Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №33(2727) от 30.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.255
EUR:
3.4916
RUB:
3.4839
Золото:
244.21
Серебро:
2.87
Платина:
97.95
Палладий:
100.05
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Проведение государственных закупок должно стать проще и прозрачнее

Фото: freepik.com

Законопроект о внесении изменений в Закон от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – Закон) на днях принят депутатами во втором чтении. С учетом оставшихся законотворческих процедур это означает, что правила проведения госзакупок обновятся уже с начала 2024 г. Рассмотрим, к чему нужно готовиться.

Барьеры на пути злоупотреблений

Как сообщили в Палате представителей, блок изменений в Закон направлен на исключение недобросовестного посредничества, злоупотреблений при участии в закупках. Об одной из таких новаций «ЭГ» уже рассказывала – это введение запрета на участие в процедурах госзакупок лиц, аффилированных с заказчиком (организатором) и иными участниками процедуры закупки.

Ту же цель преследует и еще одно новшество – закрепление в Законе понятия «предельная стоимость предмета государственной закупки», которым заменят используемое ныне понятие ориентировочной стоимости.

В настоящее время сходный принцип реализован в рамках процедуры электронного аукциона: торги начинаются от верхнего предела стоимости (начальной цены аукциона) и идут на понижение, побеждает участник, предложивший наименьшую цену.

В обновленном Законе предельной стоимости придадут иное значение – под ней понимается максимальная стоимость предмета госзакупки, которая включает предполагаемую сумму выплат заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) за поставку или приобретение иным способом товаров (выполнение работ, оказание услуг), а также все полагающиеся налоги и прочие обязательные платежи. Иными словами, в предельную стоимость нужно будет вписать все расходы госзаказчика по приобретению товаров (работ, услуг). При этом требование о соблюдении верхнего предела распространят на все виды госзакупок.

Очевидно, что данное нововведение призвано предотвратить завышение цены закупки. А чтобы облегчить заказчикам задачу, расширяются полномочия регулятора в этой сфере: МАРТ установит порядок и способы определения предельной стоимости предмета госзакупки.

Кроме того, дисциплинировать участников процедур госзакупок и сделать сам процесс более прозрачным должно дополнение Закона требованием о размещении заказчиком на электронной торговой площадке (ЭТП) сведений о проведенной с его текущих счетов оплате, в т.ч. о перечислении аванса, по договорам, заключенным в виде электронного документа на ЭТП. Сделать это нужно будет не позднее 5 рабочих дней после совершения оплаты. Оператор ЭТП далее разместит эти сведения в государственной информационно-аналитической системе.

Оптимизация процедур

Упростить работу заказчиков, обязанных соблюдать довольно жесткие правила проведения госзакупок (а это, напомним, не только органы власти и госорганизации, но и многочисленные компании с преобладающей долей государства), должна своего рода либерализация некоторых процедур.

Так, при проведении процедуры закупки из одного источника исключается обязанность изучения рынка по большинству оснований, дающих право использовать данную процедуру, т.е. напрямую предложить заключить договор только одному поставщику (подрядчику, исполнителю). В Законе закрепляется закрытый перечень случаев, в которых изучить конъюнктуру рынка все же придется.

Одновременно повысится с 300 до 500 БВ порог проведения процеду­ры закупки из одного источника. Кроме того, заказчики получат право:

– переходить к закупке из одного источника без дополнительного согласования с вышестоящими органами, если конкурентная процедура не состоялась;

– в ходе проведения этой неконкурентной процедуры изменять объем (количество) товаров (работ, услуг), не выходя при этом за их предельную стоимость.

Облегчить жизнь не только заказчикам, но и их контрагентам должна возможность заключения договоров жизненного цикла по ряду товаров (работ, услуг), которую заложили в обновленный Закон. Как пояснила замминистра антимонопольного регулирования и торговли Наталья Василевская, такие долгосрочные договоры (на срок более года) можно будет заключать, в частности, при закупке лекарственных средств и медицинских изделий, коммунальных, банковских услуг, услуг по комплексному техническому обслуживанию инженерных сетей и оборудова­ния и иных товаров и услуг.

Кроме того, стороны договоров, предусматривающих закупку товаров, работ и услуг ежедневной и еженедельной потребности, получат право продлевать эти договоры на два месяца очередного календарного года без проведения закупочных процедур. Перечень таких товаров определен в приложении 4 к постановлению Совмина от 15.06.2019 № 395 «О реализации Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – постановление № 395) и включает продукты питания, лекарственные средства, медицинские изделия, нефтепродукты, услуги связи, автомобильных грузоперевозок, почтовые, страховые, складские услуги и др.

Усиление гарантий для малого и среднего бизнеса

Разработчики изменений не забыли и о субъектах малого и среднего предпринимательства (МСП) –
в ст. 29 Закона корректируется порядок их гарантированного участия в государственных закупках.

Как и сейчас, субъектам МСП гарантируется право участия в процеду­рах госзакупок по перечню товаров (работ, услуг), определенному в приложении 3 к постановлению № 395. Этот список охватывает достаточно широкий спектр товаров и услуг: овощи и фрукты, текстильные изделия, мебель, пиломатериалы, услуги по техобслуживанию и ремонту различных машин и механизмов и др.

Но по действующей редакции п. 2 ст. 29 Закона заказчики, приобретающие товары (работы, услуги) по указанному перечню, должны при наличии такой возможности выделить в предмете закупки часть (лот) в размере 10% объема всей закупки, и на поставку этой части могут претендовать только субъекты МСП. А если разделить предмет закупки нельзя, то представители малого бизнеса участвуют в процеду­ре на общих основаниях.

В новой редакции той же нормы четко прописано, что заказчики закупают товары (работы, услуги) по перечню, определенному Совмином, у субъектов МСП – производителей таких товаров (работ, услуг) в объеме не менее чем 10% от указанной в годовом плане госзакупок ориентировочной стоимости годовой (общей) потребности всех таких товаров (работ, услуг). В этом случае в документах, предоставляемых для подготовки предложения, следует указать, что к участию в процедуре допускаются только субъекты МСП.

Таким образом, если у госорганизаций и госкомпаний существует потребность в товарах, работах и услугах по перечню из приложения 3 к постановлению № 395, они обязаны будут не менее 10% годовой потребности закрывать путем закупки у субъектов МСП. И лишь если процедура с участием представителей малого бизнеса не состоялась, в новой процедуре смогут принять участие и иные потенциальные поставщики (исполнители).

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений