Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №38(2732) от 24.05.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.205
EUR:
3.4758
RUB:
3.5495
Золото:
248.12
Серебро:
3.28
Платина:
108.5
Палладий:
103.46
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Совместное участие в госзакупках: новые возможности для бизнеса

Фото: freepik.com

Вскоре у субъектов хозяйствования появится новая возможность – совместная подача предложения для участия в процедуре госзакупки. Это связано с изменениями, внесенными в Закон от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – Закон № 419-З). О том, в каких случаях такая возможность будет востребована бизнесом, как к ней подготовиться и правильно ею воспользоваться, обсудили с советником GRATA International, Belarus Наталией ЖУК и юристом этой компании Юлией СТЕФАНОВИЧ.

– На ваш взгляд, когда представителям бизнеса будет выгодно участвовать в процедуре закупки совместно?

Наталия Жук (Н.Ж.): Полагаю, совместная подача предложения для участия в госзакупках будет актуальна в первую очередь при заключении смешанных договоров, к примеру, предусматривающих поставку оборудования, его монтаж и последующее гарантийное обслуживание. Это позволит субъектам хозяйствования, осуществляющим разные виды деятельности, объединять свои усилия для участия в госзакупках и последующего исполнения обязанностей по таким договорам.

Справочно: изменения в Закон № 419-З внесены Законом от 31.01.2024 № 354-З. Новые нормы, регулирующие совместное участие в госзакупках (п.п. 3 и 4 ст. 16 Закона № 419-З), вступают в силу с 4 августа 2024 г.

– В каких случаях допускается совместное участие в госзакупках? Есть ли ограничения по кругу субъектов, которые могут воспользоваться таким правом?

Юлия Стефанович (2).jpg
        Юлия Стефанович

Юлия Стефанович (Ю.С.): Совместное участие юридических и (или) физических лиц, в т.ч. ИП, в процедуре госзакупки допускается, во-первых, если это предусмотрено законодательными актами. Например, уже сегодня такая возможность существует у участников холдинга согласно подп. 5.3 п. 5 Указа от 07.10.2021 № 385 «О создании и деятельности холдингов».

Во-вторых, право совместного участия сможет устанавливать сам заказчик в документах, предоставляемых для подготовки предложения, либо в своем решении о проведении процедуры закупки из одного источника. В этих случаях договором (его проектом), заключаемым по результатам процедуры госзакупки, не должна быть предусмотрена выплата аванса.

Круг субъектов, которые могут участвовать в госзакупках совместно, законодательство не ограничивает. Но потенциальные участники должны соблюсти определенные условия.

Прежде всего им необходимо заключить соглашение о совместном участии в процедуре государственной закупки (далее – соглашение). Такое соглашение заключается для целей участия в конкретной процедуре и предоставляется в составе предложения в случаях проведения конкурентных процедур, а при закупке из одного источника – до заключения договора.

Кроме того, совместно участвующие в процедуре лица должны соответствовать требованиям, предъявляемым к участникам госзакупки, а также дополнительным требованиям к ним, если таковые установлены. В п. 4 ст. 16 Закона № 419-З посредством отсылочных норм указано, каким требованиям должен отвечать каждый из совместных участников, а каким – хотя бы один из них. Например, налоговой задолженности не должно быть у всех партнеров по участию в процедуре, а правом на реализацию товаров под определенным товарным знаком достаточно обладать одному из них.

– Как при совместном участии будет подаваться предложение?

Н.Ж.: Предложение от имени совместно участвующих в процедуре госзакупки лиц будет подаваться одним из таких участников. Кому из партнеров доверят эту роль, следует определить в соглашении.

При подаче совместного предложения в нем должны быть указаны наименование всех юрлиц и/или фамилия, собственное имя, отчество всех физлиц (ИП), совместно участвующих в процедуре, их права и обязанности в связи с исполнением договора. Если проводится закупка из одного источника, такая информация должна быть предоставлена до заключения договора.

– Как будет проверяться соответствие совместных участников установленным требованиям?

ЖУК Наталия (3).jpg
             Наталия Жук

Н.Ж.: Порядок подтверждения соответствия основным требованиям такой же, как и при единоличном участии. В большинстве случаев такое соответствие подтверждается заявлением участника, по ряду требований – путем проверки заказчиком (организатором) или оператором электронной торговой площадки необходимых сведений на официальных интернет-ресурсах госорганов. Соответствие же дополнительным требованиям будет подтверждаться в порядке, установленном Совмином.

Здесь важно понимать, что на соответствие требованиям будет проверяться каждое из лиц, совместно участвующих в процедуре госзакупки. Исключение составляют требования, которым должен отвечать хотя бы один из совместных участников. Одно из них уже упомянула моя коллега – это наличие правомочий на реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг) на территории Беларуси с использованием товарных знаков и знаков обслуживания в случае, если поставляются товары (выполняются работы, оказываются услуги) с использованием таких знаков. В двух других исключениях речь идет о наличии:

– аттестатов, лицензий и т.п., необходимых в силу законодательства при поставке определенных товаров (выполнении работ, оказании услуг), являющихся предметом закупки;

– исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением договора заказчик приобретает исключительные права на такие результаты (кроме заключения договора на создание объектов интеллектуальной собственности).

В этих трех случаях соответствие подтверждается заявлением участника.

– Как при совместном участии по результатам процедуры будет заключаться и исполняться договор? Как в него будут вноситься изменения?

Ю.С.: В такой ситуации договор заключается с участником, подавшим предложение (получившим предложение о заключении договора при закупке из одного источника), от имени всех лиц, совместно участвующих в процедуре госзакупки.

В п. 4, которым дополнена ст. 16 Закона № 419-З, закреплена норма о солидарной ответственности всех сторон соглашения о совместном участии по обязательствам, возникающим из договора, заключенного по результатам процедуры госзакупки. Следовательно, каждая сторона такого соглашения выступает солидарным должником перед заказчиком, а заказчик вправе требовать исполнения по заключенному договору как от всех должников совместно, так и от любого из них в отдельности, притом как полностью, так и в части долга (п. 1 ст. 304 ГК).

Отмечу, что в обновленном Законе № 419-З не определена правовая природа соглашения о совместном участии в процедуре госзакупки. Однако положения, которые должны в нем содержаться, делают его схожим с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности) в случае, когда его сторонами являются юрлица и (или) ИП.

Полагаю, что участники такого соглашения вправе распределить в нем между собой права, обязанности и ответственность, связанные не только с их совместным участием в процедуре госзакупки, но и с последующим исполнением заключенного ими с заказчиком договора. Это поможет устранить риски возникновения возможных разногласий между совместными участниками при исполнении ими обязательств по договору с заказчиком.

Что касается изменения договора, заключенного по результатам процедуры госзакупок с совместными участниками, то законодательство не предусматривает особого порядка внесения изменений в такие договоры. Поэтому их изменение будет осуществляться в общем порядке, предусмотренном для договоров госзакупки.

Нужно учесть и еще один нюанс. Если заключение договора именно с тем участником, который подал предложение (получил его при закупке из одного источника), в п. 4 ст. 16 Закона № 419-З прямо оговорено, то о полномочиях данного участника на внесение изменений в договор, заключенный совместными участниками, или его расторжение от имени всех партнеров в Законе № 419-З ничего не сказано. Следовательно, для осуществления ряда действий одним из совместных участников, связанных с изменением, исполнением или расторжением договора с заказчиком, полномочия такому участнику должны быть предоставлены в соответствии с нормами гражданского законодательства.

При этом новая редакция Закона № 419-З прямо не регулирует вопрос о том, необходимо ли всем совместным участникам выдать доверенность участнику, уполномоченному представлять их интересы при заключении договора по результатам процедуры госзакупки и т.д.

По нашему мнению, наличие таких доверенностей может потребоваться как минимум в случаях изменения или расторжения договора, заключенного с заказчиком. Это вытекает из п. 1 ст. 183 ГК, в силу которого полномочия на совершение сделки могут следовать из доверенности, законодательства либо акта уполномоченного на то государственного органа или органа местного управления и самоуправления.

– Что должны предпринять представители бизнеса, желающие воспользоваться в будущем возможностью совместного участия в госзакупках?

Н.Ж.: Законодатель не определил перечня действий, которые должные совершить субъекты хозяйствования до вступления в силу обсуждаемых изменений. Полагаю, организациям, регулярно проводящим государственные закупки, до 4 августа 2024 г. желательно преду­смотреть в документах, касающихся соответствующих процедур, случаи совместного участия в госзакупках.

В свою очередь, представителям бизнеса, которые видят перспективу совместного участия в процедурах, целесообразно провести переговоры с партнерами и подготовить форму соглашения о совместном участии для того, чтобы оперативно заключить такое соглашение при необходимости. Можно рекомендовать урегулировать в соглашении вопросы распределения прав, обязанностей и ответственности между совместными участниками не только при участии в процедуре госзакупки, но и в последующем при исполнении, изменении или расторжении договора, заключенного с заказчиком. Кроме того, стоит заранее решить вопрос о наделении одного из участников дополнительными полномочиями, помимо права заключения договора с заказчиком от имени остальных участников, и выдаче ему для этого доверенности.

Беседовала Вера САЗОНОВА

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by