Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №23(2717) от 26.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2545
EUR:
3.5239
RUB:
3.5097
Золото:
228.08
Серебро:
2.6
Платина:
94.8
Палладий:
105.16
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Депутаты приняли бюджетные законы и подвели черту. Завершилась очередная сессия Палаты представителей

Фото: neg.by
На двух последних заседаниях шестой сессии Палаты представителей принят ряд важных для субъектов хозяйствования документов. В числе самых значимых – пакет бюджетных законопроектов на 2022 год, а также поддержанные в первом чтении проект закона «О лицензировании», поправки в Гражданский кодекс, в законы по вопросам борьбы с коррупцией и в Закон «Об ипотеке».

Проекты законов «Об изменении законов по вопросам налогообложения», «О республиканском бюджете на 2022 год» и «О бюджете государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь на 2022 год», принятые Палатой представителей во втором чтении, в минувшую среду одобрил и Совет Республики. Они должны быть официально опубликованы до января следующего года.

Статья 33 НК: дано поручение Совмину

Заместитель председателя Постоянной комиссии по бюджету и финансам Петр Вабищевич, представляя на сессии поправки в НК, сообщил, что при доработке законопроекта ко второму чтению учтены предложения, поступившие от депутатов. По его словам, они касаются совершенствования порядка определения налоговой базы по результатам проверки, способов обеспечения плательщиками исполнения налогового обязательства, сроков зачета излишне уплаченных сумм налога, выявленных в ходе проверки, а также замечания юридического и технического характера.

Напомним, что при рассмотрении законопроекта в первом чтении депутаты обсуждали практику применения п. 4 ст. 33 НК. Предлагалось не распространять действие п.п. 4 и 5 этой статьи на камеральные проверки и проверки, назначенные после 01.01.2019, и записать в проекте: не допускается применение п.п. 4 и 5 ст. 33 НК к камеральным проверкам и проверкам, проводимым за периоды до 1 января 2019 г.

Еще одно предложение затрагивало ст. 54 НК, где, как отметили депутаты, не прописан четкий механизм, в рамках которого налоговый орган принимает решение о выборе способа обеспечения исполнения налогового обязательства и уплаты пени либо предоставляет плательщику выбрать их самостоятельно. При отсутствии такого механизма руководители налоговых и таможенных органов, опасаясь выйти за рамки своих полномочий, предпочитают принимать решения, предусмотренные подп. 1.2 и 1.3 п. 1 ст. 54 НК (арест имущества, приостановление операций по счетам). Рекомендовалось указать в ст. 54: при наличии инициативы плательщика и при объективном наличии у него возможности обеспечить исполнение налогового обязательства способами, указанными в подп. 1.4–1.6 п. 1 (залог имущества, поручительство, банковская гарантия), способы, указанные в подп. 1.2 и 1.3 п. 1 ст. 54, налоговыми и таможенными органами не применяются.

Как выглядят учтенные предложения депутатов? В постоянной комиссии сообщили, что ст. 33 НК дополнена: Совмину рекомендовано в течение 6 месяцев разработать положение, «разъяснив, чтобы не было разных толкований этой статьи». Разъяснение должно касаться налоговой базы при проверках.

В ст. 66 НК также внесены изменения, затрагивающие камеральные проверки: возврат излишне уплаченных сумм налогов будет осуществляться за период 5 и более лет. Если сегодня в ходе проверки выясняется, что более 5 лет назад произошла переплата налога в бюджет, то механизма возврата этих денег нет.

К сожалению, ознакомиться с новой, предложенной депутатами редакцией ст.ст. 33 и 66 НК (напомним, одобренной уже и Советом Республики), не получилось, т.к. на момент сдачи номера в печать опубликован лишь вариант проекта, принятого в первом чтении.

Если эти поправки включены в текст законопроекта – это одно. Но, возможно, имеется в виду перечень рекомендаций Правительству по исполнению бюджета, который депутаты Палаты представителей традиционно прилагают к закону о бюджете на следующий год. Весовые категории поручений, внесенных в НК, и рекомендаций – разные. Во втором случае Совмин может и не прислушаться к пожеланиям депутатского корпуса.

Появится закон «О лицензировании»

Под занавес сессии Палата представителей приняла в первом чтении законопроект «О лицензировании».

Об основных новациях документа рассказали министр экономики Александр Червяков, представлявший законопроект в Овальном зале, и председатель Постоянной комиссии по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи Игорь Комаровский.

Министр экономики напомнил, что институт лицензирования, подразумевающий разрешительную функцию государства относительно тех или иных видов деятельности, создан в Беларуси в 1991 г.

В проекте закона конкретизированы цели лицензирования как в целом, так и по каждому виду деятельности. Лицензируются только те виды деятельности, которые несут повышенную опасность или риски нарушения интересов государства, общества и граждан. Исключается необходимость открытия постоянного представительства для получения лицензии иностранных организаций. Все это позволит улучшить бизнес-среду в сфере международной торговли услугами.

Четко прописаны лицензируемые виды деятельности и составляющих их работ и (или) услуг, перечислены лицензирующие органы и их полномочия, а также порядок предоставления лицензий, их приостановления и прекращения. Откорректирован перечень контролирующих (надзорных) органов, наделенных правом проводить проверки, и сфер их контрольной (надзорной) деятельности.

Уточнены требования для соискателей лицензии и лицензиатов с учетом их разумности, соразмерности и экономической обоснованности. Это могут быть место, средства осуществления деятельности, квалификация персонала, особенности отчетности и т.д. Конкретизированы грубые нарушения законодательства о лицензировании, когда лицензия может быть изъята.

Изменятся подходы к лицензированию деятельности по заготовке (закупке) лома и отходов черных и цветных металлов. Лицензирование этого вида деятельности предлагается сохранить, исключив при этом ограничение круга субъектов, которые могут получить такой документ.

Еще одна важная новация касается обеспечения цифровизации лицензирования, т.е. максимального использования информационных технологий в процессе взаимодействия лицензирующих органов с соискателями лицензий и лицензиатами. Такой подход полностью отменяет необходимость получения лицензии на бумажном носителе, исключает связанные с этим затраты как для субъектов хозяйствования, так и для государственных органов, в т.ч. контролирующих. Приближение правового регулирования к цифровому формату потребует корректировки значительного количества различных нормативных актов разного уровня.

Ставится задача сделать процесс выдачи лицензий простым и прозрачным, исключить избыточные требования, сократить сроки ожидания лицензий, в целом снизить бюрократическую нагрузку на бизнес. Именно этого ждет от правительства предпринимательское сообщество.

В условиях углубляющихся интеграционных процессов чрезвычайно важно создать бизнес-среду, которая не только предотвратит отток частного капитала, но и заложит основу для формирования лучшей юрисдикции для бизнеса, подчерк­нул Александр Червяков.

Сегодня из работающих в стране 140 тыс. юридических лиц 23 тыс. имеют хотя бы одну лицензию, из 265 тыс. ИП лицензии есть примерно у 13 тыс.

…и другие законы

Палата представителей 22 декабря рассмотрела также в первом чтении законопроект «Об изменении кодексов» (по вопросам правового регулирования хозяйственной деятельности), предусматривающий комплексную корректировку Гражданского кодекса, закрепление в нем новых институтов гражданского права, совершенствование норм ГК с учетом правоприменительной практики.

Принят в первом чтении законопроект «Об изменении законов по вопросам борьбы с коррупцией», направленный, по словам его разработчиков, на оптимизацию взаимодействия госорганов и иных организаций в сфере профилактики коррупции с учетом правоприменительной практики, зарубежного опыта, а также ратифицированных РБ международных правовых актов.

Поправки в Закон «Об ипотеке» приводят действующий Закон в соответствие с иными недавно принятыми законодательными актами, устраняют в нем устаревшие нормы, пробелы и противоречия.

Все эти законопроекты будут дорабатываться в постоянных комиссиях ко второму чтению, которое состоится не ранее апреля, когда откроется весенняя сессия Палаты представителей.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений