман Головченко рассказал, что все районы страны разделены на три категории: промышленные, аграрно-промышленные и аграрные. На уровне Минэкономики проанализированы конкурентные преимущества каждого района, оценены запасы сырья, наличие рабочей силы, а полученные данные сводятся в единую базу в виде «карты индустриализации».

Регионам не хватает инвестиций

Все эти подготовительные меры, которые, бесспорно, нужны, выглядят запоздалыми, когда на дворе уже второй год пятилетки. Наиболее слабое место программы по развитию регионов, на наш взгляд, заключается в недостаточности инвестиций, в первую очередь так называемых длинных денег, необходимых для создания новых производств.

В условиях существенной финансовой неопределенности, наблюдавшейся на протяжении 2021 г. и сохранившейся в 1-м полугодии 2022 г., многие проекты, которые были внесены в Программу социально-экономического развития на 2021–2025 гг. либо были заморожены, либо сроки их реализации были перенесены.

Банки в свою очередь сместили фокус на предоставление краткосрочных кредитов под реализацию экспортных заимствований либо ожидают гарантий от правительства или местных исполкомов, чтобы защититься от кредитных рисков, возникающих при реализации долгосрочных инвестиционных проектов.

В итоге регионы демонстрируют существенный недобор по инвестициям в основные средства. Лучше всего ситуация выглядит в Брестской и Могилевской областях, где в январе-июне текущего года индекс инвестиций в основной капитал составил 96,4% и 95,8% к уровню аналогичного периода прошлого года при плане на год 104,3% и 103,3% соответственно. Значительно больше отстали Гродненская (82,1%), Минская (80,1%), Гомельская (76,5%), Витебская области (72,5%), где ощущается серьезная нехватка инвестиций по сравнению с прошлым годом.

Как показывает практика, косвенные методы стимулирования инвестиций работают плохо, когда речь идет об ускоренном разворачивании нового инвестиционного цикла.

Жилищное строительство замедляется, а зарплаты 40% работников не дотягивают до средней

Еще одна проблема, неразрывно связанная с региональной политикой, – жилищное строительство. Если по итогам 2021 г. строительные организации перевыполнили план по введению в эксплуатацию жилья, построив 4387,2 тыс. кв. м при годовом плане 4000 тыс. кв. м, то в текущем году темпы строительства медленнее и слабее – за 1-е полугодие построили 1913,8 тыс. кв. м при годовом плане в 4200 тыс. кв. м, т.е. только 45,5% от заданного объема.

Особенно неспешно строится жилье в Минской области – 37,4% от годового плана, где должно быть возведено 1250 тыс. кв. м. При этом наверстать упущенное могут помочь дополнительные 100 млн руб., выделенные в рамках Государственной инвестиционной программы на строительство арендного жилья.

Еще более важное значение в оценке эффективности региональной политики имеет уровень оплаты труда. Мы писали, что 38,7% работающих белорусов по-прежнему получают начисленную зарплату меньше 1 тыс. руб., а зарплатой более 2 тыс. руб. могут похвастать лишь 15% работников страны. При этом доля тех, кто зарабатывает на 500 руб. больше, составляет уже 8%.

В регионах, как правило, доля тех, кто получает менее 1000 руб. начисленной зарплаты, на 4–7 процентных пунктов выше, а тех, кто зарабатывает больше 2000 руб., – на такое же значение меньше. Например, в Брестской области 43% работающих граждан имеют зарплату менее 1000 руб. и только 9,3% могут сказать о том, что получают более 2000 руб. Иными словами, за пределами столичной кольцевой более 40% работающих белорусов не дотягивают даже до средней зарплаты по стране.

Конечно, этот разрыв с каждым годом сокращается, но темпы отставания по-прежнему остаются высокими, а существующие предприятия не могут изменить ситуацию на местах к лучшему, поскольку их способность к повышению зарплат упирается в невысокую производительность труда. До тех пор, пока такая ситуация будет сохраняться, белорусская глубинка останется донором кадров для областных центров, столичного региона (в лучшем случае) и соседних стран (в худшем).

***

Пока ситуация остается прежней, об успехах белорусской региональной политики говорить не приходится. А многие прогнозные показатели программы социально-экономического развития на 2021–2025 гг. вообще могут быть сорваны. Понимают это и в правительстве. Так, заместитель министра экономики Дмитрий Ярошевич по результатам расширенного заседания коллегии отметил, что при планировании на 2023 год применяется новый, неклассический подход. Если ранее министерство систематизировало предложения «снизу», от каждого предприятия и госоргана, то в текущих условиях Минэкономики (как координатор данной работы в стране) мобилизует резервы, чтобы обеспечить выполнение приоритетов пятилетки.

Предприятия и госорганы должны проанализировать и представить свои предложения о том, что необходимо сделать для достижения утвержденных параметров. Министерству предстоит большая работа – совместно с госорганами и предприятиями отработать механизмы и найти необходимые ресурсы для сокращения разрыва между плановыми и фактическими показателями. Получится это или нет – покажет время.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.b

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений