Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Консультации
06.02.2004 42 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Виктор КАМЕНКОВ: "Не бойтесь обращаться в суд, если чувствуете за собой правду!"

Субъекты хозяйственной деятельности правила игры для себя не выбирают. Они вынуждены работать на правовом поле экономики, которое по своей сложности и непредсказуемости для результатов дела напоминает порой поле минное. Предвидеть, преодолеть его бар...

Субъекты хозяйственной деятельности правила игры для себя не выбирают. Они вынуждены работать на правовом поле экономики, которое по своей сложности и непредсказуемости для результатов дела напоминает порой поле минное. Предвидеть, преодолеть его барьеры без потерь трудно, если вообще возможно. Ведь только 2002 год обрушил на плечи деловых людей почти четырехтысячный пакет законов, декретов, постановлений, ведомственных актов, не считая полусотни распоряжений местных органов власти. В прошлом году экспертную оценку прошло около пяти тысяч правовых нормативных проектов.
 
Весь этот не очень-то увязанный и согласованный между собой нормотворческий поток директорский и предпринимательский корпус обязан не просто принять к сведению, а накрепко усвоить и безошибочно применять на практике. Потому что цена ошибки -- нежелательный конфликт, потеря имущества, средств, а в результате -- судебный спор. Отсюда столь активный интерес читателей к прямой линии, которую провел 27 января Председатель Высшего Хозяйственного Суда Виктор КАМЕНКОВ. Сегодня мы публикуем его ответы.

Расчеты и долги

В прошедшем году наше предприятие несколько раз обращалось в хозяйственные суды Минской и Витебской областей о взыскании задолженности со своих должников и неустойки за поставленные товары. То есть рассмотрение таких дел большой сложности не представляет. Однако каждое из дел рассматривалось судами около двух месяцев, причем заседания назначались через 45--50 дней после нашего обращения с исками. Виктор Сергеевич, чем можно объяснить такие длительные сроки?

А.ПЕСКУНОВ, г.Минск

-- Прежде всего чрезмерной нагрузкой на судей. Сейчас штатная численность судей хозяйственных судов республики составляет 113 человек (вместе с руководителями судов). Такая численность сохраняется с 1998г. Она рассчитывалась исходя из существовавшей нагрузки на тот период, что позволяло рассматривать большинство дел в течение одного месяца. Начиная с 2001г. количество рассматриваемых хозяйственными судами дел стало резко увеличиваться. Если в 1999г. оно составило 12156 дел, то в 2001г. -- уже 21646 дел, в 2002г. -- 27279, в 2003г. -- 33800 (с учетом приказного производства). К примеру, среднемесячная нагрузка на судью в отдельных хозяйственных судах составила 47--58 дел. Этот показатель почти в два раза превышает допустимый уровень. Такое возрастание количества дел и сказывается на сроках их рассмотрения, поскольку нередко из-за плотного графика просто невозможно назначить слушание дела ранее чем через месяц, а то и полтора после поступления в суд искового заявления.

Проблема неплатежей негативно влияет на экономику страны. Насколько эффективен существующий механизм взыскания денежных средств с должников?

Д.МАРОЧКИН, г.Минск

-- Действительно, это чрезвычайно актуальный вопрос. В 2003г. количество обращений субъектов предпринимательской деятельности и государственных органов за защитой своих нарушенных прав и законных интересов в хозяйственные суды по сравнению с 2002г. увеличилось на 21% и составило 40475 заявлений.

Общая сумма заявленных к взысканию требований в прошедшем году по всем обращениям превысила один триллион рублей. Взыскано же более половины от этой суммы. Теперь судите сами об эффективности существующих механизмов взыскания денежных средств. Следует также сказать, что в бюджет перечислено более 17 млрд.руб. государственной пошлины.

Правомерным ли будет включение в договор уступки требования либо по аналогии в договор перевода долга пункта следующего содержания:
 
"В случае неисполнения Новым кредитором обязательств по оплате Первоначальному кредитору в сроки, предусмотренные настоящим договором, он считается утратившим силу. При этом право требования, переданного по настоящему договору, возвращается к Первоначальному кредитору";
 
"В случае неисполнения Новым должником обязательств по оплате Кредитору в сроки, предусмотренные настоящим договором, он считается утратившим силу. При этом обязательство по оплате, переданное по настоящему договору, возвращается к Первоначальному должнику"?

В.СИВОГРАК, г.Волковыск

-- Включение в договор уступки требования или договор перевода долга таких условий нельзя признать правомерным, поскольку в соответствии с гл.24 ГК в данном случае происходит перемена лиц в обязательстве и соответственно с передачей другому лицу прав кредитора (обязательств по погашению долга) прежний кредитор (должник) выбывает из обязательства.

Банкротство

В какой форме должно приниматься решение о проведении досудебного оздоровления руководителем организации, собственником имущества унитарного предприятия? В какой срок, предшествующий подаче в хозяйственный суд заявления об экономической несостоятельности (банкротстве), указанные меры могут применяться?

А.ТРОФИМЧУК, г.Минск

-- Решения о проведении досудебного оздоровления принимаются руководителем организации, собственником имущества унитарного предприятия, учредителями (участниками) юридического лица, государственными органами и организациями, местными исполнительными и распорядительными органами в соответствии с компетенцией соответствующих органов, принимающих такие решения, в форме, определенной положениями о таких органах. В частности, исполнительные комитеты принимают решения, министерства и ведомства издают приказы.

Частью первой ст.15 Закона от 2000-07-18г. "Об экономической несостоятельности (банкротстве)" (далее -- Закон) установлена обязанность учредителей (участников) должника -- юридического лица, собственника имущества должника -- унитарного предприятия, индивидуальных предпринимателей, государственных органов, местных исполнительных и распорядительных органов в пределах своей компетенции принимать своевременные меры по предупреждению банкротства.

В соответствии с положениями ст.259 Закона настоящий Закон вступил в силу через шесть месяцев после его официального опубликования, то есть 2001-02-12г. Соответственно меры по досудебному оздоровление должны были применяться с указанной даты 2001г.

Применительно к нормам Указа Президента от 2003-11-12г. "О некоторых вопросах применения законодательства об экономической несостоятельности (банкротства)" (далее -- Указ), которые в отношении мер досудебного оздоровления вступили в силу с 2004-11-29г., следует обратить внимание на то, что хозяйственный суд по ходатайству должника, органов, принявших решение о проведении досудебного оздоровления, вправе установить защитный период сроком до трех лет в целях завершения досудебного оздоровления.

Если досудебное оздоровление не завершено до возбуждения дела об экономической несостоятельности (банкротстве), перечень необходимых мер по восстановлению платежеспособности должника, предлагаемых собственником имущества должника -- унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника, местными исполнительными и распорядительными органами, республиканскими органами государственного управления, государственными органами и организациями, включается в план завершения досудебного оздоровления в защитном периоде, который утверждается хозяйственным судом.

Распространяется ли норма подп.1.7 п.1 Указа, предусматривающая, что размер штрафа (пени), налагаемого за неуплату, несвоевременную уплату налогов, сборов, пошлин и иных платежей в бюджет организациями, имеющими долю государственной собственности в уставном фонде, в период принятия мер по предупреждению банкротства, не может превышать суммы задолженности по названным платежам на период досудебной процедуры, или она касается только стадии защитного периода? Каковы должны быть действия хозяйственного суда, если он установит превышение вышеуказанных размеров?

А.ТРОФИМЧУК, г.Минск

-- Положениями подп.1.7 п.1 Указа однозначно установлено, что ограничение размера штрафа (пени) применяется с момента вынесения решения о принятии мер по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства) независимо от того, возбуждено дело о банкротстве или нет.

Установление превышения вышеуказанных размеров возлагается на управляющего, в обязанности которого входит определение задолженности перед кредиторами, в том числе и по обязательствам перед бюджетом.

Таким образом, если управляющий на стадии защитного периода обнаружит, что исчисленный и предъявленный к взысканию размер штрафа (пени) превышает суммы задолженности по обязательным платежам в бюджет, то он вправе оспорить размер таких экономических санкций в судебном порядке.

Если хозяйственный суд установит, что размер экономических санкций превышает размер подлежащих уплате сумм налогов (сборов), то он вправе обязать управляющего внести соответствующие изменения в реестр требований кредиторов.

Производится ли вне очереди уплата налогов и иных обязательных платежей в бюджет, исчисленных на стадии конкурсного производства в период до вступления в силу Указа?

О.КРИВОШЕЯ, г.Орша

-- Вне очереди уплачиваются налоги и иные обязательные платежи в бюджет, возникшие после открытия конкурсного производства, с даты вступления в силу Указа (т.е. с 2003-11-29г.)

В 1999г. решением хозяйственного суда с ООО в пользу ОАО взыскана задолженность по оплате по договору подряда. Приказ хозяйственного суда возвращен ОАО без исполнения в связи с отсутствием имущества и неосуществлением должником хозяйственной деятельности. В 2000г. исполкомом создана ликвидационная комиссия ООО. Однако ООО до настоящего времени не ликвидировано как субъект хозяйствования и не исключено из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. По сообщению ликвидационной комиссии, ведется розыск учредителей ООО. Может ли ОАО обратиться в хозяйственный суд с заявлением о банкротстве ООО? Возможна ли в этом случае субсидиарная ответственность учредителей ООО?

ОАО "Мозырский нефтеперерабатывающий завод"

-- Поскольку ликвидационная комиссия не рассчиталась со всеми кредиторами, любой кредитор при условии соблюдения требований подп.1.11 п.1 Указа Президента вправе обратиться с заявлением о банкротстве ликвидируемого должника. С таким заявлением может также обратиться и сам должник в лице ликвидационной комиссии. Вопрос об ответственности учредителей может быть также поставлен после возбуждения дела о банкротстве. Однако привлечение к субсидиарной ответственности учредителей зависит от фактических обстоятельств, повлекших банкротство, и на этот вопрос может ответить только суд при рассмотрении соответствующего иска.

Хозяйственный суд назначил ликвидационное производство УП. На момент возбуждения ликвидационного производства оставшегося имущества УП было достаточно для погашения всех заявленных требований кредитора. Однако управляющий затянул процесс реализации оставшегося имущества, и в настоящее время имущества достаточно для погашения 1-й и 2-й очереди, а остальные средства потрачены на возмещение расходов управляющего и на его заработную плату. Может ли кредитор 5-й очереди обратиться в хозяйственный суд с требованием о возмещении ущерба в сумме заявленных требований в соответствии со ст.83 Закона "Об экономической несостоятельности (банкротстве)", где сказано: "Управляющий обязан за счет своего имущества возместить кредиторам или должнику имущественный ущерб, причиненный по вине управляющего"?

Г.ЧУДАКОВ, г.Гомель

-- Статья 83 Закона "Об экономической несостоятельности (банкротстве)" предусматривает возможность для кредиторов возместить причиненный управляющим ущерб за счет имущества управляющего, в том числе и путем предъявления иска. Вместе с тем продолжительность ликвидационного производства и выплата вознаграждения управляющему за время осуществления функций управляющего не может однозначно квалифицироваться как причинение имущественного ущерба кредиторам.

Собственность

В случае продажи предприятия как имущественного комплекса в соответствии с правилами, установленными параграфом 8 гл.30 ГК, переходят ли к новому покупателю (собственнику) все права и обязанности проданного предприятия, в том числе на имущество и денежные средства, находящиеся у третьих лиц?

В.ЛЕЩИК

-- В соответствии с действующим законодательством (ст.ст. 530--537 ГК) предметом договора продажи предприятия является предприятие как имущественный комплекс, а не как юридическое лицо.

Продажа юридического лица действующим законодательством не предусмотрена, т.е. к новому собственнику предприятия переходит только право собственности на предприятие как имущественный комплекс, но не переходит право собственности на юридическое лицо.

Поскольку гражданской правоспособностью согласно ст.45 ГК обладает именно юридическое лицо, то к новому собственнику имущественного комплекса права и обязанности юридического лица не переходят. Вместе с тем окончательно вопрос может быть разрешен только при рассмотрении дела в суде.

Имеет ли общественное объединение основание для признания права собственности на здания, переданные ему решением горисполкома в 1963г. и которыми оно добросовестно владеет, руководствуясь ст.235 ГК о приобретательной давности?

А.ГУРИНОВИЧ, г.Минск

-- Признание права собственности на здание может быть осуществлено посредством заявления соответствующего иска в хозяйственный суд.

Таким образом, оценка указанных вами оснований будет сделана судом при рассмотрении спора по существу с изучением всех обстоятельств дела.

Имеет ли право сотрудник организации использовать личное имущество на рабочем месте с согласия администрации? Имеют ли контролирующие органы полномочия требовать оприходования такого имущества и налагать штрафные санкции на организацию за неуплату налогов на имущество?

А.КУЗЬМИЧ, г.Минск

-- Законодательство не содержит прямого запрета на использование личного имущества в деятельности, не связанной с получением доходов или извлечением прибыли.

Однако в процессе проверки и анализа финансово-хозяйственной деятельности организации могут возникнуть некоторые проблемы правового характера.

С одной стороны, для собственника, который имеет право свободного владения, распоряжения и использования своего имущества на цели, не запрещенные законодательством, нет ни материальных, ни процессуальных оснований ограничения этого права.

С другой стороны, все имущество организации, принадлежащее ей на праве собственности либо на ином законном праве и используемое для целей организации, подлежит соответствующему учету в финансово-хозяйственной документации и является объектом проверки.

При этом следует иметь в виду, что согласно Закону "О бухгалтерском учете и отчетности" для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств.

По всей видимости, вторая часть вопроса носит спорный характер и может быть предметом судебного разбирательства.

Исходя из содержания изложенной проблемной ситуации вытекает, что контролирующими органами была проведена проверка финансово-хозяйственной деятельности организации, в результате которой были выявлены нарушения налогового законодательства и применены экономические санкции.

Оценка правомерности действий контролирующих органов может быть дана только при рассмотрении спора по существу с изучением всех обстоятельств дела.

Налоги

Прошу разъяснить порядок обжалования решений инспекций Министерства по налогам и сборам?

М.ЖОЛНЕРОВИЧ, г.Брест

-- Если предприятию вменяется в вину нарушение налогового законодательства, то необходимо иметь в виду, что ст.85 Общей части Налогового кодекса, вступившей в действие с 1.01.2004г., установлено, что каждый плательщик имеет право обжаловать решения налоговых органов, действия (бездействие) их должностных лиц, если он полагает, что такие решения или действия (бездействие) приняты или произведены с нарушением положений, установленных налоговым или иным законодательством, либо нарушают его права. Такие решения, действия (бездействие) в силу ст.86 упомянутого Кодекса могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу и (или) в хозяйственный суд. При этом подача жалобы вышестоящему налоговому органу или вышестоящему должностному лицу не исключает подачу жалобы в хозяйственный суд.

Каков порядок налогообложения доходов иностранных граждан, в частности граждан России и лиц без гражданства?

А.ЯКОВЛЕВА, бухгалтер предприятия "Лукойл-Белоруссия"

-- В соответствии с Законом "О подоходном налоге с физических лиц" различается порядок обложения данным налогом иностранных граждан и лиц без гражданства, которые постоянно находятся на территории Республики Беларусь и которые к таковым не относятся.

Согласно ст.1 Закона к первой категории относятся иностранные граждане и лица без гражданства, которые находятся на территории Республики Беларусь более 183 дней в году. Соответственно ко второй категории относятся иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории Беларуси не более 183 дней в году.

Налогообложение иностранных граждан и лиц без гражданства первой категории осуществляется в общем порядке, то есть как и граждан Республики Беларусь (ст.12 Закона). Доходы иностранных граждан и лиц без гражданства, которые постоянно не находятся на территории Беларуси, облагаются в соответствии со ст.13 Закона по ставке 20%, они не пользуются льготами, предоставленными гражданам Республики Беларусь (за исключением доходов в виде дарения от близких родственников и других подарков в установленном размере, доходов от банковских вкладов). Исключение составляют доходы, получаемые по трудовым договорам, которые облагаются подоходным налогом в таком же порядке, что и такие же доходы граждан Республики Беларусь.

Объектом налогообложения является доход, получаемый от источников в Республике Беларусь. Поэтому нахождение иностранных граждан (лиц без гражданства) в момент получения доходов на территории Республики Беларусь не является обязательным условием для налогообложения таких доходов.

При определении порядка обложения подоходным налогом полученных на территории Республики Беларусь доходов гражданами России кроме Закона РБ "О подоходном налоге с физических лиц" необходимо также руководствоваться Соглашением между правительством Республики Беларусь и правительством Российской Федерации об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество (ратифицировано Верховным Советом Республики Беларусь 25.04.1996г.).

Грузоперевозки

Является ли основанием для конфискации груза по подп.1.9 Указа Президента от 2002-01-16г. N 40 "О дополнительных мерах по регулированию экономических отношений" отсутствие у перевозчика товарно-транспортной накладной международного образца "СМR" в случаях: -- груз транспортируется резидентом Республики Беларусь в Российскую Федерацию по товарно-транспортной накладной формы ТTН-1; -- груз транспортируется резидентом Российской Федерации в Республику Беларусь по товарно-транспортной накладной формы 1-T?

Н.ЗУБЕНЯ, председатель хозяйственного суда Витебской области

-- Порядок осуществления международной перевозки грузов определен Правилами автомобильных перевозок грузов (далее -- Правила), утвержденными постановлением Минтранса от 1.07.2002г. N 20.

В соответствии с п.361 Правил при международной автомобильной перевозке грузов оформляется товарно-транспортная накладная международного образца (далее -- товарно-транспортная накладная "СМR"), которая составляется не менее чем в трех экземплярах и подписывается грузоотправителем и перевозчиком.

При перевозке грузов автомобильным транспортом в страны, с компетентными органами которых имеется договоренность о возможности применения товарно-транспортной накладной немеждународного образца, вместо товарно-транспортной накладной "СМR" может оформляться товарно-транспортная накладная, применяемая для внутриреспубликанских автомобильных перевозок.

Между компетентными органами Республики Беларусь и Российской Федерации подобное соглашение отсутствует.

Таким образом, транспортировка перевозчиком груза из Республики Беларусь в Российскую Федерацию, равно как и транспортировка груза из Российской Федерации в Республику Беларусь, должна оформляться товарно-транспортной накладной установленной формы, в данном случае международной товарно-транспортной накладной "СМR".

В соответствии с пунктами 24 и 86 Правил грузоотправитель (экспедитор) не должен предъявлять, а перевозчик -- принимать груз к перевозке, если грузы товарного характера не оформлены товарно-транспортными накладными.

Надо полагать, имеются в виду накладные установленной в определенных случаях формы. Данное обстоятельство подтверждается Правилами организации безопасной перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом, утвержденными постановлением Минтранса от 2002-07-19г. N 22. В соответствии с п.20 данных Правил водитель, управляющий автомобильным транспортным средством при перевозке грузов в международном сообщении, должен иметь при себе среди прочих документов товарно-транспортную накладную (СМR).

Следовательно, нарушение этого требования образует состав правонарушения, предусмотренного подп.1.9 Указа П резидента от 2002-01-16г. N 40 "О дополнительных мерах по регулированию экономических отношений", -- транспортировка товаров в нарушение установленного законодательством порядка (без наличия требуемых в предусмотренных законодательством случаях документов, сопроводительных документов), что влечет конфискацию товаров.

Таможня

Подлежит ли взысканию таможенная пошлина за вещи, изъятые при попытке ввоза в Республику Беларусь физическим лицом, в данном случае моей супругой, вследствие их недекларирования? Если да, то на основании какого нормативного правового акта? Если же нет, то как добиться рассмотрения дела по существу?

В.ШВАБ, г.Лида

-- Выезд в зону таможенного оформления означает перемещение (ввоз) товара через таможенную границу Республики Беларусь.

Статья 26 Таможенного кодекса говорит о том, что товары подлежат таможенному оформлению на условиях, установленных ст.ст.126, 168 Кодекса.

Невыполнение или ненадлежащее выполнение вашей супругой как декларантом обязанности декларировать товары в соответствии с установленным порядком влечет административную ответственность декларанта на основании ст.224 Таможенного кодекса. Административное таможенное нарушение повлекло вынесение судом общей юрисдикции решения о конфискации незадекларированного товара (ст.193^9 Кодекса об административных правонарушениях).

При декларировании товара подлежала уплате пошлина при заявлении режима выпуска для свободного обращения в силу Указа Президента РБ от 2002-02-20г. N 57.

Полагаю, что поскольку конфискация товара не освобождала вашу супругу от уплаты таможенных пошлин в силу ч.7 ст.236 Таможенного кодекса, суд Лидского района и г.Лиды и принял также решение о взыскании таможенной пошлины, не уплаченной при ввозе товаров.

Так как в качестве нарушителя таможенного законодательства выступала ваша жена, за ней остается право обжаловать вынесенные судебные акты должностным лицам Верховного суда РБ.

Почему таможенными органами при оформлении документов на ввоз медикаментов для классификации товаров по кодам ТН ВЭД не принимается во внимание, что они являются лекарственными средствами и зарегистрированы в Государственном реестре лекарственных средств? Распространяются ли действия постановлений ГТК по классификации товаров на лекарственные средства, ввезенные до принятия постановлений и вступления их в силу?

З.ФИЛИППЕНКО, г.Витебск

-- В силу ст.ст.216, 217 Таможенного кодекса ведение Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности осуществляют таможенные органы Республики Беларусь и их решения носят обязательный характер для применения в таможенном деле. Решения других органов, и в частности Минздрава, не используются в таможенных целях.

Если классификация товара впоследствии будет изменена постановлением ГТК, то ранее установленная классификация на определенный товар действует до момента введения в действие постановления о новой классификации товара.

В декабре 2001г. иностранное предприятие -- резидент РБ -- ввезло на территорию Республики Беларусь в режиме временного ввоза по договору аренды подвижной состав. В связи с тем, что срок временного ввоза по указанным транспортным средствам заканчивался в декабре 2003г., было принято решение о продлении режима временного ввоза на два месяца, при этом ИП уплатило таможенные платежи в соответствии с постановлением ГТК от 2003-05-19г. N 44. В момент регистрации ИП в 2001г. действовало постановление Совмина от 29.09.1997г. N 1280 "Об освобождении временно ввозимых товаров от обложения таможенными пошлинами и налогами", согласно которому транспортные средства, ввозимые резидентами РБ в режиме временного ввоза на территорию Беларуси, полностью освобождались от обложения таможенными пошлинами и налогами. Какими нормативными документами следует руководствоваться при продлении режима временного ввоза и распространяется ли действие ст.79 Инвестиционного кодекса РБ на иностранное предприятие в данном случае?

А.ИЛЬИНА, директор ИП "БВТ-Транс", г.Минск

-- Продление режима временного ввоза (вывоза) товаров регулируется ст.71 Таможенного кодекса, постановлением ГТК от 8.04.2002г. N 22, которым утверждены Положение о таможенном регулировании временного ввоза (вывоза) товаров и Инструкция о порядке заполнения и регистрации заявления о снятии с таможенного контроля товаров, заявленных в таможенном режиме временного ввоза (вывоза) товаров.

При этом уплата таможенных пошлин и налогов при продлении срока временного ввоза товаров регламентируется постановлением ГТК от 2003-05-19г. N 44.

После того, как постановление Совмина от 29.09.1997г. N 1280 с 2003-05-26г. утратило силу, могло иметь место не полное, а лишь частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов.

Статья 79 Инвестиционного кодекса (далее -- ИК) гласит, что законодательство, действовавшее на день регистрации коммерческой организации с иностранными инвестициями, применяется в течение 5 лет, если впоследствии акты законодательства возлагают на эти организации дополнительные или увеличенные в сравнении с ранее существовавшими обязанности или они ограничиваются в правах либо лишаются имевшихся прав.

Отмена льгот по уплате таможенных платежей никоим образом не нарушает прав иностранных инвесторов, т.к. эти преференции не подпадают под действие ч.2 ст.79 ИК.

Статью 79 ИК необходимо соотносить со ст.91 "Налогообложение, льготы по налоговым и таможенным платежам", где сказано о льготах по таможенным платежам для коммерческих организаций с иностранными инвестициями, установленных для юридических лиц Республики Беларусь. В силу ч.3 этой статьи действие ст.79 ИК в данном случае на ваше предприятие не распространяется.

Социальное страхование

Моим видом деятельности как индивидуального предпринимателя является розничная торговля в магазинах и на рынках. Однако я осуществлял только розничную торговлю в магазине и уплачивал установленные страховые взносы. Я приостановил свою деятельность, но Фонд социальной защиты требует дальнейшей уплаты взносов, поскольку в свидетельстве о государственной регистрации записано осуществление и розничной торговли на рынках, которую я вообще не осуществлял. Следует ли мне, Виктор Сергеевич, уплатить страховые взносы в Фонд социальной защиты в данном случае?

В.ПОПКО, индивидуальный предприниматель, г.Пружаны

-- В приведенном случае индивидуальный предприниматель подлежит обязательному социальному страхованию согласно ст.7 Закона "Об основах государственного социального страхования". В этой связи он обязан уплачивать страховые взносы.

Порядок и условия уплаты страховых взносов определены Положением об уплате обязательных страховых взносов и иных платежей, утвержденным Указом Президента от 5.06.2000г. N 318.

Пунктом 8-1 Положения предусмотрены случаи, когда индивидуальные предприниматели освобождаются от уплаты страховых взносов в периоды приостановления своей деятельности по уважительным причинам.

Обязанность предоставления в органы Фонда документов, подтверждающих временное неосуществление предпринимательской деятельности, возложена на плательщика.

Так, основанием к этому является и утрата права пользования основными средствами, в том числе помещениями (пунктами продажи), -- при представлении документов, подтверждающих это право.

Поскольку в свидетельстве о государственной регистрации указано и право осуществления розничной торговли на рынках, то плательщик обязан предоставить доказательства, в том числе и из ИМНС, что она не осуществлялась.

Следовательно, при представлении в органы Фонда документов, подтверждающих утрату права пользования помещением, используемым для осуществления деятельности, а также неосуществление деятельности на рынках, будет отсутствовать обязанность уплаты страховых взносов.

Законодательством определена категория индивидуальных предпринимателей, которые подпадают под государственное социальное страхование только при условии уплаты страховых взносов в добровольном порядке (ч.3 ст.7 Закона: достигшие пенсионного возраста, получающие пособия на детей). То есть индивидуальные предприниматели, не уплачивающие страховые взносы, не подлежат государственному социальному страхованию, а в этой связи не имеют права на включение этого периода для исчисления пенсии.

Обязанность индивидуальных предпринимателей по уплате страховых взносов не находится в зависимости от их права на получение пенсий.

Вопросы выплаты пенсий регулируются Законом о пенсионном обеспечении.

Таким образом, требование органа Фонда от индивидуального предпринимателя, подлежащего обязательному социальному страхованию, об уплате страховых взносов, когда им не представлены соответствующие документы в подтверждение об освобождении от этого, правомерно.

Пошлина

Необходимо ли представление в хозяйственный суд справки инспекции Министерства по налогам и сборам по г.Минску, подтверждающей уплату пошлины за рассмотрение искового заявления, в случае, если субъект хозяйствования, находящийся за пределами Республики Беларусь, оплатил ее в российских рублях или в украинских гривнах?

В.ГАТАЛЬСКИЙ, г.Минск

-- В соответствии с п.4 ст.126 Хозяйственного процессуального кодекса РБ (далее -- ХПК) хозяйственный суд вправе возвратить исковое заявление, если к нему не приложены документы, подтверждающие уплату государственной пошлины в установленном порядке и размере.

Пункт 7 Инструкции о порядке исчисления, взимания и зачисления в бюджет государственной пошлины, утвержденной постановлением ГНК от 2000-05-26г. N 47, устанавливает общий порядок оформления банками РБ платежных поручений при перечислении государственной пошлины, где платежный документ удостоверяется подписями должностных лиц, оттиском печати и пометкой кредитного учреждения о том, что государственная пошлина (с указанием суммы) зачислена в бюджет.

Исходя из положений ст.306 ХПК, иностранные и международные организации, иностранные граждане и лица без гражданства (далее -- иностранные лица) пользуются процессуальными правами и выполняют процессуальные обязанности, в том числе по оплате государственной пошлины и порядку подачи исковых заявлений в хозяйственные суды, наравне с организациями и гражданами Республики Беларусь, кроме случаев, установленных законодательством и международными договорами.

Пункт 1 ст.124 ХПК устанавливает, что истец к исковому заявлению должен приложить документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленном порядке и размере.

В связи с вышеизложенным иностранные лица при оплате государственной пошлины в российских рублях или в украинских гривнах за обращение с исковыми заявлениями в хозяйственные суды Республики Беларусь должны также предоставлять сведения о зачислении государственной пошлины в доход республиканского бюджета. Таким подтверждением является справка налогового органа, удостоверяющая фактическое зачисление государственной пошлины в республиканский бюджет.

Каким образом субъект предпринимательской деятельности (государственное предприятие, колхоз и т.д.) может реализовать свое право на судебную защиту нарушенных интересов при отсутствии средств на уплату госпошлины?

П.РЫМОРОВ, г.Гомель

-- По общему правилу инициатива в возбуждении дела принадлежит лицу, заинтересованному в защите своих прав и интересов. Однако закон допускает исключение из этого общего правила. Так, согласно части второй ст. 4 ХПК право на обращение в хозяйственный суд в защиту государственных и общественных интересов, а также интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и других лиц имеют прокурор, государственные или иные органы в случаях, предусмотренных законодательными актами.

Таким образом, субъект предпринимательской деятельности может обратиться к прокурору с ходатайством о предъявлении иска в хозяйственный суд в его интересах. При этом к ходатайству необходимо приложить документы банковского учреждения об отсутствии денежных средств на расчетных счетах и о наличии картотеки.

Истец обратился с иском в хозяйственный суд о взыскании задолженности по договору поставки. После возбуждения производства по делу ответчик уплатил долг истцу. Можно ли взыскать с ответчика расходы по госпошлине?

К.МИХЕЕВ, г.Борисов

-- По общему правилу ст.107 ХПК при отказе истца от иска понесенные им расходы ответчиком не возмещаются.

Однако если волеизъявление истца на отказ от иска является следствием добровольного удовлетворения исковых требований ответчиком, при наличии заявления истца о возмещении судебных расходов, хозяйственный суд в определении о прекращении производства по делу указывает о взыскании судебных расходов с ответчика в пользу истца.

В соответствии с п. 3 постановления Совета Министров от 2003-07-31г. N 1014 "О расчетах за мясную и молочную продукцию" в 2003 году сельскохозяйственные, заготовительные и перерабатывающие организации освобождались от уплаты госпошлины по искам в хозяйственные суды о взыскании задолженности, штрафных санкций и убытков, связанных с ненадлежащим исполнением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательств за поставленную им мясо-молочную продукцию, а также по кассационным и надзорным жалобам на судебные акты по данным делам. Будет ли предоставлена данная льгота по уплате госпошлины в 2004 году?

О.КОЗЛОВА, ОАО "Шкловский маслодельный завод"

-- Согласно ст.5 Закона "О государственной пошлине" (в редакции от 1.01.2004г.) Совет Министров вправе по согласованию с Президентом для отдельных категорий плательщиков устанавливать дополнительные льготы по госпошлине.

Если в 2003г. Совет Министров полномочен был предоставлять такие
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений