Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №54(2748) от 23.07.2024 Смотреть архивы


USD:
3.1549
EUR:
3.4348
RUB:
3.5835
Золото:
243.79
Серебро:
2.95
Платина:
97.88
Палладий:
93.22
Назад
Транспорт, логистика
31.01.2024 7 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

В какой срок автоперевозчики и диспетчеры такси должны подать сведения в Реестр перевозок

Фото: freepik.com

В Беларуси принят Указ от 25.01.2024 № 32 «Об автомобильных перевозках пассажиров», основной новацией которого является создание Реестра автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении. Без включения в этот государственный информационный ресурс ни службы такси, ни иные субъекты хозяйствования, перевозящие пассажиров автотранспортом по нерегулярным маршрутам, после 1 ноября 2024 г. работать не смогут.

Какие сведения войдут в реестр

О ключевых положениях Указа № 32 neg.by рассказывал еще на стадии обсуждения проекта этого акта. Все они вошли и в окончательный вариант документа, который, по сути, возродил государственное регулирование в сфере пассажирских автоперевозок в нерегулярном сообщении по внутриреспубликанским маршрутам, правда, в несколько ином варианте, нежели существовавшее до 2017 г. лицензирование.

Аргументируя ужесточение контроля над данной сферой, власти ссылались на многочисленные нарушения со стороны перевозчиков – от технических до налоговых – и необходимость обеспечить безопасность жизни и здоровья пассажиров.

В итоге Указом № 32 приостановлено действие нормы Декрета от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства», позволявшей заниматься нерегулярными пассажирскими автоперевозками в уведомительном порядке (п. 4 перечня видов экономической деятельности, о начале осуществления которых субъектом хозяйствования представляется уведомление в местный исполнительный и распорядительный орган, утв. этим Декретом).

Условием дальнейшей работы в рассматриваемой сфере становится включение в Реестр автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении (далее – реестр), в котором будут размещаться сведения:

– об автомобильных перевозчиках, осуществляющих автоперевозки пассажиров в нерегулярном сообщении, в т.ч. автомобилями-такси, включая самостоятельно выполняющих прием и передачу заказов на перевозку такси;

– о транспортных средствах (автобусах, легковых автомобилях, автомобилях-такси), используемых для оказания соответствующих услуг;

– о водителях этих транспортных средств;

– о диспетчерах автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении;

– о диспетчерах такси.

А иностранным компаниям, оказывающим услуги диспетчера автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении, диспетчера такси (далее – диспетчер), до включения в реестр необходимо будет создать белорусское юрлицо, основным видом деятельности которого является оказание соответствующих услуг.

Когда вступают в силу нормы Указа № 32

Отметим, что сам реестр еще не создан, при этом нормы Указа вступают в силу не одновременно, а поэтапно.

Так, с 28 января 2024 г. начали действовать положения этого акта, касающиеся организационных и финансовых вопросов создания реестра, а также наделяющие Транспортную инспекцию правом на безвозмездной основе запрашивать и получать без согласия физлиц информацию, содержащую персональные данные. Перечень входящих в реестр сведений, относящихся к персональным данным физических лиц, установлен приложением 2 к Указу № 32. Речь в нем о данных водителей, информация о которых войдет в реестр.

С 28 февраля 2024 г. вступает в силу подп. 2.4 п. 2 Указа № 32, допускающий работу иностранных диспетчеров в Беларуси только при условии создания здесь юрлица. То есть иностранные компании, у которых еще нет белорусской «дочки» и которые желают продолжить работу в нашей стране без необходимости ее приостановления, должны зарегистрировать в РБ юрлицо до 27 февраля 2024 г. включительно.

Реестр, исходя из положений Указа, должен заработать с 1 августа 2024 г. С этой даты вступают в силу нормы, устанавливающие:

● состав включаемых в реестр сведений;

● функции Транспортной инспекции по ведению реестра;

● основания для отказа во включении в реестр сведений;

● право автомобильных перевозчиков, диспетчеров обжаловать такой отказ в суде в месячный срок.

При этом в период с 1 августа по 31 октября 2024 г. включение сведений в реестр будет происходить бесплатно, а по окончании этого периода – при условии уплаты государственной пошлины. Ставки госпошлины содержатся в приложении к Указу № 32 и составляют:

– 2 базовые величины (БВ) за включение сведений о каждом транспортном средстве;

– 1 БВ – за каждого водителя;

– 100 БВ – с каждого диспетчера.

Обратим внимание: по истечении «бесплатного периода» госпошлина будет взиматься не только за первоначальное включение сведений в реестр, но и за внесение в них изменений. При этом диспетчеров и автоперевозчиков обязали своевременно вносить такие изменения и поддерживать сведения в актуальном состоянии. Размер госпошлины за изменение сведений: 1 БВ – за транспортное средство, 0,5 – за каждого водителя, 1 БВ – с диспетчера. 

С 1 ноября 2024 г. вступают в силу все прочие положения Указа № 32, которые, в частности:

● определяют основания для приостановления нахождения сведений в реестре (это различные нарушения) и условия возобновления нахождения в нем, а также основания для исключения из реестра сведений и срок, в который возможно повторно попасть в реестр после исключения из него (не ранее, чем через 6 месяцев);

● устанавливают обязанности автомобильных перевозчиков, диспетчеров и водителей, в т.ч.:

– обязанность перевозчика оснастить салоны автотранспорта техническими средствами видеофиксации перевозок, а также обеспечить хранение и передачу полученных данных в предусмотренном порядке;

– обязанность диспетчеров при организации и управлении технологическим процессом выполнения автоперевозок использовать только информационные системы и ресурсы, которые размещены на территории Беларуси и зарегистрированы в соответствующих госрегистрах, а также сведения о которых включены в реестр;

● вводят запрет на выполнение автомобильных перевозок пассажиров с использованием информационных систем и ресурсов, не размещенных на территории РБ и (или) не зарегистрированных в госрегистрах.

Отметим, что, хотя формально подп. 2.13 п. 2 Указа, содержащий требования о наличии в салоне средств видеофиксации и иные обязанности автоперевозчика, вступает в силу с 1 ноября, невыполнение этой нормы является основанием для отказа во включении сведений об автоперевозчике в реестр. Следовательно, работающие перевозчики, которые хотят успеть попасть в реестр бесплатно (напомним, это возможно до 31 октября), должны соответствовать указанным требованиям на момент подачи сведений.

Читайте нас в Telegram и Viber

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений