Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №91(2587) от 02.12.2022 Смотреть архивы

USD:
2.4336
EUR:
2.5142
RUB:
3.9841
Золото:
139.24
Серебро:
1.73
Платина:
80.98
Палладий:
148.11
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Правительство обсудило планы и прогнозы на 2023 год

Фото: neg.by

27 сентября 2022 г. Президиум Совмина рассмотрел проекты документов, устанавливающих параметры социально-экономического развития, основные направления денежно-кредитной политики, республиканский бюджет на 2023 год, а также изменения, которые будут внесены в Налоговый кодекс к началу следующего года.

От снижения к росту

Задача, которую ставит перед собой правительство на следующий год, – выйти на параметры экономического роста, предусмотренные программой социально-экономического развития на пятилетку, а именно обеспечить прирост ВВП в 2023 г. на 3,8%. Премьер-министр Роман Головченко назвал поставленную задачу непростой и требующей напряженной работы всей системы, т.к. решать ее придется в условиях санкционного давления, разрушенных экономических связей, разбалансировки и продолжающейся перестройки рынков.

Планируется увеличить объем промышленного производства на 2,4%, что позволит выйти на максимальные объемы выпуска промышленной продукции за последние 10 лет. Одновременно ставится задача наращивания инвестиций в основной капитал до уровня 20% к ВВП, причем реализация данной задачи должна быть детально проработана и «разложена по полкам»: проекты, ответственные, источники финансирования. В реализации инвестиционной программы особое внимание уделено поручению главы государства по территориальному распределению инвестиционных проектов по всем регионам страны. Контролировать реализацию проектов  планируется с помощью информационных технологий: все запланированные к реализации инвестиционные проекты должны быть до конца 2022 г. оцифрованы и загружены в систему онлайн-мониторинга.

Рост экономики, а также увеличение расходов бюджета на социальные нужды, по замыслам правительства, обеспечит прирост доходов населения более чем на 4%. Планируется ввести в эксплуатацию свыше 4,3 млн кв. м жилья, из которых 1,2 млн кв. м будут построены с государственной поддержкой.

В прогнозных документах предложена система ключевых показателей эффективности, на основе которых будет оцениваться работа руководителей всех уровней. Для Сов­мина и Нацбанка в качестве таких показателей будут определены рост ВВП, реальных располагаемых доходов населения и инвестиций в основной капитал, экспорта товаров и услуг, индекс потребительских цен.

Дефицит бюджета увеличится до 3–4 млрд рублей

В отличие от предыдущих семи лет, бюджет на будущий год формируется исходя из целевого сценария развития экономики с ростом ВВП на 3,8%. Как отметил Р. Головченко, это напряженная задача, которая создает определенные риски для устойчивости бюджета к внешним воздействиям. Правительство не делает никаких резервных сценариев, поэтому к Минфину и регионам предъявляется дополнительное требование – аккуратно подходить к вопросам сбалансированного исполнения бюджетов всех уровней. Главная цель, подчеркнул премьер-министр, остается прежней – обеспечение социальных гарантий граждан и финансирование важнейших государственных расходов.

Конкретных цифр по бюджету озвучено немного. Известно, что в соответствии с заданием на рост оплаты труда на эти цели будет дополнительно выделено 3 млрд руб., из которых 2 млрд руб. пойдут на добавки к зарплате бюджетникам (без госслужащих и военных). Это позволит на 10% увеличить базовую ставку и еще дополнительно предусмотреть средства на целевые выплаты.

Как отметил министр финансов Юрий Селиверстов, по предварительным прогнозам, целевые выплаты и надбавки прирастут где-то на 50%. По словам министра, в следующем году объем инвестиций, дорожного строительства, ремонта уличной сети, инфраструктуры к жилью будет не меньше текущего года.

Увеличение расходов бюджета при снижении доходов приведет к тому, что главный финансовый документ на 2023 год будет сформирован с дефицитом в пределах 3–4 млрд руб. при плановом дефиците бюджета в 2022 г. 2,8 млрд руб. Одновременно Ю. Селиверстов заверил, что дефицит будет обеспечен ресурсами для того, чтобы профинансировать государственные расходы в полном объеме.

Рассказал министр и об исполнении бюджета в текущем году. По итогам 9 месяцев фактический дефицит составил около 2,3 млрд руб. при плановом значении 2,8 млрд. Это свидетельствует о том, что бюджет исполняется в пределах запланированных объемов. По словам чиновника, особых проблемных вопросов не возникает, все расходы, предусмотренные бюджетом, финансируются в полном объеме.

***

Пока белорусская экономика все еще далека от цели сработать не хуже прошлого года, однако снижение темпов экономического роста все же уступило место восстановлению. Так, за январь-август 2022 г. падение ВВП составило 4,9% против 5,2% месяцем ранее. Пока не ясно, насколько устойчивым окажется восстановительный рост и продолжится ли он в следующем году. В помощь правительству – относительно низкая база для роста ВВП и замедление инфляции. Многое будет зависеть от санкционной политики западных стран и возможного ее обострения из-за дальнейшей эскалации российско-украинского конфликта. Однако в одном можно согласиться совершенно точно – работа правительству в следующем году предстоит напряженная.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by