Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №38 (2535) от 27.05.2022 Смотреть архивы
picture
USD:
2.5432
EUR:
2.6454
RUB:
4.1545
Золото:
150.87
Серебро:
1.79
Платина:
77.11
Палладий:
163.04
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Обсуждается статья 33 Налогового кодекса в Палате представителей

Фото: Мария Хрусталева / neg.by
Палата представителей приняла в первом чтении проекты законов «Об изменении законов» (по вопросам налогообложения) и «О республиканском бюджете на 2022 год». Проект закона «О бюджете государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь на 2022 год» принят сразу в двух чтениях.

Министр финансов Юрий Селиверстов, представляя законопроект о корректировке налогового законодательства, остановился на ключевых изменениях, которые предлагается внести в НК. Во многом он повторил тезисы своего доклада, с которым выступал в Палате представителей 10 декабря.

Так, произойдет корректировка ставок на подакцизные товары, отменяются некоторые льготы, включая льготу по налогу на недвижимость в отношении квартир в многоквартирных жилых домах, предоставляется право областным и Минскому городскому советам депутатов увеличивать стандартную ставку налога на прибыль (в пределах 2 процентных пунктов) для плательщиков этого налога в местный бюджет.

Ряд мер направлен на стимулирование деловой активности и повышение инвестиционной привлекательности. В их числе – повышение предельного размера инвестиционного вычета по зданиям, сооружениям и передаточным устройствам; по машинам и оборудованию, по транспортным средствам, а также возможность его применения при дооборудовании основных средств, возведении последующих очередей строительства, пусковых комплексов.

Вместе с тем глава Минфина сообщил, что в соответствии с законопроектом с 2022 г. предлагается комплексное совершенствование норм законодательства о декларировании, включая перенос в НК норм Закона от 04.01.2003 № 174-З «О декларировании физическими лицами доходов и имущества по требованию налоговых органов».

Расширяется перечень категорий субъектов хозяйствования, обязанных предоставлять декларации в электронном виде.

Уточнены случаи, когда налоговые органы не будут проверять деятельность ликвидируемого плательщика для выдачи справки в регистрирующий орган об отсутствии у него задолженности. Корректировка п. 3 ст. 72 НК касается случаев, когда по результатам анализа информации, имеющейся в налоговом органе, у такого плательщика исполнены все налоговые обязательства либо неисполненное обязательство составляет менее 10 базовых величин (БВ).

Заметим, что бизнес-союзы неоднократно обращали внимание на то, что существующая практика зачастую тормозит завершение предпринимательской деятельности. И, как видим, разработчики законопроекта наконец-то согласились, что сумма в 10 БВ незначительна, а эффект от проведения проверки в связи с ликвидацией (прекращением деятельности) таких субъектов хозяйствования не покрывает затраченные на нее расходы.

Так, из 1,5 тысяч проведенных в 1-ом полугодии 2021 г. проверок (их средняя продолжительность – 6,3 рабочего дня) в 756 случаях к уплате в бюджет предъявлялась сумма менее 10 БВ.

Предоставляется возможность пе­редачи организацией доли внереализационных доходов и расходов в виде процентов по кредитам и займам, курсовых разниц по кредитам и займам филиалам, исполняющим налоговые обязательства такой организации, в части, приходящейся на их деятельность, пропорционально выбранному плательщиком критерию (например, выручке) и закрепленному в учетной политике.

Планируется освобождение на трехлетний период от налога на прибыль доходов организаций, использующих труд инвалидов, от сдачи имущества в аренду и иное возмездное и безвозмездное пользование.

Правительство позаботилось о росте численности членов Федерации профсоюзов Беларуси. Так, наниматели получат право включать отчисления денежных средств профсоюзным организациям во внереализационные расходы – в размере не более 0,15% от фонда заработной платы.

Изменения затронут и подоходный налог, который занимает второе место по величине поступлений (после НДС) и составляет более 25% от общей суммы налоговых доходов бюджета.

Для физических лиц вводится с 01.01.2023 налог на профессиональный доход, уплачиваемый посредством цифрового мобильного приложения и заменяющий уплату подоходного налога и страховых взносов в ФСЗН, в размере 10%.

Предусмотрено совершенствова­ние порядка и условий планирования, организации и проведения контроля за соответствием доходов и расходов физических лиц, сближение подходов при исчислении подоходного налога и обязательных страховых взносов в ФСЗН.

Для пресечения выплаты заработной платы «в конвертах» МНС совместно с другими заинтересованными ведомствами проработало вопрос об увеличении ставки подоходного налога с физических лиц. Как сообщил Юрий Селиверстов, ставка 20% будет применяться в отношении:

– заработной платы «в конвертах», полученной физическими лицами с 01.01.2022;

– доходов, исчисленных налоговым органом исходя из сумм превышения расходов над доходами, на основании актов камеральных проверок, составленных начиная с 01.01.2022;

– при установлении контролирующим органом факта регистрации в соответствующих системах суммы дохода в виде выигрыша (возвращенных несыгравших ставок) на физическое лицо, которому фактически выплата выигрыша (возвращенных несыгравших ставок) не осуществлялась.

Затем глава Минфина ответил на вопросы депутатов. Наряду с другими обсуждался п.4 ст. 33 НК, который, как считает бизнес-сообщество, дает право контролирующим органам трактовать ту или иную хозяйственную операцию как совершенную с целью неуплаты или неполной уплаты налога со всеми вытекающими последствиями.

Напомним, что новая редакция НК вступила в силу с 1.01.2019, но в Законе от 30.12.2018 № 159-З (которым и была введена в действие новая редакция НК) указано, что «пункты 4 и 5 ст. 33 распространяют свое действие на проводимые на момент вступления в силу настоящего Закона камеральные проверки и проверки, назначенные после 1 января 2019 года, за исключением дополнительных проверок по отношению к проверкам, назначенным до указанной даты». Так как срок проверок ограничен пятью предшествующими годами, то это означает, налоговые органы проверяют сделки, которые совершались последние пять лет, в т.ч. и до вступления в силу новой редакции НК.

Председатель постоянной комиссии по экономической политике Леонид Брич обратил внимание на практику применения п. 4 ст. 33 НК. По его словам, контрольно-надзорные органы при проведении проверок ограничиваются формальным доказыванием наличия одного или нескольких признаков дробления бизнеса, главным образом наличия родственных связей между учредителями субъектов хозяйствования, при этом не принимая во внимание особенностей построения бизнес-моделей конкретных проверяемых субъектов хозяйствования.

Депутат предложил внести изменения в обсуждаемый законопроект и, естественно, в НК: п.п. 4 и 5 ст. 33 НК распространяют свое действие на камеральные проверки и проверки, назначенные после 1 января 2019 г. Не допускается применение п.п. 4 и 5 ст. 33 НК к камеральным проверкам и проверкам, проводимым за периоды до 1 января 2019 г.

Министр финансов проинформировал, что при разработке проекта этот вопрос обсуждался, но целый ряд госорганов считает редакцию ст. 33 НК вполне приемлемой. Однако поскольку такие обращения есть, их при необходимости можно еще раз обсудить в рамках подготовки законопроекта ко второму чтению.

Министр по налогам и сборам Сергей Наливайко высказался более категорично. По его словам, ни одна проверка по формальному признаку не осуществляется, подтверждение тому – судебная практика. За три года проведены 234 проверки, из них в 32 случаях материалы пытались оспорить в судебных инстанциях. При этом ни одного решения в пользу плательщиков не было вынесено. Это говорит о том, что при проведении проверок «используется взвешенный профессиональный и скрупулезный подход».

Если принять озвученное предложение депутата, т.е. начинать учитывать допущенные нарушения с 2019 г., то бюджет потеряет те деньги, которые были недоплачены. Разве мы такие богатые?

Завершил разгоревшуюся полемику председатель Палаты представителей Владимир Андрейченко: вопрос есть, следовательно, его надо обсуждать в постоянной комиссии.

На сессии также принят в первом чтении законопроект «О республиканском бюджете на 2022 год». Как сообщила председатель Постоянной комиссии по бюджету и финансам Людмила Нижевич, доходы республиканского бюджета на 2022 год прогнозируются в сумме 27 827 460 695 руб., расходы – 30 672 181 344 руб. Бюджет сформирован с дефицитом 2 844 720 649 руб.

Поскольку замечаний и спорных вопросов в отношении проекта закона «О бюджете государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь на 2022 год» не было, его приняли сразу в двух чтениях. Заместитель председателя этой же постоянной комиссии Юлия Мурина проинформировала: доходы бюджета ФСЗН рассчитаны в сумме 21,44 млрд руб., или 109,5% к бюджету фонда за 2021 год. Расходы составят 21,093 млрд руб. (109,6%).

Этот законопроект направлен для рассмотрения в Совет Республики. Два других Постоянная комиссия по бюджету и финансам готовит к рассмотрению на сессии во втором чтении.

О рассмотрении поправок в НК во втором чтении рассказываем здесь.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by