Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Задача правительства по восстановлению экономики

Фото: neg.by

25 мая 2022 г. первый заместитель премьер-министра Николай Снопков выступил в парламенте с докладом о функционировании экономики. Как и ожидалось, центральными темами его выступления стали обеспечение экономического роста и поддержание социальной стабильности в условиях сохраняющегося санкционного давления.

Падение ВВП ускоряется

Несмотря на бодрое начало пятилетки, выразившееся в успешном преодолении вызовов 2021 г. и достижении большинства ключевых показателей социально-экономического развития, сохранить прежнюю динамику роста в 2022 г. Беларуси не удалось. ВВП страны в январе-апреле снизился на 2,1% против снижения на 0,4% месяцем ранее. Главной причиной стали санкции, введенные в отношении Беларуси рядом западных стран. По оценке правительства, прямое влияние санкций затронуло порядка 20% белорусской экономики и косвенно распространилось на всю оставшуюся ее часть. При этом негативное влияние введенных ограничений на белорусскую экономику продолжает нарастать. Так, правительство ожидает полного закрытия премиального европейского рынка для белорусской древесины, черных металлов и изделий из них, цемента, шин, что приведет к потере 1,8 млрд USD экспортной выручки. В целом же до конца года санкционные ограничения и утрата украинского рынка могут повлечь потери в экспортной выручке на сумму 14 млрд USD, или 30% от общего объема экспорта страны.

По результатам первых 4 месяцев данные внешней торговли пока еще выглядят неплохо, прежде всего из-за благоприятной ценовой конъюнктуры и высокой доли экспорта в дружественные страны, логистическое сообщение с которыми не пострадало. Как отметил Н. Снопков, более 60% белорусского экспорта в марте 2022 г. пришлись на Россию и Китай. Определенные надежды на компенсацию потерь в результате санкций возлагаются именно на эти направления. В планах правительства – нарастить экспорт в Россию на 6,4 млрд USD, или почти на 40% к уровню 2021 г. В КНР на текущий год отрабатывается экспортная заявка по товарам на общую сумму 2 млрд USD, причем половина их приходится на продовольствие. Благодаря эффекту замещения экспорт в I квартале вырос на 5%, или на 0,5 млрд USD выше уровня прошлого года, а положительное сальдо платежного баланса приблизилось к 1 млрд USD.

Тем не менее не все позиции могут быть восполнены. Первый вице-премьер отдельно отметил товары, быстрая и полная переориентация которых невозможна. Это ожидаемо оказались товары сырьевой группы: нефть и нефтепродукты, калийные, азотные и смешанные удобрения. Объем их экспорта оценивается почти в 12 млрд USD. Проблемы реализации данных товаров заключаются не только в отсутствии необходимой портовой инфраструктуры и не в том, что эти товары являются санкционными. Основные трудности сегодня – это отказ трейдеров и владельцев танкеров брать на себя риски перевозки белорусских подсанкционных грузов, а также отказы европейских банков в проведении платежей.

Ставки сделаны

Главные задачи правительства в текущих условиях – это обеспечение бесперебойной работы предприятий, переориентация экспортных потоков, развитие импортозамещения, поддержка населения.

Для противодействия санкциям в стране создана трехуровневая система реагирования, которая позволяет держать руку на пульсе и оперативно подключаться к решению возникающих проблем. Первый уровень – это так называемые штабы, созданные при каждом ведомстве для решения проблем поставок. К рассмотрению вопросов, которые не могут быть решены на данном уровне, подключается республиканский оперативный ситуационный штаб, где ежедневно рассматриваются проблемные вопросы. На этих уровнях работает формула «48 на 48»: 48 часов отводится на подготовку решения и 48 часов на реализацию принятого решения. На третьем уровне действует рабочая группа по противодействию санкциям, которая рассматривает более общие и системные вопросы. Именно эта группа отвечает за выработку ответных мер на недружественные действия отдельных государств.

В контексте экспорта крайне важной задачей является выстраивание новых транспортно-логистических цепочек. С 8 апреля Евросоюз ввел запрет для белорусских и российских компаний на перевозки грузов в пределах Евросоюза, в т.ч. транзита. Из-за этого грузооборот автотранспорта за 4 месяца 2022 г. снизился на 9%, почти 30% автопарка перевозчиков оказалось не задействованным. Для обхода санкционных ограничений стали применяться схемы по перегрузке товаров и использования транспорта из стран ЕАЭС, не подпадающих под санкции. После запрета на использование своего воздушного пространства рядом стран и ухода перевозчиков с белорусского рынка обострились проблемы воздушного транспорта. Из 10 перевозчиков, работавших ранее, осталось 3. Кроме того, флот ЕС летает в обход Беларуси, что влияет на работу Белаэронавигации – за 4 месяца обслужено в 2 раза меньше полетов. Наша авиация в таких условиях летает по измененным маршрутам, что увеличивает время и расстояние полетов. Помимо увеличения стоимости это также вызывало нехватку самолетов. Уменьшение количества полетов по одним направлениям компенсируется увеличением по другим, однако в полной мере «заместить» объем перевозок пока не получается.

Господдержка и импортозамещение

Важной составляющей политики по противодействию санкциям является предоставление финансовой поддержки предприятиям-экспортерам и предприятиям, которые участвуют в программах импортозамещения.

На компенсацию льготных процентных ставок при экспортном кредитовании выделено на 40% больше средств, чем в 2021 г. Ожидается, что это позволит банкам предоставить экспортерам 4,5 млрд руб. кредитных ресурсов, что на 1,2 млрд руб., или 26,7%, больше, чем в 2021 г.

В то же время из-за того, что выделение данных средств осуществляется на непрозрачных условиях, оценить их адресность и эффективность не представляется возможным. Не исключено, что продолжится финансирование неэффективных и убыточных предприятий госсектора, например, металлургической и деревообрабатывающей отраслей.

На наш взгляд, гораздо больше пользы принесут меры нефинансовой поддержки предприятий реального сектора экономики, которые в отличие от банковского финансирования одинаково доступны для всех предприятий вне зависимости от формы собственности.

Среди данных мер – возможность отсрочки по арендной плате, пролонгация до конца года срока действия разрешительных документов по 148 административным процедурам, сокращение срока принятия БелТПП решения о выдаче сертификата продукции собственного производства в 2 раза, иные меры локального характера по поддержке промышленности, строительной отрасли, сельского хозяйства, транспорта, туризма, ИТ-сферы.

В высокой степени готовности находится законопроект о лицензировании, направленный на сокращение избыточных требований для лицензиатов. Ожидается, что процесс выдачи лицензий станет простым и прозрачным, сократятся сроки ожидания решений, что позволит белорусским предприятиям минимизировать регуляторные и транзакционные издержки, чтобы предприятия могли направить свои силы и ресурсы на выстраивание новых производственных и торговых цепочек.

Что касается импортозамещения, то здесь работа ведется одновременно в нескольких направлениях. С одной стороны, для удовлетворения наиболее «горящих» потребностей формируются заявки на приобретение товаров альтернативным поставщикам из дружественных стран. Так, по словам Н. Снопкова, только за I квартал объем импорта из России и Китая по сырью, материалам, комплектующим без учета энергоресурсов вырос на 473 млн USD. Первый вице-премьер отметил, что отрабатываются и вопросы «параллельного» импорта. Целевая задача – снизить издержки предприятий, приобретающих материалы и комплектующие на внешних рынках. Для этого на площадке ЕЭК приняты «три пакета» антикризисных мер таможенно-тарифного регулирования, в рамках которых снижены ставки ввозных таможенных пошлин на товары так называемого критического импорта.

Вторым направлением является производство отечественных аналогов. Отраслевые российско-белорусские рабочие группы работают в автомобилестроении, сельхозмашиностроении, станкостроении, электронике, легкой, химической промышленности и фармацевтике. Уже определены совместные проекты в машиностроении и химии на сумму 2,6 млрд USD. Cтоит задача максимального вовлечения малого и среднего бизнеса в кооперационные технологические цепочки с предприятиями-флагманами вместо ушедших с рынка иностранных поставщиков. Данная программа также получит финансовую поддержку государства.

Так, Банк развития Беларуси сообщил о намерении выделить 250 млн руб. на кредитование программы импортозамещения с участием субъектов МСП.

Как рассказал председатель правления Банка развития Александр Егоров, наиболее эффективной в плане импортозамещения оказывается именно поддержка малого и среднего бизнеса, поскольку такие предприятия в основном оперируют более короткими инвестиционными сроками и не делают больших бизнес-планов, требующих многомиллионных инвестиций. Они могут закупить два или три станка, сделать небольшие инвестиции, получить высокую добавленную стоимость и, самое главное, произвести ту продукцию, которая ранее ввозилась из-за границы. В целях вовлечения малых и средних предпринимателей в кооперационные цепочки в стране запущен общереспубликанский информационный ресурс субконтрактации, в базе которого числится около 1,5 тыс. субъектов. Как отметил первый вице-премьер, кроме информационной поддержки проводятся контактно-кооперационные биржи. В текущем году состоялись переговоры между 43 крупными предприятиями и 77 субъектами МСП. В результате малым и средним бизнесом замещено импортной продукции почти на 17 млн USD. А за три последующих месяца будет произведено импортозамещающей продукции МСП на сумму около 750 млн USD. В мае будет проведено еще пять таких контактно-кооперационных бирж.

Приоритет социальной защиты

Сохранение социальной стабильности также является важнейшим направлением для правительства, поскольку, как отметил вице-премьер, «окончательный замысел Запада – нанести удар по уровню жизни наших людей, вызвать их недовольство, социальную напряженность через ослабление потенциала ключевых отраслей и сфер экономики». За январь-апрель 2022 г. реальные доходы населения выросли на 0,3%, реальная заработная плата – на 4,5%. Ситуацию на внутреннем потребительском рынке Н. Снопков охарактеризовал как «баланс между насыщением потребительского рынка и уровнем цен», а в качестве ответа на довод о повышении цен в годовом выражении призвал сравнить цены с соседними странами («на большинство продуктов питания они ниже, чем у наших соседей»). Положение на рынке труда остается стабильным, уровень безработицы складывается ниже, чем в прошлом году, – 3,7%. По словам вице-премьера, наниматели пытаются всеми возможными способами сохранить штат и обеспечить стабильную работу. Отдельные предприятия оптимизируют численность, но массовое высвобождение работников отсутствует. Такая ситуация объясняется переходом предприятий в режим неполной занятости. По состоянию на 18 мая среди тех предприятий, за работой которых следит правительство, в режиме неполной занятости работали 34 организации, в т.ч. 22 с иностранным капиталом. Одна из основных причин – закрытие европейского рынка.

Комплексом мер по поддержке экономики предусмотрены дополнительные стимулы в области регулирования трудовых отношений. В частности, ведется подготовка законопроекта о выплате субсидий для доплат до уровня минимальной заработной платы тем работникам, которые не работали в связи с простоем или работали неполное рабочее время. Это позволит поддержать доходы работников и сохранить трудовые коллективы в неблагоприятных экономических условиях.

***

Несмотря на мобилизацию правительства на противодействие экономическим санкциям, в полной мере избежать падения темпов экономического роста не удалось, прежде всего – из-за высокой сложности реализации контрсанкционных маневров в отношении сырьевых товаров. В итоге в апреле 2022 г. белорусская экономика продолжила снижаться, и вряд ли в ближайшее время получится изменить данную тенденцию. Также рано говорить об обуздании инфляционных процессов – мы скорее всего просто получили временную передышку, связанную с укреплением национальной валюты вслед за российским рублем. Сохранение социальной стабильности осуществляется в ущерб росту зарплат, но на текущий момент это не самое плохое решение. В то же время вряд ли оттока кадров удастся избежать – белорусские предприятия по-прежнему демонстрируют превышение увольнений работников над приемом как по итогам 2021 г. (72,5 тыс. человек), так и за январь-апрель 2022 г. (26,3 тыс. человек)

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by