Таксистов и других «нерегулярных» перевозчиков пассажиров учтут в специальном реестре
В Беларуси хотят создать Реестр автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении. Такое предложение содержится в проекте указа, вынесенного на общественное обсуждение.
Проект указа разработал Минтранс. Целями документа заявлены обеспечение безопасности автомобильных перевозок пассажиров, создание условий для добросовестной конкуренции и повышения качества оказываемых населению услуг.
По мнению разработчиков, достичь этих целей поможет создание в Беларуси государственного информационного ресурса «Реестр автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении» (далее – реестр), вести который будет Транспортная инспекция Минтранса.
В реестр планируют включать сведения обо всех автомобильных перевозчиках, выполняющих пассажирские перевозки в нерегулярном сообщении, используемом ими автотранспорте (автобусах, легковых машинах, автомобилях-такси), водителях и диспетчерах, включая диспетчеров такси. Процедура эта не будет автоматической: чтобы попасть в реестр, перевозчики, их транспортные средства, водители, а также диспетчеры должны отвечать установленным требованиям.
В документе оговорены основания для отказа во включении в реестр, приостановления нахождения в нем и исключения из него.
Одновременно проект предусматривает, что диспетчеры смогут передавать заказы на перевозки только перевозчикам, сведения о которых внесены в реестр, а водители – принимать заказы лишь от включенных в него диспетчеров. Нахождение в реестре будет служить условием допуска к перевозкам и самих водителей.
Выполнять пассажирские перевозки в нерегулярном сообщении без включения в реестр будет запрещено. В КоАП может появиться статья, предусматривающая за нарушение этого запрета административную ответственность.
При этом диспетчеров и перевозчиков, самостоятельно принимающих заказы, хотят обязать:
– использовать исключительно информационные системы и ресурсы, размещенные на территории Беларуси и зарегистрированные в соответствующих государственных регистрах РБ;
– вести учет заказов по установленной форме и хранить эту информацию в течение 5 лет;
– предоставлять контролирующим органам и правоохранителям по их требованию безвозмездный круглосуточный доступ, включая удаленный, к вышеуказанной информации.
Еще одна новация касается иностранных компаний: они смогут оказывать в нашей стране услуги диспетчеров только при условии создания на территории РБ юридического лица.
Перевозчикам придется потратиться на оснащение салонов используемого автотранспорта средствами видеофиксации, данные с которых нужно будет хранить не менее месяца.
Нововведения затронут и договоры аренды (субаренды) транспортного средства с экипажем: при выполнении перевозок пассажиров арендатором автотранспорта по таким договорам смогут выступать только юридические лица и индивидуальные предприниматели.
Предполагается, что основные положения указа в случае его принятия вступят в силу с 1 января 2024 г. Поучаствовать в обсуждении проекта можно до 18 июня.