Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №5 (2502) от 21.01.2022 Смотреть архивы
picture
USD:
2.5734
EUR:
2.9232
RUB:
3.3614
Золото:
151.96
Серебро:
2
Платина:
86.46
Палладий:
169.2
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ВЫХОД В СВЕТ — по реке и по морю

В начале апреля в Мозыре по случаю открытия навигации и ухода на украинский порт Николаев первых белорусских барж с калийными удобрениями прошло совещание Министерства транспорта и коммуникаций РБ, на котором рассматривались состояние и перспективы о...
В начале апреля в Мозыре по случаю открытия навигации и ухода на украинский порт Николаев первых белорусских барж с калийными удобрениями прошло совещание Министерства транспорта и коммуникаций РБ, на котором рассматривались состояние и перспективы отраслевых предприятий на II квартал. Работу организаций водного транспорта глава Минтранса Михаил Боровой оценивал с учетом утвержденной правительством Программы развития внутреннего водного и морского транспорта до 2010г., согласно которой Беларусь в ближайшие годы должна интегрировать свои водные коммуникации в единую транспортную систему Европы и стать морской державой. Страна с экспортно-ориентированной индустрией обязана извлекать доход из транспортного обслуживания своего внешнеторгового оборота.

Сезон реанимации

Мозырский порт обработает 700 тыс. т из около 2 млн. т груза, которые должны быть перевезены водным транспортом в 2003г. Причем специфика речной навигации такова, что об эффективности работы отрасли можно будет судить уже по итогам II квартала. Поэтому уже к середине года, потребовал министр, убыточность предприятий водного транспорта должна быть ликвидирована. Хотя считается, что объемы внутренних перевозок речным транспортом стабилизировались и роста их в обозримой перспективе ожидать не следует, все же резервы налицо. М.Боровой напомнил, что из-за негибкой тарифной политики, более чем слабого маркетинга и инертности менеджеров речники уступают множество заказов на перевозку щебня и других строительных материалов, зерна, лесоматериалов, торфа и даже калийных удобрений. На начало т.г. простаивало на консервации 65% транспортного флота. А ведь в лучшие времена белорусские речники перевозили до 20 млн. т грузов ежегодно.

Водный транспорт -- самый дешевый в мире, но в Беларуси речные перевозки дороже железнодорожных в среднем на 10--12%, а в отдельных случаях, по данным представителей Белавтодора, -- и вовсе в 2--2,5 раза.

Значительные заказы речникам возможны от Красносельского и Белорусского цементных заводов, комбинатов "Гранит" и "Мозырьсоль", БМЗ и других предприятий РБ. Главным же заказчиком выступает "Беларуськалий", который в 2003г. только в дальнее зарубежье через украинский порт Николаев морем отправит 110 тыс.т удобрений. Избежать порожних пробегов речного транспорта помогут запланированные в т.г. 100 тыс. т обратных грузов, прежде всего гранулированного шлака (используется в производстве шифера и других стройматериалов). Поскольку строительство и реконструкцию ГРЭС в Витебской и Гродненской областях министр считает делом решенным, то к предприятиям водного транспорта добавится еще один фронт работ, в том числе непрофильных. Последние, кстати, уже достигают 20% портфеля заказов судостроительных и ремонтных предприятий, особенно в межсезонье.

Программа-2010

И все же главная цель и нынешнего сезона внутренних перевозок, и Программы-2010 -- создание базы для крупномасштабного экспорта белорусских товаров и транспортных услуг. С одной стороны, это позволит удешевить транспортную составляющую экспорта, а с другой -- отечественным транспортным и экспедиторским компаниям заработать валюту на импортозамещении обслуживания внешнеторговых грузопотоков по полному циклу. Причем реализовать программу намечено именно за счет полученной от перевозок внешнеторговых грузов прибыли, а также банковских кредитов, средств от реализации неиспользуемых речных судов и привлечения отечественных и иностранных инвесторов (около 30 млн. USD в ближайшие два года). Ведь предыдущие годы свидетельствуют практически о полном отсутствии финансирования из бюджета и внебюджетных фондов.

Поэтому воплотить Программу-2010 в жизнь предусмотрено в три этапа. На первом этапе начиная с 2003г. Минтранс будет добиваться максимального перезаключения контрактов экспортеров/импортеров РБ по экспорту на условиях СIF (доставка до потребителя), по импорту -- на условиях FОВ (свободно на борту судна в порту отправления). Причем прежние объяснения национальных экспортеров и экспедиторов отказа от поставок на условиях СIF (множественность валютных курсов, обязательная продажа валюты на МВБ, 60 дней для возврата валютной выручки и т.д.) больше не принимаются. Учитывая, что уже сегодня из общего объема белорусских экспортно-импортных грузов ежегодно более 15 млн. т доставляются потребителям с использованием морского транспорта, водные транспортно-экспедиционные компании РБ могут в короткий срок обрести финансовую устойчивость, достаточную для перехода ко второму этапу, уже самостоятельно фрахтовать необходимое количество морских судов для транспортировки экспортно-импортных грузов. Для перевозки насыпных грузов, например, будут арендоваться суда без экипажа и комплектоваться белорусскими моряками и специалистами. Наконец, на последнем этапе будет создан собственный морской флот, для чего предполагается покупка судов нужного класса.

Для привлечения в отрасль инвесторов и создания морского торгового флота уже создаются благоприятные правовые и экономические условия. Подготовлен проект указа Президента "О некоторых мерах по развитию морского торгового флота Республики Беларусь", в котором предусмотрены государственные преференции судовладельцам, регистрирующим свои суда в Госреестре морских судов РБ.

Сценарии экспорта

Общая протяженность внутренних водных путей составляет около 3 тыс. км, из них эксплуатируются речниками 1807 км. Они входят в три обособленных бассейна: Верхне-Днепровский, Западно-Двинский и Неманский. Наибольшим потенциалом с точки зрения экспорта воднотранспортных услуг располагает Верхне-Днепровский бассейн. Через Днепровскую систему Беларусь имеет выход на придунайский речной бассейн и тем самым -- прямое водное сообщение со странами Западной Европы. Поэтому уже сейчас, отметил М.Боровой, белорусское пароходство, "вместо того чтобы ходить с протянутой рукой", вполне может работать на реках ЕС. "Чем наша баржа хуже европейской? Так что есть куда ходить -- ходите!" Кстати, недавно построенный теплоход "Надежда" класса река-море имеет в отношении экспорта услуг все шансы оправдать свое название.

Особое значение в Программе и ближайших планах Минтранса придается основательно заброшенному в последнее десятилетие Днепровско-Бугскому каналу, который в перспективе сможет стать ключевым звеном международной торговли между Востоком и Западом. Нужно его реконструировать (международным стандартам соответствует лишь участок канала от Бреста до устья Припяти), и тогда южная водная система республики станет частью системы Днепр -- Висла -- Одер. К причалам порта в Бресте, кстати, проложены железнодорожные пути западноевропейской колеи, которые также требуют восстановления.
 
---------------------
СПРАВКА "НЭГ"

По состоянию на 1.01.2003г. внутренний водный транспорт РБ насчитывал 90 буксирных теплоходов, 221 баржу общей грузоподъемностью 161 тыс.т, 11 пассажирских судов и 47 судов технического флота. В соответствии с Программой-2010 25 барж и 8 буксирных теплоходов должны быть переоборудованы для перевозки внешнеторговых грузов, остальные использованы на внутренних перевозках. Переоборудование одной баржи для перевозки калийных удобрений составляет 110 млн.руб., а буксирного теплохода -- 540 млн.руб.

На внутренних водных путях действуют 10 речных портов: Брест, Пинск, Микашевичи, Мозырь, Гомель, Речица, Бобруйск, Могилев, Витебск, Гродно. Каждый из них имеет собственную зону по участкам рек и линейные пристани по обработке грузов. В портах Гомеля, Мозыря, Бобруйска и Бреста на причалах есть подъездные пути и необходимая техника для обработки грузов, следующих в смешанном железнодорожно-водном сообщении.