Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Правительство планирует изменить подходы к управлению госимуществом

Фото: neg.by

Глава государства, руководство Совмина и губернаторы обсудили два проекта нормативных правовых актов, один из которых касается изменения подходов к управлению имуществом, принадлежащим государству.

Основные предлагаемые новшества связаны с перераспределением полномочий между органами государственной власти в вопросах, связанных с отчуждением и управлением имуществом, находящимся в собственности государства.

Перераспределить полномочия, но не потерять контроль

Предложения Госкомимущества по перераспределению полномочий были оценены положительно, но обращено внимание на наличие фундаментальных вопросов, которые должны остаться в сфере полномочий Президента. Недавний пример: когда разрабатывались изменения в земельном законодательстве, полномочия по отдельным частным моментам были переданы местной исполнительной власти, однако вопросы выделения земель сельхозназначения и лесных массивов под застройку остались в сфере компетенций главы государства.

Еще один вопрос, на который обратил внимание А. Лукашенко, – риск потери контроля за процессом продажи имущества, принадлежащего государству, что может привести к появлению лазеек для коррупции и спекуляций. Кроме того, рассматривались новации, предложенные в отношении хозяйственных обществ и механизмов, преду­смотренных для вовлечения в оборот незадействованных площадей предприятий.

Председатель Госкомимущества Дмитрий Матусевич доложил, что проект указа устанавливает единые подходы к распоряжению госимуществом и имуществом хозяйственных обществ с долей государства. Он пояснил, что речь идет об объектах недвижимости, капитальных строениях, домах, производствах и т.д. В основу представленного проекта НПА легли положения предыдущего документа, регулирующего порядок управления и отчуждения государственного имущества, – Указ от 10.05.2019 № 169 «О распоряжении государственным имуществом», степень заимствования из которого составляет более 80%.

Те новации, которые предлагает Госкомимущество, призваны, прежде всего, упростить порядок распоряжения госимуществом с точки зрения вовлеченности в процесс различных государственных органов и их взаимодействия со всеми участниками процесса, включая арендаторов и потенциальных покупателей госимущества. По мнению ведомства, ответственного за распоряжение имуществом, принадлежащим государству, изменение подходов позволит активизировать работу по вовлечению неиспользуемого имущества в оборот.

Как отметил Дмитрий Матусевич, данные комитета свидетельствуют о снижении интереса к приобретению неиспользуемого госимущества. Несмотря на то, что ежегодно из государственной собственности выбывает от 1,2 тыс. до 1,8 тыс. объектов площадью до 1 млн кв. м, благодаря работе по выявлению и паспортизации объектов, работе с ветхими и пустующими домами, а также в связи с новым строительством объемы госимущества, которые остаются неиспользованными, не сокращаются. При этом спрос на объекты госсобственности снизился в 2020 г. на треть и пока не восстанавливается.

Остаются невостребованными 3,3 млн кв. м, или 2,7% от общего государственного недвижимого иму­щества. Даже если учесть, что основная часть таких сооружений является объектами сельхозназначения, социальной сферы, бывшими военными объектами, Госкомимущество считает, что совершенствование нормативной правовой базы позволит создать новые стимулы для вовлечения неиспользуемого имущества в хозяйственный оборот, что в свою очередь будет содействовать региональному развитию страны.

Предполагаемые изменения

В разработанном документе в целом сохраняются компетенции главы государства в отношении отчуждения и залога, передачи в доверительное управление предприятий, приобретения за счет средств республиканского бюджета недвижимого имущества и акций.

В числе новаций проект указа предполагает делегирование от Президента Совмину полномочий по принятию решений о передаче акций, долей в уставных фондах хозяйственных обществ из республиканской в коммунальную собственность. Как пояснил глава Госкомимущества, это позволит сделать более эффективным управление, т.к. все будет сконцентрировано в одних руках – либо у коммунальных предприятий, либо у республиканских. Ранее такие решения принимались главой государства – за последние 12 лет им было принято 61 решение по 860 таким случаям.

Д. Матусевич подчеркнул, что решения о передаче акций будут приниматься правительством путем согласования соответствующего проекта постановления со всеми заинтересованными, в т.ч. и с КГК. Это позволит сохранить определенный фильтр в принятии решений. 

Проект указа также содержит блок вопросов, связанных с передачей полномочий от Совмина государственным органам и организациям, – это вопросы по отчуждению недвижимого и движимого имущества и передаче его в залог. В 2021 г. были приняты решения по 236 таким объектам госсобственности. Глава государства не высказал возражений на этот счет, но предложил дополнить проект указа нормой о том, что министры смогут принимать решения об отчуждении имущества только по согласованию с местными органами власти.

Планируется внести изменения и в порядок определения позиции представителей государства в вопросах отчуждения недвижимого имущества. Госкомимущество предлагает увязать распределение полномочий со стоимостью продаваемых объектов и передать министрам решение по таким вопросам, если стоимость отчуждаемого недвижимого имущества превышает 10 тыс. базовых величин (БВ). Ранее на принятие такого решения уходил как минимум один квартал вне зависимости от стоимости продаваемого объекта. 

Отдельный блок проекта указа предполагает расширение полномочий местных советов депутатов в части вовлечения капитальных строений в хозяйственный оборот и возможности их продажи за 1 БВ. Как отметил Дмитрий Матусевич, две трети неиспользуемого имущества и так находятся в ведении местных властей. Сейчас за 1 БВ предлагается более 230 неиспользуемых объектов с обязательными условиями продажи. Но ажиотажного спроса нет. Всего же с 2015 г. продано 1,8 тыс. объектов. При этом покупатели часто допускают нарушение обязательных условий продажи. Были случаи, когда тех, кто приобрел имущество за одну БВ, штрафовали за невыполнение таких условий, а размер штрафа составлял 100% оценочной стоимости имущества.

В проекте НПА предлагается наделить местные советы депутатов полномочиями с тем, чтобы они могли сами определять обязательные условия продажи неиспользуемого коммунального имущества за 1 БВ, случаи его продажи по такой цене без условий либо передачу в безвозмездное пользование. Предусмотрено также их право освобождать полностью или частично покупателей от штрафных санкций за невыполнение условий продажи. По мнению председателя Госимущества, это позволит более эффективно балансировать интересы местных властей и потенциальных инвесторов. 

Органы местной власти будут привлечены и к вопросам выкупа арендаторами арендного имущества. Согласно проекту указа предусматривается возможность выкупа арендного имущества после трех лет добросовестной аренды по согласованию с местными органами власти.

***

Подведем итог

Представленный проект указа не содержит каких-то принципиально новых аспектов, касающихся распоряжения государственным имуществом. По сути, совершенствуются подходы, действовавшие и ранее. Предлагаемые меры, конечно, позволят повысить эффективность принимаемых решений с точки зрения затрачиваемых на них ресурсов, однако вряд ли этого будет достаточно, чтобы привлечь внимание инвесторов и активизировать процессы разгосударствления. 


Источник: БЕЛТА.
Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by