Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Правительство намерено активизировать государственно-частное партнерство

Фото: neg.by

Палата представителей приняла в первом чтении законопроект об изменении Закона «О государственно-частном партнерстве», предусматривающий ряд новшеств, которые, по мнению Минэкономики, позволят усилить инвестиционную деятельность субъектов хозяйствования. На сессии рассмотрены и другие вопросы.

О предлагаемых изменениях в Закон от 30.12.2015 № 345-З «О государственно-частном партнерстве» (далее – Закон) на заседании рассказал министр экономики Александр Червяков.

В ст. 1 Закона уточняется ряд терминов и их определений. Например, в расшифровке понятия «государственный партнер» обозначены компетенции местных органов власти. Решения о реализации проектов государственно-частного партнерства (ГЧП) с использованием средств местных бюджетов переходят на областной уровень (по действующему Закону они могут приниматься на уровне районов). Это предложение Минфина направлено на упорядочение долговых обязательств местных бюджетов, недопущение их дефицита при выплатах по проектам ГЧП.

Перечень объектов для заключения соглашений о ГЧП дополнен объектами информационно-коммуникационной инфраструктуры, что с учетом необходимости повышения уровня цифровизации экономики сегодня актуально.

Для оперативности проведения процедур уменьшается количество госорганов, участвующих в подготовке проектов. Например, исключается блок полномочий Госком­имущества, т.к. свои функции оно осуществляет в рамках иного действующего законодательства. Заменяется обязательное представительство Минэкономики и Минфина в конкурсных комиссиях на за­явительное – по инициативе госпартнеров. Эти министерства должны участвовать лишь в сложных проектах с бюджетным финансированием, таких как строительство медицинских центров, республиканских дорог, мостов и т.д.

Государственный партнер наделяется правом предусматривать для частного партнера компенсацию затрат, понесенных при выполнении работ, которые осуществляются по регулируемым ценам, тарифам. По словам Александра Червякова, это актуально, например, для проектов по мусоропереработке, где тарифов на услуги по утилизации отходов и выкуп теплоэнергии недостаточно для возврата инвестором затраченных средств.

Заключение соглашения без конкурса

При подготовке законопроекта было проанализировано законодательство России, Казахстана, Турции, других стран. Там есть упрощенная процедура ГЧП – заключение соглашений без проведения конкурса. В отечественном законодательстве предусмотрен только один вариант  (проведение конкурсных процедур), который является длительным, затратным и не всегда оправданным.

Предлагаемые поправки в Закон позволят заключать соглашения путем проведения прямых переговоров для проектов, реализация которых не предусматривает бюджетного финансирования.

Министр объяснил алгоритм действий в данном случае.

Информация о проекте размещается на сайте госорганов для выявления заинтересованных в реализации проекта. Госорган, куда частный инвестор направляет разработанное им предложение, принимает решение о реализации проекта (в случае одобрения частной инициативы) и определяет требования к партнеру, создает комиссию для проведения переговоров. Если предложений вносится несколько – проводится конкурс и выбирается лучшее из поступивших. При отсутствии других претендентов принимается первоначальное предложение.Текст

Так, советы депутатов областного уровня не вправе принимать решения о реализации проектов ГЧП с финансированием за счет местных бюджетов при несоблюдении таких условий:

– совокупный годовой объем финансирования всех объектов ГЧП в области не должен превышать 1% доходов консолидированного бюджета;

– если областью не выдержан лимит долга, определенный бюджетным законодательством.

Если проект финансируется из республиканского бюджета, то требуется одобрение Валютно-кредитной комиссии Совмина.

Также устанавливаются ограничения по возмещению из бюджета инвестиционных затрат в срок не менее 5 лет после ввода объекта в эксплуатацию. При этом допускается возврат средств частному инвестору на эксплуатацию объекта с момента его передачи.

Данные нововведения направлены, в первую очередь, на обеспечение баланса интересов государства и частного партнера и сохранение устойчивости местных бюджетов.

Еще одно новшество: прибыль из бюджета будет выплачиваться частному партнеру только в том случае, если он не оказывает платных услуг на базе объекта ГЧП.

Как отметил член Постоянной комиссии по экономической политике Анатолий Насеня, нормы законопроекта призваны сократить подготовительный период и ускорить начало реализации проектов ГЧП, предоставить дополнительные стимулы для активизации инвестиционной деятельности.

Что еще мешает ГЧП?

У депутатов нашлось немало вопросов по этой теме. Например, каких результатов в сфере ГЧП удалось добиться за прошедшие шесть лет с момента принятия действующего Закона?
Александр Червяков проинформировал о реализации пилотного проекта по реконструкции и техническому обслуживанию объекта «Автомобильная дорога М-10 граница Российской Федерации (Селище) – Гомель – Кобрин км 109,9 – км 195,15».

Для нас проект М-10 является ключевым, знаковым. Сейчас проходит конкурс, – рассказал министр. – Мы отобрали вначале 8 компаний из Турции, Китая, России, стран ЕС. Сейчас их осталось четыре – три из Турции и одна из РФ. На данном этапе идут консультации, находятся точки соприкосновения для того, чтобы условия, которые мы предлагаем для инвестора, были им восприняты.

Ставится задача завершить до июня все консультации.

Медленное продвижение организации работ глава Минэкономики объяснил тем, что и сам Закон, и процедура заключения соглашения о ГЧП «достаточно сложные, требуют затрат, а иногда – ювелирного подхода к определению инструментов в моделях финансирования». Кроме того, параллельно существуют механизмы финансирования попроще – они оказываются более востребованными.

Сегодня ситуация изменилась: финансирование через госбюджет, через международные финансовые организации стало практически недоступным, поэтому потребовалась корректировка правовой базы.

Депутаты говорили о том, что интерес к ГЧП у бизнеса в районах есть, но надо упрощать процедуру подготовки соглашений. На уровне подзаконных актов созданы такие сложные цепочки согласований, что на практике от возникновения идеи до начала ее реализации проходит почти два года. Не «усовершенствуют» ли нормы обсуждаемого законопроекта после его принятия таким же образом и будет ли Закон после этого работать?

Отвечая на этот вопрос, Александр Червяков также сообщил, что Минэкономики готовит пакет предложений, связанных с перечнем импорта, в т.ч. критического, с указанием конкретных товаров, емкости рынка и перспективных ниш, где отечественный бизнес сможет реализовать свою инициативу.

***

Депутатский корпус принял также в первом чтении законопроекты «Об изменении законов по вопросам государственного социального страхования», «О регулировании безопасности при использовании атомной энергии», проект Кодекса об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности – об основных положениях этого документа «ЭГ» уже рассказывала.

Во втором чтении поддержан законопроект «О государственной службе» (13 мая его одобрил и Совет Республики). В нем, как отмечалось на сессии, закреплены требования к прохождению государственной службы, определены обязанности, права и социально-правовые гарантии госслужащих.

Усиливается дисциплина и ответственность гражданских служащих для сближения их правового статуса с военнослужащими. 

Кроме того, упорядочивается исчисление стажа, ужесточаются требования при включении предыдущей работы в стаж гражданской службы.

Вводится реестр государственных гражданских должностей и корректируется система классов госслужащих.

Ратифицированы также межправительственное соглашение с Арменией о реадмиссии и Протокол о внесении дополнения в Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Армения о взаимных безвизовых поездках граждан двух стран.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by