Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Региональная политика: оправдана ли ставка на крупные инвестпроекты

Иллюстрация: pro.rbc.ru

В рамках подготовки проекта Программы социально-экономического развития страны на 2021–2025 гг. НИЭИ Мин­экономики организовал цикл круглых столов, посвященный обсуждению ключевых положений разрабатываемой программы. Основные темы, которым уделялось внимание при обсуждении, – это повышение качества жизни населения, развитие производственного потенциала и сферы услуг, механизмы устойчивого роста, а также шаги, необходимые для стабилизации и обеспечения экономического роста. Отдельный круглый стол был посвящен региональной политике.

Не стоит забывать, что 75% экономически активного населения живут за пределами МКАД, где условия труда и уровень жизни могут существенно отличаться от столичных. Сохранение диспропорций в социально-экономическом положении отдельных областей приводит к дотационной политике. В итоге общий темп экономического роста страны зависит от развития регионов. И несмотря на то, что снижение ВРП Минска значительно больше, чем падение по областям, восстановление региональных экономик всегда происходит медленнее. Поэтому правильно выбранная региональная политика является залогом быстрого восстановления национальной экономики и повышения уровня жизни на местах.

С формулировкой основной цели регионального развития на 2021–2025 гг., предлагаемой НИЭИ, – сокращение разрыва по уровню и качеству жизни в регионах и обеспечение комфортных жилищных условий – можно согласиться. А вот дальнейшее раскрытие концепции не кажется особенно новым и вызывает стойкое ощущение дежавю: повышение привлекательности территорий за пределами столицы и областных центров для жизни, работы и бизнеса, позиционирование сельского образа жизни, привлечение населения в сельскую местность (деурбанизация). А разве мы не занимаемся «повышением привлекательности» регионов последние 10–15 лет? Однако почему-то не преломили тенденции, определяющие их состояние. Несмотря на множественные упоминания новых «фишек» (принцип последней мили, инновационное производство, интернет-технологии, зеленая экономика, устойчивый рост), из большинства положений программы торчат уши старых подходов.

 

Каждой области – по инвестпроекту

Непонятно, почему с провозглашением принципа диверсифицированного подхода к разным территориям в зависимости от их специализации, компетенций и потенциала, общий рецепт спасения регионов остается прежним. Это создание рабочих мест за счет открытия новых производств, обязательно инновационных и технологичных (а значит, зависящих от притока инвестиций или предоставления кредитов), развитие индустриальных кластеров, жилищное строительство и обновление инфраструктуры. То есть в большинстве предлагаемых решений преобладает проиндустриальный подход с созданием анклавов и центральной ролью государства, которое будет проводить программу на местах и предоставлять ресурсы для отдельных проектов.

Например, предлагается реализовать как минимум по одному крупному инвестиционному проекту в каждой области, а в Минске – не менее двух, с производительностью труда в полтора раза выше, чем в среднем по отрасли и долей экспорта не менее 60% к объему производства.

Почему-то специалисты НИЭИ Минэкономики считают, что лучший способ сокращения разрыва по уровню и качеству жизни в регионах – направить деньги в самый дальний конец цепочки перераспределения финансовых ресурсов, предоставив их предприятиям, срок окупаемости которых в лучшем случае составит 7–10 лет. Пример таких крупных проектов как БелАЭС, Светлогорский ЦКК красноречиво показывает, что цикл их реализации существенно превышает плановые сроки, а накопленные убытки к моменту запуска проекта могут существенно подорвать финансовое здоровье других субъектов хозяйствования, участвующих в его реализации. Чистая прибыль организаций Островецкого района – минус 2,7 млрд руб., Светлогорского – минус 277 млн. Не хотелось бы видеть такие результаты реализации региональной политики в следующей пятилетке.

 

Хорошее есть, но его недостаточно

Действительно хорошие инициативы правительства, которые следовало бы закрепить и развить в региональной программе, почему-то не нашли места в проекте. Мы подробно писали про предоставление земельных участков (статья «Какие участки для строительства жилья готовы покупать белорусы» в «ЭГ» № 77 за 13.10.2020) и упрощение процедуры изъятия и передачи желающим гражданам ветхих и пустующих домов в сельской местности (статья «Получить свой домик в деревне станет проще» в «ЭГ» № 77 от 13.10.2020).

Земельная и имущественная политики местных госорганов являются важным фактором перераспределения человеческих ресурсов в пользу сельских территорий. Если к этим правильным мерам добавить поддержку малого и среднего бизнеса, агротуризма, фермерства (в основном за счет предоставления финансирования на конкурсной основе, выделения в безвозмездное пользование недвижимого имущества и природных ресурсов), мы могли бы получить экономический базис для устойчивого развития регионов.

Чтобы это произошло, отдельных историй недостаточно, нужна критическая масса предпринимателей, способных создавать приток денег в экономику региона в виде зарплат, налоговых платежей, оплаты услуг контрагентов. Широкий, диверсифицированный по видам экономической деятельности массив предпринимателей – это не только необходимое условие экономического развития регионов. Важно понимать, что в глубинке именно предприниматели зачастую являются единственными поставщиками товаров и услуг для местных жителей.

Приоритетная поддержка местных предпринимателей не означает, что крупные инвестпроекты не нужны. Однако в их основе должна лежать инициатива конкретного инвестора, а не искусственное создание точки роста госорганами за госресурсы или иностранные кредиты под гарантии государства. Пора, наконец, признать, что тучные годы прошли, а вместе с ними закончилась и эпоха бездумных, слабо обоснованных инвестиционных проектов.

 

Самостоятельность регионам – в год по чайной ложке

Важным условием эффективной региональной политики становится повышение экономической самостоятельности регионов.

Вопрос о местном самоуправлении является одним из ключевых направлений анонсированной правительством конституционной реформы. А пока мы ждем обещанных изменений, НИЭИ Минэкономики предлагает совершенствовать действующую структуру управления за счет укрупнения или разукрупнения административно-территориальных единиц с учетом формирования территориально-хозяйственных комплексов, расширения полномочий местных органов управления по вопросам регулирования земельных и имущественных отношений, повышения их финансовой самостоятельности. Предлагается также «сокращение численности квази-государственных структур с направлением высвобождаемых работников в сферу развития регионального бизнеса». Мы специально приводим всю фразу целиком, чтобы можно было оценить ее элегантность. А означает она простую вещь: сокращение штата государственных предприятий в надежде, что уволенных работников абсорбирует частный сектор. Смелый и правдивый тезис, но, к сожалению, не очень популярный в среде чиновников.

В целом предложения НИЭИ звучат довольно уместно: чтобы расширить полномочия местных органов, не надо ждать конституционной реформы, это необходимо делать в ближайшие годы. Однако рассчитывать на серьезные изменения в управлении не стоит. Жесткая централизация является основой построения так называемой вертикали власти, и менять эту систему правительство еще не готово.

 

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by  
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений