В Беларуси разрешили параллельный импорт критически важных товаров
Также узаконена возможность использовать зарубежные программное обеспечение, кино, музыку и телевизионный контент без согласия правообладателя.
На Национальном правовом интернет-портале обнародован
Закон от 03.01.2023 № 241-З «Об ограничении исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности» (далее – Закон), который легализует параллельный импорт. Ранее его принятие анонсировал
министр антимонопольного регулирования и торговли Алексей Богданов.
Решение проблемы критического импорта
Новый Закон разрешает ввозить в Беларусь и вводить на ее территории в гражданский оборот товары, в которых применены (содержатся, включены) объекты интеллектуальной собственности (ОИС), без согласия правообладателей из иностранных государств, в т.ч. совершающих недружественные действия. Цель – повысить устойчивость белорусской экономики, предотвратить дефицит на внутреннем рынке.
В Законе заложены следующие условия ввоза таких товаров:
1) они должны быть включены в перечни товаров (групп товаров), являющихся существенно важными для внутреннего рынка. Круг госорганов, уполномоченных составлять такие перечни, а также порядок их составления определит Совмин;
2) ранее товары (их группы) правомерно введены в гражданский оборот на территории любого государства непосредственно правообладателями ОИС, примененных (содержащихся) во ввозимых товарах, или иными лицами с их согласия (разрешения).
Последствия включения товаров в перечень критического импорта:
– использование ОИС, содержащихся в таких товарах, без согласия правообладателя не признается нарушением исключительных прав на эти объекты;
– соответствующие ОИС временно исключаются из национального таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности по решению ГТ;
– дальнейшее нахождение в обороте ввезенных в рамках разрешенного параллельного импорта товаров и использование содержащихся в них ОИС не будет расцениваться как нарушение исключительных прав и после прекращения действия соответствующих норм Закона.
Доступ к зарубежным ПО, кино и музыке
Новый Закон также создает возможность использовать без разрешения правообладателя или организации по коллективному управлению имущественными правами следующие ОИС:
– компьютерные программы;
– аудиовизуальные произведения, входящие в состав телепрограммы, редакцией которой является государственная организация, или используемые кинопрокатными, кинозрелищными организациями;
– музыкальные произведения;
– передачи организации вещания.
Условия реализации данной возможности:
1) правообладателями этих ОИС должны быть иностранные лица, которые связаны с иностранными государствами, совершающими недружественные действия, а также иные лица, находящиеся под контролем таких иностранных лиц. Под «связью» с иностранным государством в Законе понимается наличие гражданства такой страны, регистрация в ней, а также преимущественное ведение на ее территории хозяйственной деятельности или преимущественное извлечение прибыли от деятельности;
2) правообладатели запретили или не дали согласие использовать в Беларуси ОИС, ранее правомерно обнародованные на ее территории;
3) правообладатель соответствующего ПО, аудиовизуального и музыкального произведения, телепередачи включен в один из перечней, которые в дальнейшем сформируют уполномоченные Совмином госорганы;
4) за использование ОИС придется выплатить вознаграждение (если иное не допускается правообладателем либо законодательством) в размере, который установит Совмин. Вознаграждение зачислят на счет патентного органа до востребования. Если правообладатель в течение 3 лет не обратится за его получением, деньги перечислят в доход республиканского бюджета.
Использование ОИС по данной схеме не считается нарушением авторского права и смежных прав.
Основные положения Закона вступают в силу с 17 января 2023 г. При этом установлено, что нормы, предусматривающие возможность параллельного импорта и использования ОИС без согласия правообладателей, действуют до 31 декабря 2024 г.
Как будут составлять перечни товаров для параллельного импорта
Закон о параллельном импорте: условия применения и судебные перспективы