Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №60(2557) от 12.08.2022 Смотреть архивы

USD:
2.5796
EUR:
2.6339
RUB:
4.2662
Золото:
148.75
Серебро:
1.69
Платина:
77.3
Палладий:
182.96
Назад
Проблемы и решения
17.01.2003 8 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Зарубежье станет "ближе"

Белорусский МИД ратует за либерализацию визовых отношений
Белорусский МИД ратует за либерализацию визовых отношений

По словам начальника паспортно-визовой службы консультативного отдела министерства Леонида КОРОТКЕВИЧА, это будет способствовать не только активизации политического и экономического сотрудничества Беларуси с другими странами, но и формированию ее положительного имиджа за рубежом.

Упрощение визовых отношений, а в отдельных случаях одностороннее введение безвизового режима осуществляется из экономических (применительно к представителям деловых, финансовых кругов, т.н. организованным туристам, экипажам международных грузовых автопоездов), политических (политическим и государственным деятелям, лицам -- владельцам дипломатических и служебных паспортов) и гуманитарных соображений (деятелям науки и искусства, творческим коллективам, представителям городов-побратимов, спортивным делегациям, участникам студенческих обменов, а также сопровождающим гуманитарные грузы, лицам, реализующим в РБ гуманитарные проекты). Не забыта и такая тонкая тема, как поддержка проживающих за рубежом, в особенности в приграничных государствах, этнических белорусов.

В региональном аспекте эта политика, по словам Л.Короткевича, характеризуется следующими особенностями.

С государствами -- участниками СНГ отношения строятся на основе действующего с 1992 г. Бишкекского соглашения о безвизовых поездках проживающих в них граждан. Правда, на сегодняшний день ряд стран СНГ, в частности Россия, вышли или приостановили свое участие в нем. Беларусь пока сохраняет членство в этом соглашении. Для того чтобы максимально облегчить свободу передвижения ее граждан, было заключено и ратифицировано соглашение в рамках ЕврАзЭС между Российской Федерацией, Беларусью, Кыргызстаном, Казахстаном и Таджикистаном. В соответствии с ним граждане перечисленных государств имеют право ездить друг к другу по любым целям без виз.

Сколько еще будет "работать" Бишкекское соглашение -- покажет время, а пока наиболее действенным механизмом визовых отношений со странами СНГ белорусским дипломатам видится заключение с входящими в него государствами прямых двусторонних соглашений. Естественно, исключая Россию, с которой у нас заключен договор о создании Союзного государства со всеми вытекающими из него последствиями, в т.ч. на право безвизового перемещения его граждан из одной страны в другую и обратно.

Никогда участником Бишкекского соглашения не была Украина, но в 1993 г. Беларусь подписала с ней двустороннее соглашение о безвизовых взаимных поездках граждан. Сейчас украинская сторона настаивает, а белорусская поддерживает эту идею, чтобы поездки осуществлялись на основании паспорта гражданина Беларуси, естественно, нового образца и паспорта гражданина Украины.

В отношениях со странами Балтии и Польшей основная тенденция состоит в постепенном упрощении визовых процедур на паритетной основе. В настоящее время в Польше проживает около 320 тыс. этнических белорусов, связанных с населением приграничных регионов нашей страны тесными семейными, культурными и экономическими узами, в Латвии -- 97, Литве -- 65 тысяч.

Как известно, все эти страны сейчас готовятся к вступлению в Европейский союз и торопятся унифицировать национальное законодательство в соответствии с требованиями ЕС. Первый шаг сделан: с 1 января 2003 г. Латвия и Литва ввели полномасштабный визовый режим по отношению к Беларуси.

В принципе такой режим с ними существовал и до 1 января. Однако отдельные категории граждан -- жители приграничных районов, лица в возрасте 60 лет и грузоперевозчики -- пользовались безвизовым режимом. Сейчас эта "поблажка" снята и с них. Правда, в конце прошлого года подписано и Национальным собранием РБ ратифицировано Временное соглашение о взаимных поездках граждан Литвы и Беларуси, в соответствии с которым стороны с 1 января 2003 г. применяют безвизовый режим при въезде членов экипажей воздушных судов гражданской авиации и морских судов обоих государств. Предусмотрена бесплатная выдача виз малозащищенным слоям населения -- детям до 16 лет, гражданам в возрасте 70 лет и старше, инвалидам I группы, а также в целях поддержания родственных, хозяйственных и культурных связей участников мероприятий культурного, научно-технического, спортивного характера, согласованных на основе взаимности между соответствующими органами государственного управления сторон и при наличии приглашений.

Бесплатные визы будут предоставляться также при посещении гражданами одного государства мест захоронений близких родственников на территории другого на срок до 10 дней два раза в течение года.

Жителям приграничных районов визы будут выдаваться на льготных условиях на принципах взаимности и с 70-процентным снижением стоимости.

Межправительственное соглашение между Беларусью и Латвией об упрощенном порядке перемещения предусматривает бесплатную выдачу виз проживающим на приграничной территории в соответствии со списками, которые составляются компетентными органами этих территорий.

Конечно, белорусские дипломаты предпринимают все усилия, чтобы минимизировать последствия введения странами Балтии жесткого визового режима. К сожалению, не удалось сохранить безвизовый въезд по дипломатическим служебным паспортам, хотя это тоже касается большого количества людей, следующих по служебным целям.

Говоря о государствах -- участниках Шенгенского договора, Л.Короткевич предостерег журналистов от его отождествления с Европейским союзом. Шенгенский договор -- это договор о безвизовом пространстве стран Центральной Европы и недавно примкнувших к ним Финляндии, Швеции и Норвегии -- стран т.н. Северного паспортного союза. Автоматического членства в Шенгенском договоре стран, вступающих в Евросоюз, не будет, для этого потребуется немало времени. А пока страны-кандидаты имеют право устанавливать национальные визовые режимы. Наглядным примером этому является двустороннее соглашение между Беларусью и Словакией о безвизовых дипломатических и служебных поездках.

Естественно, хорошо бы заключить подобное соглашение и со странами -- участницами Шенгенского пространства. Однако при нынешних политических реалиях надеяться на это вряд ли стоит, подчеркнул А.Короткевич.

Дипломатическое ведомство республики работает и над объявлением, вводом в одностороннем порядке безвизовых отношений с отдельными странами Шенгенского договора. Однако для этого требуется внесение ряда серьезных поправок в отечественное законодательство, а это дело долгое.

В республике, по словам Л.Короткевича, будет расти число т.н. малых переходов -- упрощенных пунктов пропуска, в которых границу имеют право пересекать граждане приграничных селений по специальным пропускам, и тех, которые носят межгосударственный характер (для перемещения граждан только сопредельных государств). Делается это с целью максимального снижения неудобств для граждан республики. Человек не должен ехать куда-то за полсотни километров, а пересекать границу там, где он привык это делать.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений