Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Консультации
22.08.2017 4 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Все права у фактора

Между сторонами заключен кредитный договор, которым не предусмотрена возможность досрочного возврата (погашения) кредита. Впоследствии банк-кредитодатель (банк 1) по заключенному договору факторинга уступил фактору (банку 2) все денежные требования к кредитополучателю из кредитного договора.

Наделен ли банк 2 (фактор) правом предоставить согласие (отказать в его предоставлении) на досрочный возврат кредита?

В соответствии со ст. 137 Банковского кодекса (далее – БК) по кредитному договору банк или небанковская кредитно-финансовая организация (кредитодатель) обязуются предоставить денежные средства (кредит) другому лицу (кредитополучателю) в размере и на условиях, определенных договором, а кредитополучатель обязуется возвратить (погасить) кредит и уплатить проценты за пользование им. Частью 1 ст. 143 БК установлено, что кредит может быть возвращен (погашен) досрочно на условиях, предусмотренных кредитным договором. В случае, если кредитным договором не предусмотрена возможность досрочного воз­врата (погашения) кредита, такой кредит может быть возвращен (погашен) досрочно только с согласия кредитодателя.

Согласно п. 22 Инструкции о порядке предоставления (размещения) банками денежных средств в форме кредита и их возврата, утв. постановлением Правления Нацбанка от 30.12.2003 № 226, банк вправе уступить требования к кредитополучателю другому юридическому лицу, в т.ч. банку, заключив с ним в соответствии с законодательством Беларуси договор об уступке требований.

В силу ч. 14 п. 1 раздела «Основания уступки требования, перевода долга» обзора судебной практики рассмотрения споров, возникающих в связи с уступкой требования (цессией) и переводом долга, одобренного постановлением Президиума ВХС от 21.04.2001 № 7 «Об обзоре судебной практики рассмотрения споров, возникающих в связи с уступкой требования (цессией) и переводом долга», договор факторинга представляет собой частный случай уступки требования.

Частью 1 ст. 153 БК определено, что по договору финансирования под уступку денежного требования одна сторона (фактор) – банк или небанковская кредитно-финансовая организация обязуется другой стороне (кредитору) вступить в денежное обязательство между кредитором и должником на стороне кредитора путем выплаты кредитору суммы денежного обязательства должника с дисконтом. Под дисконтом понимается разница между суммой денежного обязательства должника и суммой, выплачиваемой фактором кредитору.

В момент заключения договора факторинга происходит перемена лиц в обязательстве: на место первоначального кредитора (банк 1) становится новый кредитор (банк 2), который вправе требовать исполнения уступленного денежного обязательства в свою пользу. Само обязательство в связи с заключением договора факторинга не изменяется.

Таким образом, в рассматриваемом случае условия кредитного договора, в том числе не предусматривающие возможность досрочного возврата (погашения) кредита, сохраняют свою силу.

Полагаем, что норма ст. 143 БК, согласно которой на досрочный возврат (погашение) кредита требуется согласие кредитодателя, должна толковаться широко и под кредитодателем следует понимать не только банк, непосредственно выдавший кредит кредитополучателю, но и кредитора в обязательстве (в рассматри­ваемом случае фактора). Данный вывод следует из того, что именно надлежащий кредитор (фактор) заинтересован в получении максимального дохода от пользования кредитополучателем суммой кредита за счет начисления процентов за пользование им до обусловленного кредитным договором срока погашения (возврата) кредита (ч. 7 ст. 145 БК).

Ответ: Да, наделен.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений