Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Для открытия частной школы и детсада понадобится лицензия

Фото: freepik

Такое требование заложено в опубликованном на Национальном правовом интернет-портале проекте закона «О лицензировании». В правительстве считают, что действующая сегодня госаккредитация слабо влияет на качество образовательных услуг в частных учреждениях образования, так как она не носит обязательного характера.

Проектом нового Кодекса об образовании, уже принятого в первом чтении, устанавливается запрет на использование в наименованиях юридических лиц, не являющихся учреждениями образования, слов «детский сад», «школа», «гимназия», «академия», «университет». Так смо­гут называться лишь аккредитованные организации.

Кроме того, Совмин решил ввести дополнительные требования по лицензированию образовательной деятельности.

Сегодня в Беларуси для того, чтобы открыть частный детский сад или среднюю школу, лицензия не требуется. Субъекты хозяйствования, желающие осуществлять образовательную деятельность, регистрируются исполнительными и распорядительными органами по заявительному принципу после подачи документов.

Те учреждения, которые планируют выдавать документы об образовании государственного образца (например, аттестат об общем среднем образовании), проходят государственную аккредитацию один раз в пять лет.

Согласно постановлению Совмина от 22.06.2011 № 820, посвященному вопросам госаккредитации учреждений образования, аккредитация проводится по заявительному принципу и не носит обязательного характера.

В связи с этим Минобразования неоднократно указывало, что у него нет возможности препятствовать регистрации субъектов хозяйствования, которые не создали условий для осуществления образовательной деятельности. Так, далеко не все действующие частные учреждения размещаются в помещениях, соответствующих установленным санитарным нормам, не у всех из них есть необходимая материально-техническая база, квалифицированные кадры.

Некоторые частные школы и гимназии по той или иной причине не проводят набор и обучение в выпускных (9-й и 11-й) классах, следовательно, за аккредитацией не обращаются, т.к. выдавать документы об образовании государственного образца им некому.

Понятно, что повлияли на ситуацию и августовские события 2020 г. В Минобразования заговорили о необходимости усиления идеологической работы в отрасли, о том, «чтобы образование и воспитание ребенка отвечало государственным интересам».

В совокупности все эти факторы и сказались на решении разработчиков законопроекта расширить лицензирование образовательной деятельности.

В настоящее время лицензия необходима, если планируются следующие работы и услуги: подготовка кадров с профессионально-техническим, средним специальным и высшим образованием, переподготовка руководящих работников и специалистов со средним специальным и высшим образованием, повышение квалификации руководящих работников и специалистов.

После принятия и вступления норм законопроекта в силу получать лицензии придется еще и при реализации образовательных программ дошкольного, начального, базового, среднего образования, специального образования на уровне дошкольного и общего среднего образования. Причем лицензирование не отменяет процедуру аккредитации, они будут дополнять друг друга.

Несмотря на то что законодательство гарантирует одинаковые условия для работы организаций различных форм собственности, едва ли кто-то опасается, что госучреждениям может быть отказано в получении лицензии. У них имеются помещения, отвечающие всем санитарным требованиям, опытные педагоги, отработанные методики. Иначе отнеслись к этой информации учредители частных школ и детсадов и родители, чьи дети их посещают. Они беспокоятся, что эти учреждения будут вынуждены закрыться.

Чиновники напоминают, что в соответствии с Кодексом об образовании в случае невыдачи лицензии обучающиеся будут переведены (с их согласия или согласия законных представителей несовершеннолетних) в другие аналогичные учреждения образования.

Сегодня в РБ государственные школы абсолютно доминируют: работают 3200 госучреждений, реализующих образовательные программы общего среднего образования, а число частных в последние годы колеблется от 10 до 17.

Аналогичная картина и в сфере дошкольного образования. То есть в обоих случаях доля частных структур едва ли превышает 0,5%.

А как обстоит дело в соседних России и Казахстане, которые так же, как и Беларусь, входят в ЕАЭС?

По оценке Аналитического центра при правительстве РФ, доля частных школ и гимназий в 2021 г. составляет примерно 2% от их общего числа, а частных детских садов – 5,4%.

В Казахстане работает 120 частных школ (1,7% от общего числа) и 3,7 тыс. частных дошкольных организаций из 10,3 тыс. (35%). Правительство в последние годы внедряет в систему образования в южных регионах, где ощущается острая нехватка мест в школах и детсадах, госзаказ. Благодаря такой поддержке госбюджета обучение у «частника» практически не бьет по родительскому кошельку.

Любопытная ситуация складывается с детскими дошкольными учреждениями в Минске и областных центрах. Решить там проблему дефицита мест в детских садах не удается годами. Особенно в новостройках, где не выдерживаются нормативы строительства социальных учреждений.

В связи с этим был снят запрет на размещение дошкольных учреждений во встроенных помещениях жилых многоэтажных домов. Правда, при соблюдении ряда требований. Например, должны быть созданы условия для разогрева еды, организации дневного сна воспитанников, необходимо наличие отдельных входов и игровой площадки на придворовой территории.

Ставилась задача создавать в шаговой доступности небольшие детские сады на 40–50 мест, в т.ч. с привлечением частного бизнеса. Причем акцентировалось внимание на том, что средства, которые госбюджет выделяет на содержание ребенка в госучреждении, можно передать и частнику.

Невольно задаешься вопросом: если частный бизнес не смог развиваться в этом секторе экономики в нынешних условиях, то как он будет себя чувствовать с ужесточением правил входа на рынок?

Правда, многое зависит от правоприменительной практики и тех условий, которые будут прописаны в подзаконных актах после принятия и вступления в силу Закона «О лицензировании».

Отметим, что профильная постоянная комиссия готовит законопроект к рассмотрению на осенней сессии в первом чтении.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений