Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Кадры
02.10.2015 11 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

АПГРЕЙД КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ТРЕБОВАНИЙ©

Методы модернизации национальных систем квалификаций (НСК) обсуждались во время экспертно-медийного семинара «Равные права граждан Союзного государства. Унификация подходов к совершенствованию национальных систем квалификаций в Республике Беларусь и Российской Федерации», состоявшегося в Национальном пресс-центре 25 сентября.

Методы модернизации национальных систем квалификаций (НСК) обсуждались во время экспертно-медийного семинара «Равные права граждан Союзного государства. Унификация подходов к совершенствованию национальных систем квалификаций в Республике Беларусь и Российской Федерации», состоявшегося в Национальном пресс-центре 25 сентября.

Не секрет, что на национальных рынках труда России и Беларуси нарастает дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы. В настоящее время потребности субъектов хозяйствования в кадрах определенного уровня подготовки и знаний не уравновешены с умениями и навыками работников, особенно выпускников учреждений образования. «Разрыв между реалиями рынка труда и системы образования таков, что работодателям часто приходится переучивать вчерашних выпускников и тратить дополнительные средства и время на адаптацию работников к современным требованиям, — говорит начальник Департамента информационной политики и социального обеспечения Постоянного Комитета Союзного государства Маргарита Левченко. — "Дефицит квалифицированных кадров сдерживает развитие как отдельных организаций, так и экономики в целом». Кроме того, современное инновационное производство требует ускорения самого процесса обновления знаний работающих кадров. Согласно социологическим исследованиям после окончания учреждения образования в среднем ежегодно теряется до 20% знаний, а скорость их устаревания примерно в 4 раза превышает скорость обновления знаний в рамках одного поколения. «Но определенные шаги в совершенствовании национальных систем квалификаций в наших странах уже сделаны», — подчеркнула М.Левченко.

Заместители министров труда России и Беларуси были едины во мнении, что ситуации на рынках труда обеих стран требуют пересмотреть управляющие механизмы, а также по возможности гармонизировать их. «Важно постоянно сверять курс происходящих реформ и обмениваться опытом работы по различным направлениям нашей деятельности, — отметил первый заместитель Министра труда и соцзащиты Беларуси Андрей Лобович.В условиях динамичного развития современного производства и сферы услуг усиливается роль и значение механизма обеспечения секторов экономики квалифицированными кадрами. Это обусловило необходимость поиска новых подходов к развитию и совершенствованию сложившейся системы квалификации, которые бы существенно повысили ее гибкость и адаптивность, позволили бы создать благоприятные условия для получения человеком компетенции, ориентированной именно на потребности и запросы рынка труда наших стран. Принимаемые меры также должны способствовать устранению дисбаланса между спросом и предложением рабочей силы».

В Беларуси действует система квалификаций, основы которой были заложены еще в Советском союзе. В НСК входят: общегосударственные классификаторы («Профессии рабочих и должности служащих» (ОКПД), «Занятия» (ОКЗ), «Специальности и квалификации» (ОКСК)), квалификационные справочники профессий рабочих и должностей служащих (ЕТКС и ЕКСД), образовательные стандарты по специальностям, а также институциональные структуры — министерства, органы и организации по сертификации профессиональных компетенций персонала. Функции институциональных структур НСК состоят в регламентации подготовки кадров в учреждениях образования и организации труда работников у нанимателей всех организационно-правовых форм по всем видам экономической деятельности.

Однако эффективность НСК, призванной обеспечить связь между системой образования и рынком труда, А. Лобович признал «низкой». «Назрела необходимость ее совершенствования с целью повышения адаптивности к быстро меняющимся реалиям экономики, развивающейся инновационным путем. Нужно создать благоприятные условия для получения специалистом востребованных знаний для согласованности спроса и предложения рабочей силы в профессионально-квалификационном разрезе», — резюмировал он.

Совершенствование НСК предполагает введение в нее новых элементов: национальной рамки квалификаций, секторальных советов квалификаций, профессиональных стандартов, системы независимой оценки и сертификации квалификаций. «Это позволит сформировать действенные механизмы увязки системы подготовки кадров с реальными потребностями экономики, создать условия для развития системы непрерывного образования и обучения в течение всей жизни, обеспечить сопоставимость национальной системы квалификаций с международной», — считает заместитель начальника главного управления труда и заработной платы Минтруда и соцзащиты Беларуси Виктор Сидорович.

Итак, основным элементом новой НСК является Национальная рамка квалификаций, которая станет инструментом для классификации квалификаций. Рамка будет использоваться при разработке, оценке и сертификации квалификаций. Классификация квалификаций при помощи данной рамки будет производиться в соответствии с определенным набором «дескрипторов» (критериев), описывающих квалификации, в основу которых закладывается понятие результатов обучения.

Одним из ключевых элементов НСК должны стать секторальные советы квалификаций, призванные на постоянной основе обеспечивать взаимодействие между рынком труда, системой образования и профессиональной подготовки, а также другими заинтересованными сторонами по вопросам разработки профессиональных стандартов.

Профессиональный стандарт как новый элемент НСК представляет собой сформированное в виде документа описание специфики и содержания трудовой деятельности работников определенной профессии (профессионально-квалификационной группы) и требования к квалификации, необходимой им для осуществления этой трудовой деятельности.

Формирование системы независимой оценки и сертификации квалификаций позволит подтверждать квалификации, полученные не только в результате формального, но также неформального и информального обучения, на соответствие требованиям профессионального стандарта, а в случае его отсутствия — иным квалификационным требованиям, утверждаемым в законодательно установленном порядке.

В 2014–2015 гг. некоторые новые элементы национальной системы квалификаций были апробированы в пилотных секторах экономики — секторе информационных технологий и сфере управленческой деятельности. Испытание новых элементов НСК проводилось в рамках инновационного проекта НИИ труда Минтруда и соцзащиты.

Еще дальше продвинулись в совершенствовании НСК российские коллеги. В 2014 г. был создан Национальный совет при Президенте РФ по профессиональным квалификациям, рассказала заместитель Министра труда и социальной защиты РФ Любовь Ельцова. Национальный совет уже одобрил создание 18 советов по профессиональным квалификациям в различных областях профессиональной деятельности.

С 1 июля 2016 г. в России вводится новый вид квалификационных требований — профессиональный стандарт. Профстандарты будут применять работодатели с учетом специфики и масштабов деятельности: при определении трудовых функций работников; при разработке штатных расписаний, должностных инструкций, тарификации работ; при создании систем оплаты труда; при аттестации работников; в организации обучения работников. Профстандарты помогут молодежи выбрать профессию с учетом реального спроса экономики, работникам — программы дополнительного обучения в целях непрерывного образования, а образовательные организации смогут учитывать их при формировании образовательных стандартов и программ.

По состоянию на 23.09.2015 г. приказами Минтруда и соцзащиты РФ утверждено 545 профессиональных стандартов, при этом планируется, что до конца 2015 г. их общее количество составит 800. Оценивать квалификации на соответствие профессиональным стандартам будут Центры оценки квалификации, аккредитованные советами по профессиональным квалификациям. «Роль государства при этом будет минимальна, — отметила Л.Ельцова. — Минтруда России оставляет за собой полномочия утверждать типовую форму свидетельства о квалификации, утверждать порядок формирования и ведения реестра; вести мониторинг в системе квалификаций; инициировать рассмотрение Национальным советом предложений работодателей по отбору центров оценки квалификаций».

В России тоже действуют ЕТКС и ЕКС, но с 2001 г. они не являются обязательными для использования всеми субъектами хозяйствования. В 2015 г. после изучения самых востребованных направлений подготовки специалистов и региональных рынков труда был сформирован современный справочник востребованных на рынке труда, перспективных и новых профессий. По состоянию на 23.09.2015 г. в него включено 1620 профессий, из них требующих среднего профессионального образования — 745. Из общего числа профессий и специальностей 53,4% составляют профессии, имеющие широкое распространение и по которым изменено содержание труда, при этом 12,7% — профессии, связанные с появлением новых технологий.

Елена ПЕТРОШЕВИЧ

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений