Что хотят изменить в правилах проведения рекламных игр

Обнародован проект указа, которым актуализируются подходы к регулированию рекламных игр, организуемых в Беларуси.
Проект вынесен на общественное обсуждение Министерством антимонопольного регулирования и торговли. Документ предусматривает внесение изменений в Положение о проведении рекламных игр на территории Республики Беларусь, утв. Указом от 30.01.2003 № 51 (далее – Положение). Выделим некоторые заслуживающие внимания новации.
1. В Положении уточнят и расширят список мероприятий, которые не являются рекламными играми, включив в него:
– рекламные мероприятия, проводимые в целях стимулирования реализации товаров (работ, услуг), в процессе которых разыгрываются призы общей стоимостью до 40 БВ (это новая позиция);
– конкурсы и иные подобные мероприятия с розыгрышем призов, которые проводятся на интернет-ресурсе, в аккаунтах социальных сетей, в приложениях для мобильных устройств и на других ресурсах, имеющих подключение к сети Интернет, доступ к которым предоставляется без взимания платы и заключения договора, владельцем соответствующего интернет-ресурса, аккаунта, приложения (это уточненная позиция).
Сейчас в п. 4 Положения идет речь только о розыгрыше призов на сайте, а соцсети и мобильные приложения в этой норме не фигурируют. Причем в правоприменительной практике уже встречались случаи, когда розыгрыши призов в Instagram признавались рекламной игрой, а владельца наказывали за нарушение порядка ее проведения.
Исключая необходимость регистрировать в качестве рекламной игры розыгрыши призов, в совокупности стоящих не более 40 БВ, разработчики проекта надеются стимулировать рекламную активность малого и среднего бизнеса, а вводя исключение для конкурсов с призами в соцсетях, рассчитывают привлечь интерес молодой аудитории к продукции белорусских производителей.
2. Организатора рекламной игры обяжут:
– обеспечить участие в рекламной игре только через интернет-ресурсы, зарегистрированные согласно законодательству Беларуси;
– выдать выигрыши в течение месяца со дня признания участника рекламной игры победителем, предусмотрев для выдачи хотя бы один выходной день.
При этом будет запрещена выдача выигрышей победителям, включенным в перечень лиц, причастных к террористической деятельности, на дату выдачи.
3. К источникам формирования призового фонда отнесут подарочные сертификаты. Сейчас такими источниками являются денежные средства и иное имущество (работы, услуги).
Одновременно будут урегулированы условия, при соблюдении которых призовой фонд будет считаться сформированным за счет подарочных сертификатов. Последние должны быть оплачены организатором игры, а если организатор сам будет предоставлять товары, оказывать услуги, выполнять работы по сертификату, то до начала игры он должен перечислить деньги в размере номинальной цены сертификата на специальный счет.
4. В протоколе комиссии по проведению рекламной игры, составляемом по итогам розыгрыша, обяжут указывать фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) победителя.
Из обоснования к проекту указа следует, что новое требование продиктовано правоприменительной практикой. Сейчас в положении содержится более расплывчатое требование указывать в протоколе «сведения о победителях».
5. В Положении закрепят запрет на размещение рекламы рекламной игры до опубликования правил ее проведения в печатном СМИ. Как видим, норма о публикации правил именно в печатном СМИ сохраняется.
Зато сведения о результатах рекламной игры, проводившейся в интернете, разрешат размещать на том же интернет-ресурсе. Сейчас возможность информирования о результатах игры в интернете предусмотрена только для случаев, когда в ней более 100 победителей. При этом организатор вправе разместить в сети только списки победителей, а прочие сведения об итогах игры все равно нужно опубликовать в печатном СМИ.
Проект указа предусматривает и иные изменения в Положение. Полный текст документа доступен на Правовом форуме Беларуси, там же до 23 сентября 2023 г. можно высказать и свои замечания по нему.