Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2339
EUR:
3.4717
RUB:
3.5067
Золото:
241.08
Серебро:
2.85
Платина:
94.2
Палладий:
102.83
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Правительство определило задачи налоговой службе на 2024 год

Фото: freepik.com

В расширенном заседании коллегии МНС приняли участие премьер-министр Роман Головченко, члены правительства, депутаты и представители иных госорганов. Главной темой встречи стало подведение итогов работы министерства за 2023 год, а также постановка задач и определение приоритетов на текущий год.

На первый план по поступлениям в бюджет вышел подоходный налог

Наливайко.jpg
      Сергей Наливайко

Основным докладчиком об итогах завершившегося года стал министр по налогам и сборам Сергей Наливайко. Он рассказал, что в 2023 г. налоговыми органами обеспечено поступление в доход консолидированного бюджета 42,9 млрд руб., что на 1,4% превысило установленный план и на 9,4% превзошло поступления 2022 г. Основная масса поступлений представляет собой платежи, уплаченные плательщиками в добровольном порядке: их доля составила 98,8%. В разрезе основных доходных источников наибольший удельный вес в общем объеме доходов составил подоходный налог – 26,8% доходов бюджета, или 11,5 млрд руб. По сравнению с прошлым годом поступления от данного вида налога увеличились на 15% и впервые заняли лидирующую позицию в структуре бюджета. Как отметил министр, такая динамика, с одной стороны, обусловлена ростом доходов, облагаемых подоходным налогом, а с другой – связана с увеличением ставки подоходного налога с доходов от предпринимательской деятельности.

Значительные поступления в бюджет отмечаются по НДС – 10 896,3 млн руб. (удельный вес в общем объеме доходов консолидированного бюджета – 25,4%), налогу на прибыль – 6384,7 млн руб. (удельный вес – 14,9%). К сожалению, в остальной части налоговых поступлений структура осталась нераскрытой, однако можно посчитать, что на долю остальных налогов, включающих акцизы и доходы от внешнеэкономической деятельности, приходится 32,9% поступлений, или 14 млрд руб.

Отдельно выделяется статистика по налогу на профессиональный доход, введенному в Беларуси для физлиц с 1 января 2023 г.: по данному виду налога в 2023 г. в бюджет было уплачено 53,6 млн руб.

Частный сектор по-прежнему обеспечивает более 50% поступлений

Что касается структуры поступлений в разрезе категорий плательщиков, наибольший удельный вес, как и прежде, занимают платежи организаций – 94,0%, или 40 297,3 млн руб. От ИП за 2023 год поступило 1308,0 млн руб. (3,1%), физических лиц – 1269,2 млн руб. (3,0%). При этом на долю организаций госсектора экономики приходится 39,7% от общей суммы поступлений, контролируемых налоговыми органами. Данной категорией плательщиков в бюджет уплачено 17 043,4 млн руб. Удельный вес платежей организаций негосударственного сектора экономики в формировании доходов бюджета составил 54,2%. В бюджет данная категория плательщиков внесла 23 253,9 млн руб.

Таким образом, главное налоговое ведомство страны успешно справилось с задачами, поставленными на 2023 год. Как отметил в ходе своего выступления Роман Головченко, важную роль в обеспечении поступления данной суммы сыграло дальнейшее совершенствование процесса налогового администрирования, а также повышение ставок по отдельным налогам.

Средний «чек» камеральной проверки вырос в 3,8 раза

Головченко.jpg
       Роман Головченко

Премьер-министр напомнил, что основная задача налоговых органов – обеспечить доходы бюджета в тех объемах, которые необходимы для реализации государственных задач и интересов. Однако в ситуации, когда экономика функционирует в сложных внешних условиях, остается весомой и роль налоговых органов в формировании комфортной бизнес-среды. Именно поэтому, по мнению Р. Головченко, важно соблюсти баланс интересов государства и бизнеса, обеспечив эффективный контроль за полнотой и свое­временностью поступления платежей, и одновременно сохранить бизнес и не нанести ему неприемлемого урона.

Для снижения фискальной нагрузки на бизнес планируется сокращать количество выездных проверок. Основной формой проверочных мероприятий должен стать камеральный контроль, а выездные проверки должны проходить только в особых случаях, когда имеются явные признаки правонарушений, которые игнорировать нельзя. По словам премьер-министра, такая смена ориентиров дает ощутимые результаты. Так, за последние 5 лет доля камеральных проверок, проводимых налоговыми органами, существенно увеличилась. При этом объем поступлений в расчете на одну такую проверку также вырос с 4 тыс. руб. в 2019 г. до 15,5 тыс. руб. в 2023 г., т.е. произошел рост в 3,8 раза. Практика замены выездных форм проверки камеральными продолжится и в дальнейшем, а выездные будут проводиться лишь в случае явных налоговых нарушений.

Ревизия налоговых льгот и регулирование электронной торговли продолжатся

Кроме того, премьер-министр заявил о необходимости ревизии налоговых льгот, которых сегодня насчитывается более 500, и отмены тех из них, которые являются неэффективными или ставят плательщиков в неравные условия хозяйствования. В то же время оптимизация таких льгот может стать резервом для дополнительных бюджетных поступлений. Главным критерием при этом должна стать эффективность предоставляемых льгот, ее целевое назначение и социальный адресант. Так, Р. Головченко заявил о недопустимости сохранения льгот для тех, кто не занят в экономике, и поставил министерству задачу подготовить конкретные предложения по внесению изменений в текущие льготы. Это означает, что большая работа по ревизии льгот, начатая МНС в 2020 г., продолжится и в последующие годы.

Среди новых направлений премьер-министр отметил налогообложение электронной торговли и регулирование деятельности маркетплейсов. Определенная работа уже проделана – несколько площадок встали на налоговый учет в Беларуси и, соответственно, начали уплачивать НДС. В то же время остается достаточное количество вопросов, которые глава правительства считает все еще неурегулированными в т.ч. с точки зрения вытеснения традиционной торговли. И это делает вопрос об оптимизации электронной торговли особенно актуальным. В связи с этим Совмин ставит перед собой задачу обеспечить комплексное регулирование этой сферы деятельности, поскольку «полный разброс в подходах к регулированию» пока сохраняется. С другой стороны, первые результаты уже есть. Как отметил Р. Головченко, маркетплейсы совместно с так называемым налогом на Google в сумме принесли в бюджет страны почти 430 млн руб. налогов.

Цифровизация и охват учетом плательщиков

Еще одно важное направление – дальнейшая цифровизация учета, контроля и уплаты налогов. Сегодня созданы и успешно функционируют 6 основных информационных систем, на базе которых в прошлом году МНС были созданы дополнительные сервисы, автоматизирующие процессы формирования налоговых деклараций. В то же время, как отметил премьер-министр, такими современными сервисами пока охвачены лишь некоторые категории плательщиков, поэтому нужно двигаться дальше, и подобные информационные продукты должны быть созданы для всех субъектов. Это означает, что в 2024 г. работа по разработке информационных решений для администрирования, контроля и уплаты налогов продолжится.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений