Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Проблемы и решения
28.10.2003 12 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Владимир ШИМОВ, ректор БГЭУ:

"Иметь второе высшее экономическое образование в странах с рыночной экономикой очень выгодно и полезно"
"Иметь второе высшее экономическое образование в странах с рыночной экономикой очень выгодно и полезно"

В последние годы экономическое образование приобрело огромную популярность. О том, насколько оно отвечает реалиям жизни, о лучших традициях и новых подходах в подготовке экономистов в Белорусском государственном экономическом университете рассказывает его ректор профессор Владимир ШИМОВ.

-- Владимир Николаевич, БГЭУ является ведущим вузом Беларуси по подготовке специалистов экономического профиля для всех отраслей народного хозяйства. В чем проявляется координирующая роль университета?

-- На базе университета создано учебно-методическое объединение по экономическому образованию. В разные его комиссии входят представители экономических вузов и факультетов. Наша организующая функция состоит в согласовании учебных планов по всем специальностям и специализациям, а также в методическом обеспечении.

Подготовка научно-педагогических кадров не только для себя, но и для других экономических вузов страны -- тоже наша прерогатива. В БГЭУ есть все специализированные советы по защите кандидатских и докторских диссертаций. Имея неплохой потенциал в сфере коммуникативных технологий, в области создания локальных вычислительных сетей, через учебно-методическое объединение делимся с другими вузами своими наработками, сами заимствуем их опыт.

-- Стать "экономистом по диплому" не так уж и сложно. Однако основания претендовать на престижную должность и высокий заработок есть лишь у профессионала. А достичь такого уровня можно только получив качественное образование, отвечающее современным требованиям. В какой мере содержание учебных программ в БГЭУ соответствует реалиям нашей жизни?

-- Проблема привязанности вузовского образования к потребностям хозяйственной жизни существовала всегда. Просто разрыв этот в разные времена был разным. И сегодня многие преподаваемые в университете дисциплины действительно оторваны от реальных экономических процессов. Но нужно понимать и то, что глубокий анализ этих самых процессов возможен только на основе прочных знаний по экономической теории. Я считаю: теории никогда много не бывает. Бывает мало практики. И в этом направлении мы стремимся что-то делать. Со всеми ведущими министерствами и ведомствами университет заключил договоры, на основании которых направляем студентов на практику. Сейчас процесс формирования базовых предприятий и организаций почти завершен. Но этого недостаточно. Учебная практика -- еще не конкретная работа. Поэтому нас всегда можно справедливо критиковать за то, что мы не обеспечиваем в должной мере смычку между наукой и практикой.

Кроме того, по моему глубокому убеждению, нужно на всех экономических специальностях ввести такую дисциплину, как национальная экономика. В рамках данного интегрирующего курса должны рассматриваться в прикладном аспекте все ключевые проблемы белорусской экономики, фактическое состояние дел в ней. В таком случае выпускники окажутся более подготовленными к реалиям современной жизни.

-- Сегодня во всех государственных вузах открыты экономические специальности, организовано множество коммерческих институтов и филиалов. Поэтому часто можно слышать, что в стране перепроизводство экономистов. Возникают ли сложности с трудоустройством у выпускников БГЭУ? Какими преимуществами они обладают по сравнению со своими коллегами из других вузов?

-- На бирже труда наших выпускников вряд ли встретишь, за исключением, наверное, факультета международных экономических отношений. Имея престижное образование, зная три иностранных языка, они не идут на первую попавшуюся работу, а ищут возможность занять должность соответствующего уровня.

Большинство министерств и ведомств, крупнейших предприятий страны давно уже сделали выбор в пользу выпускников нашего университета. Что же касается каких-то преимуществ, я бы ни в коей мере не ориентировал на них молодых людей. Они вступают на очень конкурентный рынок труда и должны быть готовы к тому, что никто ничего им просто так не даст. Прошли те времена, когда ценился только диплом. Хотя диплом Белорусского государственного экономического университета и сейчас много значит. То, что ты окончил престижное, солидное учебное заведение, должно придавать уверенность. Но это единственное преимущество. Все остальное зависит от самого выпускника, так как любой диплом нужно постоянно подтверждать знаниями и умениями. Поэтому я бы посоветовал студентам с умом использовать отведенное для учебы время, максимально глубоко усвоить то, что им преподают.

-- Разделяете ли вы мнение о том, что подготовку экономистов на высоком профессиональном уровне обеспечит прежде всего переход к новым педагогическим технологиям, в основе которых не просто передача знаний студентам, а реализация парадигмы "научить обучаться"?

-- Да, действительно, применение подобной технологии просто необходимо. Чтобы обеспечить себе благосостояние, нужно всю жизнь учиться, пополнять запас знаний после окончания вуза. Если раньше специалисту за весь период работы достаточно было один-два раза пройти повышение квалификации, то теперь научно-технический прогресс стал настолько динамичным, что переподготовка необходима уже каждые 4--5 лет, а в некоторых сферах и чаще.

В наше время знания являются капиталом. Но приносит он дивиденды только в том случае, если эти знания постоянно обновляются.

-- Как обстоят в университете дела с кадрами? Привлекаете ли к преподаванию практиков высокого уровня, как это принято, скажем, в Высшей школе экономики в Москве?

-- На мой взгляд, профессорско-преподавательский состав в БГЭУ достаточно качественный. Такого количества докторов экономических наук нет ни в каком другом научно-исследовательском или учебном заведении страны.

Хотя в начале 90-х годов из университета "вымывались" лучшие кадры. Высшая школа была бюджетной, зарплата -- минимальная. Только в 1996г., когда государственным вузам было разрешено оказывать платные услуги, университет получил возможность повысить зарплату сотрудникам и постепенно начал восстанавливать кадровый потенциал.

Привлекаем к процессу обучения и практиков -- из Минэкономики, Минфина, Министерства по налогам и сборам, Минстата, Министерства труда и соцзащиты. С нами плодотворно сотрудничают главные бухгалтеры, начальники отделов крупных предприятий. Я считаю такой подход очень эффективным. Студенты получают интересующую их информацию из первых рук, узнают многие новинки от самих разработчиков нормативных документов. А в НИЭИ Минэкономики мы даже создали филиал кафедры.

-- Сейчас многие выпускники технических, педагогических вузов стремятся получить второе высшее экономическое образование. Чтобы удовлетворить их запросы, ученые БГЭУ разработали концепцию переподготовки экономических кадров. Насколько успешно она реализуется?

-- Иметь второе высшее экономическое образование в странах с рыночной экономикой очень выгодно и полезно. Многие люди на каком-то этапе своей жизни могут попробовать себя в бизнесе, заняться предпринимательством. А сделать это без специальных знаний достаточно сложно. Я думаю, спрос на экономическое образование будет превышать госзаказ.

БГЭУ предлагает получить второе высшее экономическое образование в Высшей школе управления и бизнеса (ВШУБ), Консалтторгцентре. Причем только на платной основе. Другого выхода нет. Высшая школа является очень капиталоемкой сферой, особенно если выпускать высококлассных специалистов, способных конкурировать на внутреннем и внешних рынках.

В Высшей школе управления и бизнеса мы готовим магистров МВА (Маstеr оf Вusinеss Аdminist-rаtiоn). Причем занимаемся этим достаточно фундаментально. Вначале мы получили проект от ТАСIS. Затем разработали типовые программы, которые соответствуют мировым стандартам. Партнером БГЭУ выступал Туринский университет. Вместе с итальянцами наши ученые подготовили модули учебников и учебных пособий по ключевым дисциплинам специализации. А преподаватели, прежде чем приступить к работе, проходили стажировку за границей. Теперь мы готовим магистров МВА на основе мировых учебных планов.

-- Внедрена ли в университете дистанционная система обучения? Может ли вытеснить она стационарную и заочную формы обучения?

-- Дистанционное обучение -- достаточно специфичная технология. В нашей республике она будет иметь ограниченную сферу применения по нескольким причинам. Во-первых, у нас "компактная" страна (радиус доступности до Минска максимум 300 километров), во-вторых, мы не имеем нужного рынка потребителей, так как население еще недостаточно обеспечено компьютерами. Да и каналы связи оставляют желать лучшего. И самое главное -- связь в режиме оn-linе не заменит живого общения преподавателя -- личности, профессионала -- со студентами. Поэтому в БГЭУ дистанционное обучение будет развиваться лишь фрагментарно, в основном для людей с ограниченными физическими возможностями.

В целом моя позиция, как и большинства преподавателей нашего университета, такова: дистанционное обучение -- это не альтернатива классическому образованию, а одна из форм обучения, не более того.

-- Какие меры вы считаете необходимыми для дальнейшего совершенствования экономического образования в республике в целом и в БГЭУ в частности?

-- Прежде всего нужно заботиться о высоком уровне профессорско-преподавательского состава, потому что именно это определяет качество образования. Подготовка специалистов высшей квалификации также немыслима без компьютерных технологий, которые должны соответствовать современным требованиям. Целесообразно сделать упор на практику, чтобы она ни в коем случае не была формальностью. Следует направить усилия и на совершенствование системы заочного обучения, обеспечить студентов-заочников учебными модулями, убрать пренебрежительное отношение к этой форме обучения. Но самое главное -- подготовку специалиста всегда надо совмещать с воспитанием личности и гражданина.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений