Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №33(2727) от 30.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2542
EUR:
3.4864
RUB:
3.4893
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Актуальный комментарий
21.12.2023 6 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

В Беларуси внедрят проактивный формат административных процедур

Фото: freepik.com

Это одна из новелл Закона «Об основах административных процедур», вступающих в силу через полгода. Принятые изменения в этот акт опубликованы на днях.

Больше исключений из сферы действия Закона…

В Законе от 28.10.2008 № 433-З «Об основах административных процедур» (далее – Закон) расширяется список исключений, на которые действие этого акта не распространяется. Так, дополнительно из-под действия Закона выведены деятельность, связанная со специфическими товарами (работами, услугами), и отношения, связанные с:

– использованием воздушного пространства Беларуси (за исключением строительства высотных сооружений), осуществлением деятельности в области авиации, обеспечением контроля за безопасностью полетов, авиационной безопасностью;

– изъятием и предоставлением земельных участков;

– обеспечением ядерной и радиационной безопасности при сооружении и эксплуатации БелАЭС;

– ликвидацией чрезвычайных ситуаций;

– сферой государственных секретов;

– госрегистрацией и ликвидацией (прекращением деятельности) юрлиц и ИП.

Кроме того, перечень исключений сделали открытым – иные случаи сможет устанавливать президент.

… и меньше бюрократии

Закон дополняется новыми принципами осуществления административных процедур. Один из них – соразмерность административной нагрузки. Он предполагает, что при подготовке проектов нормативных правовых актов чиновники должны оценивать обоснованность включения в них норм, содержащих дополнительные админпроцедуры или усложняющих уже существующие, а также прорабатывать возможность упрощения процедур.

Другой новый принцип – удобство осуществления административной процедуры, он обязывает обеспечивать максимально возможную простоту админпроцедуры посредством цифровизации и реализации принципа «одно окно».

Кроме того, в Закон вошла норма, запрещающая включать в перечни документов и (или) сведений, представляемых заинтересованными лицами, те документы и сведения, которые есть у уполномоченного органа либо могут быть запрошены им самостоятельно от других госорганов и организаций.

Перспектива повышения платы за процедуры

В Законе пересмотрена ст. 13, посвященная установлению платы за административные процедуры. Как и сейчас, она будет состоять из сбора (пошлины), размер которых определяется налоговым законодательством, и платы за услуги, оказываемые уполномоченным органом.

При этом размер платы за услуги, оказываемые при осуществлении административной процедуры в отношении граждан, кроме ИП, не может превышать экономически обоснованных затрат. А вот в плату за услуги при совершении админпроцедур в отношении юрлиц и ИП разрешили закладывать дополнительно рентабельность в пределах 10%.

Одновременно юрлицам и ИП предоставлено право запрашивать расчет экономически обоснованных затрат, подтверждающих уровень тарифов на услуги, оказываемые в рамках админпроцедуры.

Состав экономически обоснованных затрат предстоит определить Совмину.

Дальнейший перевод в «цифру»

Блок новых норм Закона посвящен цифровизации административных процедур и взаимодействию заинтересованных лиц с госорганами и госорганов между собой в электронном формате.

Полноценный перевод админпроцедур в электронный формат предполагает, что гражданин или субъект хозяйствования сможет не только подать заявление через единый портал электронных услуг (ЕПЭУ), но и тем же способом отозвать его, получить административное решение, подать (отозвать) административную жалобу. А уполномоченные органы, в свою очередь, смогут посредством ЕПЭУ уведомлять о принятом административном решении и использовать иные формы информационного взаимодействия с остальным госаппаратом.

Перечень административных процедур, которые будут доступны через ЕПЭУ, определит Совмин.

Также предусмотрено, что все процедуры для бизнеса включат в реестр административных процедур, который будет интегрирован с общегосударственной автоматизированной информационной системой (ОАИС). По каждой процедуре в реестре должны быть указаны ее суть, уполномоченный орган, его контакты и режим работы, перечень необходимых документов, реквизиты для внесения платы и прочая полезная информация.

Проактивный формат – подсказка от госорганов

Продолжением процесса цифровизации станет внедрение проактивного формата некоторых административных процедур. Суть его в том, что при наступлении жизненной ситуации (события), служащей основанием для осуществления админпроцедуры, уполномоченный орган может сам инициировать необходимые мероприятия для подготовки административного решения (например, направить запросы, получить на них ответы) и затем уведомить заинтересованное лицо о возможности обращения за осуществлением соответствующей процедуры.

Кроме того, если заявитель обратился по поводу одной админпроцедуры, а госорган видит, что есть основания для проведения в отношении того же лица других процедур, такому лицу предложат осуществить комплекс нужных процедур и получить комплекс административных решений.

Перечень административных процедур, выполняемых в проактивном формате, опять же установит Совмин.

Эти и другие изменения, внесенные Законом от 07.12.2023 № 314-З, вступают в силу с 17 июня 2024 г.

Читайте нас в Telegram и Viber

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений