Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №17(2711) от 01.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2179
EUR:
3.492
RUB:
3.5417
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Компании массово переходят на электронные услуги

Фото: freepik.com

В Беларуси расширяется практика передачи информации о юридических и физических лицах в цифровом виде. Это связано с сокращением затрат, а также с востребованностью сведений из государственных баз данных. Новыми возможностями активно пользуются и население, и субъекты хозяйствования.

Спрос на цифровую информацию растет

Предоставлением населению и организациям интересующей информации из множества различных источников занимается Национальный центр электронных услуг. На едином портале электронных услуг (platform.gov.by) после авторизации пользователи (на сегодня там зарегистрировано свыше 212 тыс. личных кабинетов физических и юридических лиц) могут запрашивать большой массив сведений.

К слову, этот портал обеспечивает доступ к базам данных различных министерств и ведомств и позволяет населению, субъектам хозяйствования и государственным органам получать информацию и услуги в сфере социальной защиты и налогообложения, земельно-имущественных отношений и государственных закупок, судебного производства, торговли, финансов и по многим другим вопросам.

Возможность предоставления столь широкого массива информации связана с тем, что посредством единого портала электронных услуг уже организовано взаимодействие с 55 государственными информационными системами (ресурсами), владельцами которых выступают 28 государственных органов.

Учитывая большие информационные возможности ресурса, пользователи, в т.ч. субъекты хозяйствования, активно запрашивают сведения из различных баз данных.

Так, если в 2021 г. посредством портала было оказано 17,5 млн электронных услуг, то в 2022 г. – более 76 млн, а за истекший период 2023 г. – уже свыше 70 млн услуг с использованием интернет-каналов. Отметим, что в большинстве случаев цена транзакции составляет 84 коп.

Услуги популярны у декларантов и плательщиков взносов в ФСЗН

Из десятков миллионов электронных услуг, предоставляемых пользователям, около 80% оказываются юридическим лицам. Это обусловлено тем, что большой массив информации, которую можно получить посредством единого портала информационных услуг, востребован именно субъектами хозяйствования.

Например, среди перевозчиков и декларантов таможенных процедур популярны услуги передачи в таможенные органы в электронном виде транзитных, грузовых деклараций, деклараций на товары, транспортные средства и т.д.

В электронный вид переведены уже 10 форм данных документов, планируется оцифровать и другие для того, чтобы сократить время на прохождение таможенных процедур на границе и упростить их, сообщила на пресс-конференции начальник отдела электронной коммерции Национального центра электронных услуг Светлана Караневич, отвечая на вопросы «ЭГ».

Перевозчики, оформляя таможенные декларации в электронном виде, могут заранее их подать и затем свободно и быстро пересечь границу, рассказала С. Караневич, поясняя востребованность электронных услуг у субъектов хозяйствования.

Еще одна популярная у бизнеса услуга – получение сведений из ФСЗН о страховых выплатах работодателей, связанных с начислением зарплаты работникам. Такие сведения, в частности, необходимы банкам для принятия решений о выдаче кредитов физическим лицам.

Кроме того, бизнес-пользователи портала запрашивают сведения об уплаченных налогах, а также о правах юрлица на имущество (недвижимость).

Правда, не всегда сведения, интересующие субъекты хозяйствования, можно получить посредством интернет-каналов. Многое зависит от решений госорганов, которые в силу различных причин ограничивают массив передаваемой информации.

«Любые услуги оказываются пользователям на основании соглашений, которые заключаются между нами и собственником информационной системы. Услуга оказывается по правилам, которые определил владелец ресурса», – отметила С. Караневич.

Комплексные ИКТ-услуги

Кстати, существуют и комплексные электронные услуги. Например, физические (а также юридические) лица могут проверить благонадежность и деловую репутацию организации сразу по 12 источникам информации. Это актуально, когда граждане или субъекты хозяйствования собираются воспользоваться какой-то услугой, но до заключения договора хотят проверить благонадежность контрагента.

Еще одна доступная сегодня комплексная электронная услуга – проверка автомобилей с пробегом. Благодаря базам данных ГАИ, Розыск, Белтех­осмотра, Белорусского бюро по транспортному страхованию можно получить полное досье об автомобилях.

Административные процедуры оцифруют

Наряду с цифровыми услугами единый портал электронных услуг предоставляет возможность бизнесу и физическим лицам в дистанционном режиме совершать административные процедуры.

Сейчас уже оцифрованы 112 таких процедур, к концу года (согласно поручению премьер-министра) планируется довести это количество до 200, а всего в стране свыше тысячи административных процедур.

450 из них предназначены непосредственно для юрлиц. Связаны они и с получением лицензий, сертификатов и заключений экологической экспертизы. До 2025 г. большинство таких процедур, чтобы снизить временные затраты организаций и ускорить бизнес-процессы в экономике, планируется оцифровать.

Правда, не все административные процедуры можно перевести в онлайн-формат, уточнила С. Караневич.

Например, вывоз за границу культурных ценностей предполагает получение разрешения, но вначале такую ценность обязательно следует предоставить для осмотра. Соответственно, такую административную процедуру оцифровать невозможно. Однако все остальные административные процедуры, которые возможно перевести в электронный вид, будут оцифрованы, подчеркнула С. Караневич.

Наряду с цифровизацией административных процедур в Беларуси проводится работа и по их сокращению. За последние полтора года количество таких действий, осуществляемых госорганами, уменьшилось с 1278 до 1018.

Депутат Андрей Савиных, выступая в парламенте в июне 2023 г., отметил, что затраты, связанные с выполнением регуляторных требований госорганов, относятся к транзакционным издержкам бизнеса.

По мнению экономистов-исследователей, констатировал он, транзакционные издержки в общем объеме издержек экономической деятельности составляют, по разным оценкам в отраслях, до 40%. В связи с этим депутат предложил уделять пристальное внимание оптимизации административных процедур.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений