В Беларуси внедрят проактивный формат административных процедур
Это одна из новелл Закона «Об основах административных процедур», вступающих в силу через полгода. Принятые изменения в этот акт опубликованы на днях.
Больше исключений из сферы действия Закона…
В Законе от 28.10.2008 № 433-З «Об основах административных процедур» (далее – Закон) расширяется список исключений, на которые действие этого акта не распространяется. Так, дополнительно из-под действия Закона выведены деятельность, связанная со специфическими товарами (работами, услугами), и отношения, связанные с:
– использованием воздушного пространства Беларуси (за исключением строительства высотных сооружений), осуществлением деятельности в области авиации, обеспечением контроля за безопасностью полетов, авиационной безопасностью;
– изъятием и предоставлением земельных участков;
– обеспечением ядерной и радиационной безопасности при сооружении и эксплуатации БелАЭС;
– ликвидацией чрезвычайных ситуаций;
– сферой государственных секретов;
– госрегистрацией и ликвидацией (прекращением деятельности) юрлиц и ИП.
Кроме того, перечень исключений сделали открытым – иные случаи сможет устанавливать президент.
… и меньше бюрократии
Закон дополняется новыми принципами осуществления административных процедур. Один из них – соразмерность административной нагрузки. Он предполагает, что при подготовке проектов нормативных правовых актов чиновники должны оценивать обоснованность включения в них норм, содержащих дополнительные админпроцедуры или усложняющих уже существующие, а также прорабатывать возможность упрощения процедур.
Другой новый принцип – удобство осуществления административной процедуры, он обязывает обеспечивать максимально возможную простоту админпроцедуры посредством цифровизации и реализации принципа «одно окно».
Кроме того, в Закон вошла норма, запрещающая включать в перечни документов и (или) сведений, представляемых заинтересованными лицами, те документы и сведения, которые есть у уполномоченного органа либо могут быть запрошены им самостоятельно от других госорганов и организаций.
Перспектива повышения платы за процедуры
В Законе пересмотрена ст. 13, посвященная установлению платы за административные процедуры. Как и сейчас, она будет состоять из сбора (пошлины), размер которых определяется налоговым законодательством, и платы за услуги, оказываемые уполномоченным органом.
При этом размер платы за услуги, оказываемые при осуществлении административной процедуры в отношении граждан, кроме ИП, не может превышать экономически обоснованных затрат. А вот в плату за услуги при совершении админпроцедур в отношении юрлиц и ИП разрешили закладывать дополнительно рентабельность в пределах 10%.
Одновременно юрлицам и ИП предоставлено право запрашивать расчет экономически обоснованных затрат, подтверждающих уровень тарифов на услуги, оказываемые в рамках админпроцедуры.
Состав экономически обоснованных затрат предстоит определить Совмину.
Дальнейший перевод в «цифру»
Блок новых норм Закона посвящен цифровизации административных процедур и взаимодействию заинтересованных лиц с госорганами и госорганов между собой в электронном формате.
Полноценный перевод админпроцедур в электронный формат предполагает, что гражданин или субъект хозяйствования сможет не только подать заявление через единый портал электронных услуг (ЕПЭУ), но и тем же способом отозвать его, получить административное решение, подать (отозвать) административную жалобу. А уполномоченные органы, в свою очередь, смогут посредством ЕПЭУ уведомлять о принятом административном решении и использовать иные формы информационного взаимодействия с остальным госаппаратом.
Перечень административных процедур, которые будут доступны через ЕПЭУ, определит Совмин.
Также предусмотрено, что все процедуры для бизнеса включат в реестр административных процедур, который будет интегрирован с общегосударственной автоматизированной информационной системой (ОАИС). По каждой процедуре в реестре должны быть указаны ее суть, уполномоченный орган, его контакты и режим работы, перечень необходимых документов, реквизиты для внесения платы и прочая полезная информация.
Проактивный формат – подсказка от госорганов
Продолжением процесса цифровизации станет внедрение проактивного формата некоторых административных процедур. Суть его в том, что при наступлении жизненной ситуации (события), служащей основанием для осуществления админпроцедуры, уполномоченный орган может сам инициировать необходимые мероприятия для подготовки административного решения (например, направить запросы, получить на них ответы) и затем уведомить заинтересованное лицо о возможности обращения за осуществлением соответствующей процедуры.
Кроме того, если заявитель обратился по поводу одной админпроцедуры, а госорган видит, что есть основания для проведения в отношении того же лица других процедур, такому лицу предложат осуществить комплекс нужных процедур и получить комплекс административных решений.
Перечень административных процедур, выполняемых в проактивном формате, опять же установит Совмин.
Эти и другие изменения, внесенные Законом от 07.12.2023 № 314-З, вступают в силу с 17 июня 2024 г.